Ремонт и отделка

Что такое казачество определение по истории. Упраздненные казачьи войска российской империи

Что такое казачество определение по истории. Упраздненные казачьи войска российской империи

В российской истории казаки – уникальное явление. Это социум, ставший одной из причин, позволивших Российской империи дорасти до столь огромных размеров, и главное – закрепить новые земли, превратив их в полноправные составляющие одной великой страны.

На счет термина «казаки» имеется такое количество гипотез, что становится понятно – его происхождение неизвестно, и спорить о нем без появления новых данных, бесполезно. Другой спор, который ведут исследователи казачества – это отдельный этнос или часть русского народа? Спекуляции на эту тему выгодны недругам России, мечтающим о ее расчленении на множество небольших государств, а потому постоянно подпитываются извне.

История появления и распространения казачества

В постперестроечные годы страну наводнили переводы иностранной детской литературы, и в американских детских книгах по географии, россияне с удивлением обнаружили, что на картах России есть огромная область — Казакия. Там проживал «особый народ» – казаки.

Сами они в подавляющем большинстве считают себя самыми «правильными» русскими и самыми ярыми защитниками православия, и история России тому лучшее подтверждение.

Впервые про них упомянуто в летописях XIV века. Сообщается, что в Сугдее, нынешнем Судаке, скончался некто Альмальчу, заколотый казаками. Тогда Судак был центром работорговли Северного Причерноморья и если бы не Запорожские казаки, то туда попадало бы куда больше пленных славян, черкесов, греков.

Также в летописи 1444 года «Повесть о Мустафе царевиче» упоминаются рязанские казаки, воевавшие с рязанцами и москвичами против этого татарского принца. В этом случае, они позиционируются как стража или города Рязани, или границ рязанского княжества, и пришли на помощь княжеской дружине.

То есть уже первые источники показывают двойственность казачества. Этим термином называли, во-первых – вольные народы, обосновавшиеся на окраинах русских земель, во-вторых – служилых людей, как городскую стражу, так и пограничные войска.

Вольное казаки во главе с атаманами

Кто осваивал южные окраины Руси? Это охотники и беглые крестьяне, люд, искавший лучшей доли и спасавшийся от голода, а также те, кто был не в ладах с законом. К ним присоединялись все инородцы, которым тоже не сиделось на одном месте, а возможно и остатки , что населяли эту территорию — хазары, скифы, гунны.

Образовав дружины и выбрав атаманов, они воевали, то за, то против тех с кем соседствовали. Постепенно сформировалась Запорожская Сечь. Вся ее история — участие во всех войнах региона, непрестанные восстания, заключение договоров с соседями и их нарушение. Вера казаков этого региона представляла собой странную смесь христианства и язычества. Они были православными и, одновременно, крайне суеверными – верили в колдунов (которые пользовались большим уважением), приметы, дурной глаз и т.д.

Угомонила их (и то не сразу) тяжелая длань Российской Империи, уже в XIX веке сформировавшая из запорожцев Азовское казачье войско, которое в основном охраняло Кавказское побережье, и успело показать себя в Крымской войне, где пластуны – разведчики их войска показывали удивительную ловкость и удаль.

Мало кто сейчас помнит о пластунах, а вот удобные и острые пластунские ножи до сих пор популярны и их можно приобрести сегодня в магазине Али Аскерова – kavkazsuvenir.ru .

В 1860 началось переселение казаков на Кубань, где после соединения с другими казачьими полками из них было создано Кубанское казачье войско. Примерно также сформировалось другое вольное войско – Донское. Впервые оно упоминается в жалобе, которую царю Ивану Грозному прислал ногайский князь Юсуф, возмущенный тем, что донцы и «города поделали» и его людей «стерегут, забирают, до смерти бьют».

Люди, по разным причинам бежавшие на окраину страны, сбивались в ватаги, выбирали атаманов и жили, как могли – охотой, грабежами, набегами и службой соседям, когда случалась очередная война. Это сближало их с запорожцами – они вместе ходили в походы, даже в морские.

Но участие казаков в народных восстаниях, заставило русских царей заняться наведением порядка на их территориях. Петр I включил этот край в Российскую империю, его жителей обязал служить в царской армии, а на Дону повелел построить ряд крепостей.

Привлечение к государевой службе

Видимо, почти одновременно с вольным казачеством, на Руси и в Речи Посполитой появились казаки, как род войск. Часто это были те же самые вольные казаки, сначала просто воевавшие в качестве наемников, охранявшие границы и посольства за плату. Постепенно они превратились в отдельное сословие, выполнявшее те же функции.

История русского казачества богата на события и крайне запутана, но если вкратце — сначала Русь, потом Российская империя почти на всем протяжении своей истории расширяла свои границы. Иногда ради земли и охотничьих угодий, иногда для самозащиты, как в случае с Крымом и , но всегда в числе отборных войск были казаки и они же селились на завоеванных землях. Или сначала они селились на свободных землях, а потом царь приводил их к повиновению.

Они строили станицы, возделывали землю, защищали территории от нежелающих жить мирно соседей или, недовольных присоединением, аборигенов. С мирными жили мирно, частично перенимая их обычаи, одежду, язык, кухню и музыку. Это привело к тому, что одежда казаков разных регионов России серьезно отличается, также различны говор, обычаи и песни.

Самый яркий пример тому – казаки Кубани и Терека, которые довольно быстро переняли у народов Кавказа такие элементы одежды горцев, как , черкеску, . Их музыка и песни, также приобрели кавказские мотивы, например, казачья , очень похожая на горскую. Так возникло уникальное культурное явление, с которым может познакомиться любой желающий, сходив на концерт Кубанского казачьего хора.

Крупнейшие казачьи войска России

К концу XVII века казачество в России постепенно стало трансформироваться в те объединения, которые и заставили весь мир считать их элитой русской армии. Процесс завершился в XIX веке, и конец всей системе положила Великая октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война.

В тот период выделялись:

  • Донские казаки.

О том, как они появились, рассказано выше, а их государева служба началась в 1671 году, после присяги царю Алексею Михайловичу. Но только Петр Великий преобразовал их окончательно, запретил выбор атаманов, ввел свою иерархию.

В итоге Российская империя получила хоть поначалу и не очень дисциплинированное, но зато храброе и опытное войско, которое в основном использовалось для охраны южной и восточной границы страны.

  • Хопeрские.

Эти жители верховьев Дона упоминались еще во времена Золотой Орды, и сразу позиционировались как «Козаци». В отличие от вольных людей, живших ниже по Дону, были отличными хозяйственниками – имели отлаженное самоуправление, строили крепости, верфи, разводили скот, пахали землю.

Присоединение к Российской империи было довольно болезненным – хоперцы успели поучаствовать в восстаниях. Они подверглись репрессиям и реорганизациям, побывать в составе Донского и Астраханского войска. Весной 1786 года ими усилили Кавказскую линию, принудительно переселив на Кавказ. Тогда же их пополнили крещеными персами и калмыками, коих к ним было приписано 145 семейств. Но это уже история кубанских казаков.

Интересно, что еще не раз к ним присоединялись представители других национальностей. После Отечественной войны 1812 года к Оренбургскому казачьему войску приписали тысячи, принявших российское подданство, французов — бывших военнопленных. А поляки из армии Наполеона стали сибирскими казаками, о чем сейчас напоминают только польские фамилии их потомков.

  • Хлыновские.

Основанный новгородцами еще в Х веке, город Хлынов на реке Вятке, постепенно стал развитым центром большого края. Удаленность от столицы, позволила вятичам создать собственное самоуправление, а к XV веку начать серьезно досаждать всем соседям. Иван III прекратил эту вольницу, разгромив их и присоединив эти земли к Руси.

Лидеры были казнены, знать расселена в подмосковных городках, остальных определили в холопы. Немалая их часть с семьями, успели уйти на судах – на Северную Двину, на Волгу, на Верхнюю Каму и Чусовую. Позднее купцы Строгановы нанимали их отряды для охраны своих приуральских имений, а также для завоевания сибирских земель.

  • Мещерские.

Это единственные казаки, изначально не славянского происхождения. Их земли — Мещерская Украина, находившиеся межу Окой, Мещерой и Цной заселяли фино-угорские племена, перемешанные с тюрками – половцами и берендеями. Основная их деятельность – скотоводство и грабежи (казакование) – соседей и купцов.

В XIV веке они уже служили русским царям — охрана посольств, отправляемых в Крым, Турцию и Сибирь. В конце XV века упоминаются в качестве военного сословия, участвовавшего в походах на Азов и Казань, охранявшего границы Руси от нагайцев и калмыков. За поддержку самозванцев в Смутное Время мещеряков выгнали из страны. Часть выбрала Литву, другая поселилась в Костромском крае и затем участвовала в образовании Оренбургского и Башкирско-мещерякского казачьих войск.

  • Северские.

Это потомки северян – одного из восточнославянских племен. Они в XIV-XV веках имели самоуправление типа запорожского и часто подвергались набегам своих беспокойных соседей — ордынцев. Закаленных в боях севрюков, с удовольствием брали на службу московские и литовские князья.

Начало их концу также положило Смутное время — за участие в восстании Болотникова. Земли северских казаков были колонизированы Москвой, а в 1619 году вообще поделены между ней и Речью Посполитой. Большая часть севрюков перешла в положение крестьянства, часть подалась в запорожские или донские земли.

  • Волжские.

Это те самые хлыновцы, которые поселившись в Жигулевских горах, разбойничали на Волге. Московским царям не удавалось их утихомирить, что впрочем, не мешало им пользоваться их услугами. Уроженец этих мест Ермак со своим войском в XVI веке покорял Сибирь для России, в XVII все Волжское войско обороняло ее от Калмыцкой Орды.

Помогали донцам и запорожцам воевать с турками, затем служили на Кавказе, мешая , черкесам, кабардинцам, туркам и персам совершать набеги на российские территории. Во время правления Петра I участвовали во всех его походах. Он же в начале XVIII века повелел переписать их, и составить в одно войско – Волгское.

  • Кубанские.

После русско-турецкой войны возникла необходимость заселить новые земли и, одновременно, найти применение запорожцам – буйным и плохо управляемым подданным Российской империи. Им была пожалована Тамань с окрестностями, а сами они получили название – Черноморское казачье войско.

Затем, после долгих переговоров им отдали и Кубань. Это было впечатляющее переселение казаков — порядка 25 тысяч человек перебрались на новую родину, занялись созданием оборонительной линии и хозяйствованием на новых землях.

Сейчас об этом напоминает памятник казакам – основателям земли Кубанской, установленный в Краснодарском Крае. Переустройство под общие стандарты, смена формы на одежду горцев, а также пополнение казачьими полками из других регионов страны и просто крестьянами и отставными солдатами привело к созданию совершенно новой общности.

Роль и место в истории страны

Из вышеперечисленных, исторически сложившихся сообществ, к началу XX века были сформированы следующие казачьи войска:

  1. Амурское.
  2. Астраханское.
  3. Донское.
  4. Забайкальское.
  5. Кубанское.
  6. Оренбургское.
  7. Семиреченское.
  8. Сибирское.
  9. Уральское.
  10. Уссурийское.

Всего их (с семьями) к тому времени было почти 3 миллиона, это чуть больше 2% населения страны. При этом они участвовали во всех мало-мальски важных событиях страны – в охране границ и важных лиц, военных походах и сопровождении научных экспедиций, в усмирении народных волнений и национальных погромах.

Они проявили себя настоящими героями во время Первой Мировой войны и, по утверждению некоторых историков, запятнали себя Ленским расстрелом. После революции часть их присоединилась к белогвардейскому движению, часть с энтузиазмом приняла власть большевиков.

Наверно, ни один исторический документ так точно и пронзительно не сможет пересказать, что тогда творилось в среде казачества, как смог это сделать писатель Михаил Шолохов в своих произведениях.

К сожалению, на этом беды этого сословия не прекратились – новая власть стала последовательно проводить политику расказачивания, отнимая их привилегии и репрессируя тех, кто посмел возражать. Объединение в колхозы тоже нельзя было назвать гладким.

В Великой Отечественной войне казачьи кавалерийские и пластунские дивизии, которым вернули традиционную форму, показали хорошую выучку, военную смекалку, храбрость и настоящий героизм. Семи кавкорпусам и 17-ти кавдивизиям присвоили гвардейские звания. Немало выходцев из казачьего сословия служило в других частях, в том числе добровольцами. Всего за четыре года войны 262-м кавалеристам было присвоено звание Героя Советского Союза.

Казаки – герои ВОв, это известные всей стране генерал Д. Карбышев, адмирал А. Головко, генерал М. Попов, танковый ас Д. Лавриненко, конструктор оружия Ф. Токарев и др.

Немалая часть тех, кто ранее сражался против Советской власти, увидев, какая беда угрожает родине, оставив политические взгляды в стороне, приняли участие во II-й мировой на стороне СССР. Однако были и те, кто встал на сторону фашистов в надежде, что они скинут коммунистов и вернут Россию на прежний путь.

Менталитет, культура и традиции

Казаки – народ воинственный, своенравный и гордый (зачастую излишне), из-за чего у них всегда были трения с соседями и земляками, не относившимися к их сословию. Зато эти качества нужны в бою, а потому приветствовались внутри общин. Сильным характером обладали и женщины, на которых держалось все хозяйство, так как большую часть времени мужчины были заняты войной.

Язык казаков, имея в основе русский, приобрел свои особенности, связанные как с историей казачьих войск, так и с заимствованиями из . Например, кубанская балачка (диалект) похожа на юго-восточный украинский суржик, донская балачка ближе к южно-русским диалектам.

Главным оружием казаков было принято считать шашки и сабли , хотя это не совсем так. Да, кубанцы носили , особенно черкесские, а вот черноморцы предпочитали огнестрельное оружие. Помимо основного средства защиты каждый носил нож или кинжал .

Какое-то однообразие в вооружении появилось только во второй половине XIX века. До этого каждый выбирал сам и, судя по сохранившимся описаниям, выглядели оружие весьма живописно. Оно являлось честью казака, поэтому оно всегда было в идеальном состоянии, в отличных ножнах, часто богато украшенных.

Обряды казаков, в общем, совпадают с общерусскими, но имеют и свою специфику, вызванную образом жизни. Например, на похоронах за гробом покойного вели его боевого коня, а следом уже шли близкие. В доме вдовы, под образами лежала шапка мужа.

Особыми ритуалами сопровождались проводы мужчин на войну и их встреча, к их соблюдению относились очень серьезно. Но самым пышным, сложным и радостным событием была свадьба казаков. Действо было многоходовым – смотрины, сватовство, празднование в доме невесты, венчание, празднование в доме жениха.

И все это под специальные песни и в самых лучших нарядах. Костюм мужчины обязательно включал оружие, женщины в яркой одежде и, что было неприемлемо для крестьянок, с непокрытой головой. Платок лишь прикрывал узел волос на затылке.

Сейчас казаки живут во многих регионах России, объединяются в различные сообщества, активно участвуют в жизни страны, в местах их компактного проживания детям факультативно преподают историю казачества. Учебники, фото и видео знакомят молодежь с обычаями, напоминают, что их предки из поколения в поколение отдавали свои жизни во славу Царя и Отечества.

Отношение к современным казакам в России не менее противоречиво, чем роль самих казаков в развитии государства и общества. Одни называют этих людей, претендующих на статус отдельного сословия, ряжеными и псевдопатриотами, другие видят в казаках зачатки возрождения основ нравственности и культуры той России, которую мы когда-то потеряли. Однако современное казачество – целое явление, которому, как и любому другому, явлению сложно дать однозначную оценку, да и всех внешних потугах однозначная оценка будет очевидно однобокой и потому бессмысленной. А потому постараемся взглянуть на представителей современного казачества с разных сторон. Цель одна: попытаться прояснить ситуацию с тем, что же собой в реальности представляют люди, называющие себя казаками.


Не будем касаться исторического аспекта появления казаков в истории России, потому что эта тема уже озвучивалась на «Военном обозрении». Сделаем упор именно на современный этап существования русского казака.

Для начала нужно сделать попытку отделить мух от котлет. Дело в том, что казачество (по крайней мере с той позиции, которая обозначается сегодня) представляется отнюдь не как этнический пласт, а, скорее, как общественная организация, призванная решать определенные проблемы. Какие проблемы? Чьи проблемы? А вот тут и заключается главный вопрос. Кто-то использует сам термин «казак» как некий синоним чести и преданности, патриотизма и глубины нравственных традиций, а кто-то готов сделать из этого слова для себя некий набор преференций, позволяющих утолить необузданное самолюбие. Одни вполне готовы послужить Отечеству на добровольной основе, другие же стараются наспех слепить из самих заявлений о гипотетическом служении Родине банальную PR-акцию, которая может, по мнению таких людей, добавить им определенных общественных, а то и политических, бонусов.

Приведем несколько примеров того, как успели за последнее время проявить себя казаки нового поколения. Чтобы ситуация была представлена максимально полно, и каждый смог оценить роль казаков в общественной жизни, представим несколько сюжетов, как позитивного, так и негативного характера.

С конца прошлого года несколько успокоилась ситуация с так называемыми казачьими патрулями в крупных городах России. Деятельность казаков, которые при согласовании с местными правоохранительными органами выходили на улицы Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа для проведения мероприятий по охране правопорядка, удостоилась диаметрально противоположных оценок. Одни, видя людей в форме, не закрепленной ни за одним из воинских или полицейских подразделений, открыто высказывали свой негатив и явно не собирались подчиняться требованиям казачьего патруля. Другие реагировали вполне спокойно и считали, что охрана общественного порядка с использованием казачьих дружин – мероприятие, которое проявляет себя вполне положительно.

Рассказывает казак ВКО «Резервное казачье войско» «Всевеликое войско Донское» А.Попов:

Меня, как рядового казака, привлекали для охраны общественного порядка во время празднования дня города. Задача передо мной и группой других казаков была поставлена следующая: мы должны были не допускать в места массового скопления людей изрядно подвыпивших лиц, а при излишнем желании таковых попасть на празднества, докладывать об инциденте своему непосредственному главе. Он уже связывался с полицейскими, которые хулигана и повязывали. Полномочий на то, чтобы самим принимать меры в отношении нарушителей, у нас не было.

Другой случай.
Москва. Конец прошлого года. Белорусский вокзал. Группа казаков, которая впоследствии была представлена как казачий патруль, осуществляла охрану правопорядка уже при наличии более широких полномочий, которые и вызвали дискуссию в обществе. Речь идет о том, что казачий патруль осуществлял рейд и выявлял места незаконной торговли. Обсуждению подверглось то, что казаки при выявлении мест незаконной торговли приступали к изъятию товара и погрузке его в заранее подготовленный автобус. Как утверждали сами казаки, автобус принадлежал ОБЭП, и все их действия с ОБЭПовцами были согласованы. Однако после столь рьяного исполнения обязанностей казаками, в прессе стала проскакивать информация о том, что казаки стали инструментом для дележа рынка в весьма бойком для торговли месте столицы.

Казачий патруль в Москве в работе

После того нашумевшего рейда сам первый зам атамана ВКО «Центральное казачье войско» генерал Колесников заявил, что первую попытку можно назвать не самой удачной. Очевидно, обсуждались и новые попытки принятия участия казаков в рейдах по Москве, но систематическими эти рейды явно не стали. Видимо, всё дело в том, что сами власти (не только региональные, но и федеральные) до сих пор не решили, что же им делать с таким «счастьем» (или без кавычек?) как современное казачество. Дашь полномочия, - думает власть, - могут и на шею сесть; не дашь полномочий, - потеряется электорат, а голоса ой как нужны… В общем, целая дилемма.

Одним из губернаторов, который решил регламентировать деятельность казаков в своем регионе, сегодня является глава Воронежской области Алексей Гордеев. Не так давно он обсуждал с лидерами местного казачества проблемы взаимодействия казаков с органами местной власти. На встрече атаман Центрального казачьего войска В.Налимов вышел с предложением для министерства образования создать в области учебное заведение, которое будет именовать единым казачьим кадетским корпусом. Саму возможность создания такого учебного заведения в области Вячеслав Налимов связывает с тем, что в области сильны казачьи традиции и есть все возможности для претворения в жизнь такого рода идеи. Кроме того, атаман Налимов предложил губернатору Гордееву создать военный учебно-методический центр казачьего войска, который бы мог стать местом для качественной подготовки молодых воронежцев к службе в армии. Планируется, что такой центр можно было бы разместить к северу от столицы Черноземья. Алексей Гордеев пообещал, что готов лично посодействовать реализации намеченных планов, ведь они в первую очередь направлены на заботу о подрастающем поколении и на реализацию планов всеобъемлющей допризывной подготовки.


Поднятие государственного флага в Матвея Платова кадетском казачьем корпусе (Воронежская область)


Зимние сборы кадетов Матвея Платова кадетского казачьего корпуса (Воронежская область)

На этом, казалось бы, благостном фоне взаимодействия казаков и официальных властей та же Воронежская область превращается в место активного противостояния казачьих дружин с теми, кто пытается продвинуть бизнес-проект по разработке никелевых месторождений в Хоперском заповеднике. Компания, которая уже в ближайшее время собирается начать разработки никеля на территории так называемого Еланского месторождения, встречает невиданное для современной России сопротивление общественности, на поддержку которой встали и казаки. В течение нескольких месяцев в месте, где разработчик собирается проводить добычу металла (а это буквально самое сердце плодородных черноземов России), казаками Второго Хоперского округа выставлены посты. Казаки уже пообещали, что если на территории заповедника увидят тяжелую технику и людей, готовящихся к разработке воронежских недр, они готовы дать настоящий бой представителям добывающей компании.


Казачий пост на месте подготовки к разработкам никелевого месторождения (Воронежская область) (беседа с полицией)

Эти слова казачьих атаманов вызвали одобрение со стороны местного населения и ситуация стала выглядеть весьма напряженной еще и потому, что в одном из своих интервью губернатор Гордеев заявлял, что не позволит губить воронежские черноземы ровно до того момента, пока он занимает губернаторское кресло. Однако, несмотря на это бизнес-лобби продвигает идею безопасности разработок. Правда, при этом представители этого самого лобби не упоминают о том, что о никелевом месторождении под Воронежем было известно еще в советские годы. Но в то время целым рядом ученых были опубликованы материалы, согласно которым добыча никеля в Черноземье может привести к тяжелейшим экологическим последствиям. Мало того, содержание никеля в руде в области относительно невысокое, а потому не факт, что добыча будет рентабельной. Перспектива получить у себя под боком вместо плодородных почв фактически обезвоженную и изрытую пустыню, которая может со временем быть объявлена «не совсем удачным итогом проекта добычи никеля» – явно не впечатляет воронежцев.

Противостояние между общественностью, которую косвенно поддерживает губернатор Гордеев и совсем даже не косвенно - представители 2-го Хоперского округа казачьего ВВД, и лоббистами-добытчиками начинает проявлять настоящую остроту. Буквально на днях, часовые того самого казачьего поста на месторождении остановили группу геологоразведчиков, которые готовились приступить к проведению очередной порции исследовательских работ. Выяснив, чьи интересы геологи представляют, а также их решительность начать свои работы, воронежские казаки совместно с другими местными жителями решили показать «гостям» всё своё «радушие». В итоге встреча закончилась тем, что геологи основательно получили казачьими нагайками, после чего обратились в полицию. В отношении казаков и ряда экологов было возбуждено уголовное дело.


Полиция всё активнее посещает казачий пост

После этого «первого боя за никель» общественность снова разделилась. Одни назвали казаков «ряжеными пиарщиками», другие, наоборот, вступились за них, заявляя, что это, по всей видимости, единственная сила, которая еще что-то может противопоставить варварскому отношению к российским богатствам.


Обращение казаков к президенту Владимиру Путину


А вот и яркий представитель "ряженой сотни"

Напомним, что в сентябре прошлого года Владимир Путин утвердил стратегию российского казачества. Вот несколько пунктов документа:
а) привлечение российского казачества к выполнению задач по обеспечению безопасности и обороноспособности Российской Федерации, прохождению членами казачьих обществ военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, включение членов казачьих обществ в мобилизационный людской резерв для обеспечения гарантированного доукомплектования в установленные сроки Вооруженных Сил Российской Федерации, а также создание эффективной системы воинского учета членов казачьих обществ;
б) привлечение российского казачества к участию в охране общественного порядка и обеспечении экологической и пожарной безопасности, к реализации мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, гражданской обороне, природоохранной деятельности;
в) привлечение российского казачества к участию в охране государственной границы Российской Федерации;
г) максимальное использование в местах традиционного и компактного проживания казаков потенциала казачьих обществ для привлечения членов этих обществ к охране лесов, объектов животного мира, объектов культурного наследия;
д) привлечение российского казачества к государственной и иной службе в других сферах деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В Стратегии прописана, в том числе, как историческая казачья геральдика, так и система по разработке новых геральдических знаков, формы одежды, наград и знаков отличия.

Главное, чтобы и казачество, и государство при этом не забывали, что главная их цель – всё-таки защита прав и свобод всех без исключения граждан России, а не только тех, кто входит в плеяду избранных, достойных особого внимания. Хотелось бы верить, что в этом плане государство и современные казаки единодушны.

Объединила Украину с ней.

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Так Н. С. Коршиков и В. Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р. Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л. Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII - XV в.в. »

После покорения монголами, касоги бежали на север, и смешались с подонскими бродниками, которое унаследовали их имя - казак. При этом известно, что сами бродники приняли сторону монголов, сражались против Руси в Битве на Калке . Так и образовалась первая ячейка казачества, изначально на службе Орды .

Многие старинные казачьи сказания начинаются со слов "От крови сарматской, рода-племени черкасского, дозвольте братья-казаки слово молвить не о гибели Видара Великого и походах сына его Куди-Ярого, славного тысячника и любимца Батыева. А о делах отцов и дедов наших, проливавших кровь за Россию-матушку и сложивших головы за царя-батюшку...". "Покоренное татарами, так сказать отатарившееся, казачество, осыпанное милостями ханов, стало представлять из себя лихую непобедимую конницу в передовых завоевательных полчищ этих варваров - джигитов (от древних чигов и гетов), а также отряды телохранителей ханов и их вельмож. Русские историки XVIII в. Татищев и Болтин говорят, что татарские баскаки, посылаемые на Русь ханами для сбора дани, всегда имели при себе отряды этих казаков. Но как бы ни ласкали ханы своих телохранителей, ни предоставляли им разные льготы и вольности, свободолюбивый дух казачества еще жил в них; слишком памятны были им их древние предания, связанные с многовековой борьбой с соседними народами за свободу и независимость."

Монголы лояльно относились к сохранению поданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство , которое позволило казакам сохранить свою идентификацию.

Известно то, что в 1380-м году казаки преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали против Мамая в Куликовской битве .

Однако в 1395-м году состоялось нашествие Тамерлана на Русь. Хотя до Москвы Тамерлан не дошёл, его рати прошли по Дону и взяли огромный полон. Впоследствии Дон опустел, а казаки ушли на север и рассеялись, многие осели на Верхним Дону, а также сформировались общины в бассейнах других рек , и именно это совпадает с первыми упоминаниями казаков на Волге , Днепре , Тереке и Яике .

Казак Мамай

В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский , по прозвищу «Мамай », сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков .

Русский устав станичной сторожевой службы был составлен боярином М. И. Воротынским в г. По нему сторожевую службу несли станичные (сторожевые) казаки или станичники, городовые же (полковые) казаки защищали города.

Образование казачьих войск

Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии. К концу царствования Петра Великого вслед за донскими и яицкими казаками в ведомство военной коллегии перешли и остальные казачьи общины. Внутреннее их устройство было преобразовано, была введена иерархия правительственных властей. Подчинив своей власти казаков в числе 85 тыс. человек, правительство использовало их для колонизации вновь завоёванных земель и охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной.

В первой половине XVIII века были созданы новые казачьи войска: Оренбургское , Астраханское , Волжское . В конце XVIII века создаются Екатеринославское и Черноморское казачьи войска.

Освоение новых земель

Со временем, казачье население продвигалось вперёд на необжитые земли, расширяя государственные пределы. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Кавказа , Сибири (экспедиция Ермака), Дальнего Востока и Америки .

казаки - эти красивейшие своей отвагой из всех рыскавших по еще молодой тогда и просторной земле человеческих хищников, с крестом на шее и несколькими зарядами за пазухой устремляются к Охотскому морю, с него на Камчатку, с Камчатки на Курильские острова, с Курильских на Алеуты, с Алеутов на никому, кроме русских, неизвестный американский берег. Бесстрашно носясь на сколоченных из подручного материяла судах по волнам вечно сердитого и вечно кутающегося в холодную мглу Великого океана, они выписывают на бесчисленных островах его, мысах, бухтах и вулканах целый календарь православных святых, вперемежку с именами Прибыловых, Вениаминовых, Павловых, Макушиных, Шумагиных, Куприяновых и т. д. и т. д.

Казаки в начале XX века

Кубанские казаки в мае 1916 года.

Расказачивание

После революции казачьи войска были расформированы, так как они по большей части приняли сторону белого движения . В годы гражданской войны казачье население подверглось массовым репрессиям в процессе, согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 года, беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путём поголовного их истребления» , и казакам, «принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью» , инициированного Оргбюро ЦК в лице его Председателя Я. М. Свердлова . Лишь в недавнее время Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г № 632 «О мерах по реализации Закона Российской Федерации „О реабилитации репрессированных народов“ в отношении казачества» жертвы массового террора были реабилитированы .

Казаки во Второй мировой войне

Во время Второй мировой войны в составе Красной армии сражались 4-й гвардейский Кубанский казачий кавалерийский корпус, 5-й гвардейский Донской казачий кавалерийский корпус, казачество в составе РККА , конно-механизированные группы, пластунские дивизии, казачьи сотни и отряды ополченцев. Однако многие казаки рассматривали немецкое вторжение как возможность продолжить Гражданскую войну против большевиков. На стороне вермахта сражались 15-й казачий кавалерийский корпус СС в Хорватии , Казачий Стан на территории СССР , Польши и Италии . По данным С. М. Маркедонова, только «через казачьи части на стороне Германии в период с октября 1941 по апрель 1945 гг. прошло около 80 000 человек, из которых, вероятно, только не более 15-20 тысяч человек были казаками по происхождению».

Казаки в Великой Отечественной войне

В 1936 году в связи с возникновением опасности агрессии со стороны Германии были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года :

В соответствии с приказом Наркома обороны К. Е. Ворошилова N 67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. 15 мая 1936 года 10-я территориальная кавалерийская Северокавказская дивизия была переименована в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, 12-я территориальная кавдивизия, размещенная на Кубани была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию, 4-я кавалерийская Ленинградская Краснознаменная дивизия имени товарища Ворошилова была переименована в 4-ю Донскую казачью Краснознаменную дивизию имени К. Е. Ворошилова, 6-я кавалерийская Чонгарская Краснознаменная имени товарища Буденного переименована в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С. М. Буденного, на Дону так же была сформирована 13-я Донская территориальная казачья дивизия. Кубанские казаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии , 9-й пластунской стрелковой дивизии , 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименован в 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус), оренбургские казаки служили в 11-й (89-й) 8-й Гвардейской Ровенской ордена Ленина, ордена Суворова казачьей кавалерийской дивизии и ополченческой казачьей дивизии в г. Челябинске. В состав отрядов иногда включались казаки, ранее служившие в Белой армии (как, например, К. И. Недорубов ) или имеющие родство с репрессированными и неблагонадежными лицам. Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещенной казачьей формы . Казачьими частями командовали Н. Я. Кириченко, А. Г. Селиванов , И. А. Плиев , С. И. Горшков , М. Ф. Малеев , Я. С. Шарабурко, П. Я. Стрепухов , В. С. Головской , Ф. В. Камков, М. И. Суржиков и другие военачальники как казачьего, так и неказачьего происхождения. Также к таким командирам можно отнести и маршала К. К. Рокоссовского, что командовал Кубанской бригадой в боях на КВЖД ещё в 1934 г. В 1936 г. была утверждена парадная форма для казачьих частей. В этой форме и шли казаки на Параде Победы 24 июня 1945 г. Первый парад в составе РККА с участием казачьих частей должен был пройти 1 Мая 1936 г. Однако в силу разных причин (и политических в том числе - у власти все ещё были те кто «расказачивал» в Гражданскую казаков) участие в военном параде казаков было отменено. После того как Сталиным и его группой была ликвидированна троцкистская оппозиция в СССР, тянувшая страну в капиталистическую экономику, казачьи подразделения в составе РККА прошли военным парадом 7 ноября 1938 года по Красной площади, в очередную годовщину Октябрьсклй революции.

С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против немецко-фашистских захватчиков. 2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Н. Я. Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских , 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных сил вермахта , продвигающихся от Ростова на Краснодар. Казаками были уничтожены до 1800 солдат и офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены 18 орудий и 25 минометов.

На Дону казачья сотня из станицы Березовской под командованием 52-летнего казака, старшего лейтенанта К. И. Недорубова в бою под Кущёвской 2 августа 1942 года в рукопашной схватке уничтожила свыше 200 солдат вермахта , из которых 70 было уничтожено К. И. Недорубовым, получившим звание Героя Советского Союза .

В большинстве случаев вновь сформированные казацкие части, добровольческие казацкие сотни были плохо вооружены, в отряды, как правило, приходили казаки с холодным оружием и колхозными лошадями. Артиллерия, танки, противотанковые и зенитные средства, подразделения связи и саперов в отрядах, как правило, отсутствовали, в связи с чем отряды несли огромные потери. К примеру, как упоминается в листовках кубанских казаков «они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью» Также большое количество казаков вливалось добровольцами в национальные части Северного Кавказа. Такие части создавались осенью 1941 г. по примеру опыта Первой Мировой войны. Эти кавалерийские части в народе точно также назывались «Дикими дивизиями». Например осенью 1941 г. в Грозном формировался 255 отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк. В его составе было несколько сотен казаков-добровольцев из числа выходцев из сунженских и терских станиц. Полк воевал под Сталинградом в августе 1942 г., где за два дня боев, 4-5-го августа у станции (разъезда) Чилеково (от Котельниково к Сталиграду) потерял в боях против частей 4-й танковой армии Вермахта 302 бойца во главе с комиссаром полка, ст. политруком Имадаевым М. Д.. Русских-казаков среди погибших и пропавших без вести этого полка в эти два дня - 57 человек. Также казаки-добровольцы воевали во всех национальных кавалерийских подразделениях от остальных республик Северного Кавказа.

Перепись населения 2002 г.

Согласно Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 140 028 казаков, из них 95,5 % - в Южном федеральном округе . Абсолютным лидером здесь является Ростовская область , там живёт 62,5 % казаков России. Значительную часть казаков приняли у себя Волгоградская область , Краснодарский и Ставропольский края - 14,7, 12,5 и 2,8 % соответственно.

Казачьи войска и объединения

Казачьи войска на начало XX века

На момент переписи населения 1897 г. суммарная численность казаков на России составляла 2 928 842 чел. (мужчин и женщин), или 2,3 % всего населения без учёта Финляндии.

К началу первой мировой войны существовало одиннадцать казачьих войск.

  • Донское казачье войско , старшинство - 1570 (Ростовская, Волгоградская, Калмыкия, Луганская, Донецкая)
  • Оренбургское казачье войско , 1574(Оренбургская, Челябинская, Курганская в России, Кустанайская в Казахстане)
  • Терское казачье войско , 1577 (Ставропольский, Кабардино-Балкария, С. Осетия, Чечня, Дагестан)
  • Сибирское казачье войско , 1582 (Омская, Курганская, Алтайский край, Северо-Казахстанская, Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Семипалатинская, Восточно-Казахстанская)
  • Уральское казачье войско , 1591 (до 1775 - Яицкое) (Уральская, бывшая Гурьевская в Казахстане, Оренбургская (Илекский, Ташлинский, Первомайский районы) в России)
  • Забайкальское казачье войско , 1655 (Читинская, Бурятия)
  • Кубанское казачье войско , 1696 (Краснодарский, Адыгея, Ставропольский, Карачаево-Черкесия)
  • Астраханское казачье войско , 1750 (Астраханская, Самарская)
  • Семиреченское казачье войско , 1852 (Алматинская, Чимкентская)
  • Амурское казачье войско , 1855 (Амурская, Хабаровский)
  • Уссурийское казачье войско , 1865 (Приморский, Хабаровский)

Во время распада Российской империи и гражданской войны были провозглашены несколько казачьих государственных образований:

  • Терская Казачья Республика
  • Уральская Казачья Республика
  • Сибирско-Семиреченская Казачья Республика
  • Забайкальская Казачья Республика

Владимиров. Яицкие казаки в походе

Цвета казачьих войск

Помимо отличий в форме между различными казачьим войсками существовали и различия в цвете мундиров и лампасов с околышами фуражек:

  1. амурские казаки - темно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон зелёный, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем
  2. астраханские казаки - синие мундиры, желтые лампасы, погон жёлтый, фуражка синяя с жёлтым околышем
  3. донские казаки - синие мундиры, красные лампасы, погон синий с красным кантом, фуражка синяя с красным околышем
  4. енисейские казаки - мундир защитного цвета, красные лампасы, погон красный, фуражка защитного цвета с красным околышем
  5. забайкальские казаки - тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый, фуражка темно-зелёная с жёлтым околышем
  6. кубанские казаки - черная или так называемая сиреневая черкеска с газырями, черные шаровары с малиновым полулампасом, папаха или кубанка (у пластунов) с малиновым верхом, малиновые погоны и башлык. То же у терских казаков, только цвета светло синие
  7. сибирские казаки - мундир защитного цвета, алые лампасы, погон алый, фуражка защитного цвета с алым околышем
  8. терские казаки - чёрный мундир, светло-синий кант, погон светло-синий, фуражка чёрная со светло-синим околышем
  9. оренбургские казаки - тёмно-зелёные мундиры (чекмень), шаровары серо-синие, светло-синие лампасы, погон светло-синий, тулья фуражки тёмно-зелёная со светло-синим кантом и околышем
  10. уральские казаки - синие мундиры, малиновые лампасы, погон малиновый, фуражка синяя с малиновым околышем
  11. уссурийские казаки - тёмно-зелёные мундиры, жёлтые лампасы, погон жёлтый с зелёным кантом, фуражка тёмно-зелёная с жёлтым околышем

Современные казачьи войска

Казаками считают себя около 7 млн человек в России и ближнем зарубежье.

В - гг. было воссоздано и создано около двух десятков казачьих войск, объединённых в Союз казаков России (кроме Донского казачьего войска):

Современная нашивка Кубанского Казачьего Войска

  • Амурское казачье войско (Амурская)
  • Астраханское казачье войско (Астраханская)
  • Всекубанское казачье войско (Краснодарский, Адыгея, Карачаево-Черкесия, Абхазия)
  • Донское казачье войско (Калмыкия, Ростовская, Волгоградская, Луганская Украины) - не входит в Союз казаков России
  • Енисейское казачье войско (Красноярский)
  • Забайкальское казачье войско (Читинская, Бурятия)
  • Иркутское казачье войско (Иркутская)
  • Оренбургское казачье войско (Оренбургская, Свердловская, Челябинская, Курганская, Башкортостан)
  • Ставропольский союз казаков (Ставропольский)
  • Союз казаков Восточно-казахстанской области (северо-восточный Казахстан)
  • Камчатский отдельный казачий округ (Камчатка)
  • Сахалинский отдельный казачий округ (Сахалин)
  • Северо-Западный отдельный казачий округ (Ленинградская и соседние)
  • Курский казачий округ (Курская)
  • Прикамский отдельный казачий округ (Пермский, Удмуртия)
  • Северо-Донской казачий округ (Воронежская)
  • Якутский казачий полк (Якутия)

Союз казаков России

Союз казаков России был образован 28-30 июня 1990 на учредительном Большом казачьем круге в Москве. Принят Устав, учреждены Совет атаманов и Атаманское правление. Первым Атаманом назначен Александр Мартынов. В правлении кроме Атамана входят 2 товарища атамана, кошевой атаман и 8 войсковых старшин.

На Большом совете атаманов в Краснодаре 29 ноября - 1 декабря 1990 года Союз принял «Декларацию казачества России» и учредил знамя, знаки отличия и статут походного атамана. 7-10 ноября 1991 года в Ставрополе прошёл II Большой круг (съезд) Союза казаков. Большой круг высказался за присоединение к России Северного Казахстана, Южной Осетии и ряда других «исконно русских» территорий и поддержал создание казачьих республик в составе России.

В 2000 на очередном Большом круге казаков России было принято решение о создании общественно-политического движения «Казаки России».

Подразделениями Союза, включающими территориально близкие казачьи войска и округа, являются Союз сибирских казаков, Союза казаков Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Постановлением Совета Атаманов Союза Казаков России № 4 от 19 февраля 2006 года , для поощрения членов «Союза Казаков» за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, Веры Православной, воспитании подрастающего поколения, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности, за иные заслуги перед Союзом Казаков, были учреждены следующие награды:

Созданы также структуры, не вошедшие в Союз казаков России: в ноябре 1991 в Новочеркасске - Союз казачеств Юга России (в основном - Донское казачье войско), в июле 1993 в Москве - Союз казачьих войск России и зарубежья. Балтийский отдельный корпус казачьих войск

Союз казачеств Юга России

Союз казачеств Юга России был организован 17 ноября 1991 года на Большом Совете атаманов Донского казачьего войска и некоторых других южнороссийских казачьих сообществ. Принят Устав и утверждена структура Союза. Атаманом Союза назначен атаман Донского казачьего войска Сергей Мещеряков.

В правительстве России функционирует Управление Президента по вопросам казачества (с 1994). В 1995-1996 приняты Указы Президента РФ «0 Государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации», «Вопросы Главного Управления казачьих войск при Президенте Российской Федерации», «0 порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» и «Об экономических льготах казакам».

20 января 1996 Указом Президента РФ создано Главное управление казачьих войск при Президенте РФ и начался процесс перехода российского казачества на государственную службу.

В Российской Федерации официально образованы казачьи общества:

  1. Волжское войсковое казачье общество (Устав утвержден распоряжением Президента Российской Федерации от 11 июня 1996 г № 308-рп)
  2. Сибирское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1997 г № 95)
  3. Забайкальское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1996 г № 96)
  4. Терское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 12 февраля 1997 г № 97)
  5. Уссурийское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г № 611)
  6. Войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское» (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г № 612)
  7. Енисейское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 17 июня 1997 г № 613)
  8. Оренбургское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1998 г № 308)
  9. Кубанское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 24 апреля 1998 г № 448)
  10. Иркутское войсковое казачье общество (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 4 мая 1998 г № 489)
  11. Войсковое казачье общество «Центральное казачье войско» (Устав утвержден Указом Президента Российской Федерации от 3 мая 2007 г № 574)

Казачьи республики

Во время парада суверенитетов и распада СССР осенью 1991 были самопровозглашены несколько казачьих «государственных» образований:

  • Терская Казачья Республика
  • Армавирская Казачья Республика
  • Верхне-Кубанская Казачья Республика , объединившая две другие республики:
    • Зеленчукско-Урупская Казачья Советская Социалистическая Республика

20 ноября на созванном Союзом казачеств Юга России Большом казачьем круге Юга России в Новочеркасске провозглашено объединение этих республик в Союз Казачьих Республик Юга России со столицей в Новочеркасске и со статусом союзной республики в предполагавшемся новом союзном государстве (ССГ).

Были учреждены органы власти Союза, образована Посольская станица в Москве, назначен чрезвычайный и полномочный посол СКРЮР.

Однако вскоре Советский Союз прекратил существование, а в составе Российской Федерации казачьи республики так и не были организованы.

Казаки являются неотъемлемой частью российской истории и культуры. Их образы - принципиальные, смелые и волевые - оживают на страницах бессмертных произведений Н. В. Гоголя, М. А. Шолохова и Л. Н. Толстого. Наполеон восхищался казаками, называл их лучшими легкими войсками, имея которые, он бы прошел весь мир. Бесстрашные воины и первооткрыватели русских окраин в советский период попали в жернова сталинских репрессий и канули бы в Лету, если бы ни российское правительство, предпринявшее попытку сохранить и возродить эту культурно-этническую общность. Что из этого вышло, и чем занимаются современные казаки, читайте в статье.

Казаки в отечественной истории

В научной среде существует некоторая путаница по вопросу о том, кем являются казаки - отдельным этносом, самостоятельной народностью или даже особой нацией, произошедшей от тюрков и славян. Причина неопределенности кроется в отсутствии достоверных письменных источников, проливающих свет на появление казаков, а также множество предполагаемых предков, среди которых татары, скифы, касоги, хазары, киргизы, славяне и др. Более-менее единого мнения ученые придерживаются относительно места и времени зарождения казачества: в 14-м веке незаселенные степные просторы в низовьях Дона и Днепра стали пополняться переселенцами из соседних княжеств, беглыми крестьянами и другими этносоциальными группами. В результате образовалось два крупных объединения: Донское и Запорожское казачество.

Этимология слова «казак» также имеет несколько версий. По одной из них слово означает вольного кочевника, по другой - наемного работника или воина, по третьей - степного разбойника. Все версии, так или иначе, создают образ казака и имеют право на существование. Казаки, действительно, считались вольным народом, прекрасными воинами, которые обучались военному мастерству с детства и которым в верховой езде не было равных. В том числе благодаря казакам состоялось присоединение к России южных и восточных земель, а государственные границы были защищены от завоевателей.

Казачество и государственная власть

В зависимости от взаимоотношений с властной верхушкой казаки делились на вольных и служилых. Первым претило государственное давление, поэтому они нередко выражали свое недовольство восстаниями, самые известные из которых были под предводительством Разина, Булавина и Пугачева. Вторые подчинялись царской власти и получали жалование и земли за свою службу. Система организации казачьей жизни отличалась демократическими порядками, а все основополагающие решения принимались на специальных собраниях. В конце 17-го века казаки присягнули российскому престолу, весь 18-й век государство реформировало структуру управления казаков в нужном для себя русле, а с начала 19-го века вплоть до революции 1917 года казаки являлись ценнейшим звеном русской армии. В начальную советскую эпоху проводилась политика расказачивания, сопровождаемая массовыми репрессиями казаков, а с 1936 года началось восстановление казачества с возможностью присоединения их к Красной Армии. Уже во Второй мировой войне казаки снова смогли проявить себя с лучшей стороны.

Тем не менее, в период Советского Союза культура казачества стала придаваться забвению, но после развала СССР началось ее возрождение.

Реабилитация казачества

Декларация о реабилитации российского казачества, подвергшегося репрессиям, была принята незадолго до распада СССР в 1989 году. В 1992 году вышел Указ Президента РФ и Постановление Верховного Совета РФ, в которых были закреплены положения, касающиеся восстановления и функционирования казачьих обществ. В 1994 году начало действовать Постановление Правительства РФ, определившие стратегию развития в отношении казачества, в частности, госслужбы казаков. Как отмечено в документе, именно в период государственной службы казачество обрело характерные для себя черты, поэтому для того, чтобы возродить казачество в целом, необходимо в первую очередь восстановить его государственный статус. В 2008 году была принята обновленная концепция государственной политики в отношении казачества, ключевыми целями которой являлись действия, направленные на развитие государственной и другой службы казачества, а также действия по возрождению традиций и воспитание молодого поколения казаков. В 2012 году вышла Стратегия развития российского казачества до 2020 года. Ее ключевой задачей является содействие партнерским отношениям государства и казачества. Государственный реестр осуществляется Министерством юстиции РФ и его территориальными органами. Сведения, которые должны быть включены в реестр: вид общества, наименование общества, адрес, общая численность и численность участвующих в государственной или иной службе, Устав общества и другие данные.

Ниже на фото современные казаки.

Приоритетные направления государственной политики

В отношении российского казачества Правительство РФ расставило следующие приоритеты:

  • привлечение к госслужбе (или иной службе), а также совершенствование правовых, экономических и организационных основ службы;
  • воспитание подрастающего поколения;
  • развитие сельских территорий и агропромышленного комплекса в местах проживания казачьих общин;
  • совершенствование местного самоуправления.

Основные направления деятельности современных казаков

Казаки в России - это граждане Российской Федерации, состоящие в казачьих обществах и являющиеся прямыми потомками казаков или гражданами, пожелавшими вступить в ряды казачества. Общества представляют собой некоммерческую форму самоорганизации граждан РФ для возрождения традиций казачества в стране.

Казачье общество создается в виде хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) или войскового казачьего общества, члены которого в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Управление казачьим обществом осуществляется высшим органом управления казачьего общества, атаманом казачьего общества, а также другими органами управления казачьего общества, образуемыми в соответствии с уставом казачьего общества.

По факту, войсковые казачьи общества стоят на вершине иерархии.

Государственная служба, к которой привлекаются современные казаки:

  • Воспитание призывников.
  • Выполнение мероприятий по предупреждению и устранению последствий ЧС.
  • Гражданская оборона.
  • Оборона территорий.
  • Природоохранная деятельность.
  • Охрана общественного порядка.
  • Обеспечение пожарной безопасности.
  • Обеспечение экологической безопасности.
  • Борьба с терроризмом.
  • Охрана лесов, животного мира.
  • Охрана границ РФ.
  • Охрана государственных и иных важных объектов.

Возрожденное казачество: миф или реальная сила?

Не утихают споры о том, как сегодня относиться к казакам. Многие называют современных казаков ряженными, бутафорией, совершенно не нужным звеном без того многочисленных силовых ведомств. Кроме того, существует большая неопределенность в распределение бюджетных средств между казачествами, и есть вопросы к финансовой отчетности казачьих обществ. Действия некоторых казачеств попадают под уголовные или административные преследования, что также не способствует закреплению положительной репутации казачества. В понимании россиян современные казаки то ли общественные деятели, то ли дополнительные органы правопорядка, то ли бездельники на иждивении у государства, то ли второсортные неквалифицированные служащие, берущиеся за любую работу. Вся это неопределенность, отсутствие единой идейной линии даже между казачьими обществами одной территории создает преграды в возрождении казачества и положительного отношения к казакам со стороны граждан. Несколько иного мнения о казаках придерживается население исторически казачьих столиц - там феномен казачества воспринимается куда более естественно, чем, скажем, в столице страны. Речь идет о Краснодарском крае и Ростовской области.

Казачьи общества функционируют во многих субъектах России. Самыми крупными войсковыми казачьими обществами являются Всевеликое войско Донское, Кубанское казачье войско и Сибирское казачье войско. было образовано в 1860 году. На сегодняшний день в него входят более 500 казачьих обществ. Казачьи патрули - привычное явление для многих Кубанских городов. Совместно с полицейскими они предотвратили множество преступлений по всему краю. Кубанские казаки успешно участвуют в ликвидации последствий ЧП (например, крымское наводнение), помогают предотвращать локальные конфликты, в частности, при присоединении Крыма. Также они участвуют в охране правопорядка на различных мероприятиях, в том числе мирового уровня (Олимпиада-2014, «Гран-При России Формула 1»), несут службу на приграничных постах, выявляют браконьеров и многое другое.

Нынешний губернатор Краснодарского края (как и предыдущие губернаторы) стремится всячески поддержать казачество: расширить круг их полномочий, приобщить молодежь и т. д. Как результат, роль современных казаков в жизни региона с каждым годом растет.

Донское казачество

Донские казаки являются самым старшим казачьим войском России и самым многочисленным. Всевеликое войско Донское несет государственную службу и участвует в военно-патриотической работе. Охрана общественного порядка, военная служба, охрана границ, защита социальных объектов, противодействие незаконному обороту наркотиков, антитеррористические операции - эти и другие задачи выполняют современные донские казаки. Из известных событий, в которых они участвовали, можно отметить миротворческую операцию в Южной Осетии и рейд на Большом десантном корабле «Азов» против сомалийских пиратов.

Форма и награды казаков

Геральдические традиции насчитывают не одно столетие. Современная форма казаков делится на парадную, повседневную и полевую, а также на летнюю и зимнюю. Определены правила шитья и ношения одежды, правила ношения погонов в соответствии с казачьим чином. Между казачьими войсками существуют определенные различия в форме и цвете мундиров, шаровар, лампасов, околышей фуражек и верха папахи. Изменения в наградной политике повлекли за собой утверждение орденов, медалей, войсковых и нагрудных знаков, которые, с одной стороны, сохраняют традиции русского казачества, с другой - имеют свои отличительные особенности.

Заключение

Итак, казаки в современной России делятся по территориальному признаку, виду общества, в котором они состоят, а также они бывают реестровыми и нереестровыми. Государственную службу могут нести только а высшими казачьими обществами, по факту, являются войсковые казачьи общества. Каждое общество имеет свой Устав, форму и структуру. В России на данном этапе самыми значимыми являются Всевеликое войско Донское и Кубанское казачье войско. Кубанские и донские казаки продолжают традиции своих славных предков, решают правоохранительные и другие задачи, а их ряды с каждым годом пополняются молодыми кадрами.

Казачье войско :

Азовское казачье войско- (в отличие от существовавшего с 1696 по 1775 гг. Азовского казачьего полка) войсковое казачье формирование в XIX веке. Создано российским правительством в 1832 году из бывших запорожских казаков Задунайской Сечи, перешедших из турецкого в русское подданство. Размещались между Бердянском и Мариуполем. В 1852-1864 годах войско частично было переселено на Кубань. В 1865 году войско было упразднено.

Состав:

К составу войска, вследствие его малочисленности, были причислены Петровский мещанский посад, Новоспасовское селение государственных крестьян и Стародубовская станица, образованная из переселенцев Черниговской губернии. Коренные казаки населили две станицы - Николаевскую и Покровскую. Часть запорожцев, недовольная Гладким, ушла обратно в Турцию. Главной службой азовских казаков стало крейсирование на военных баркасах у восточных берегов Черного моря с целью поимки турецкой контрабанды.

Астраханское казачье войско- В 1737 году указом Сената в Астрахани из калмыков образована трехсотенная казачья команда. В 1750 году на основе команды учрежден Астраханский казачий полк, для доукомплектования которого до положенной в полку штатной численности в 500 человек, были набраны в крепости Астрахань и крепости Красный Яр казаки из разночинцев, прежних стрелецких и городовых казачьих детей, а также донских верховых казаков и новокрещённых татар и калмыков. Старшинство с 28 марта 1750 года, столица - Астрахань, войсковой праздник (войсковой круг) - 19 августа, день иконы Донской Божьей Матери. Астраханское казачье войско было создано в 1817 году.

Состав: В составе первого полка под командой калмыцкого дербетского нойона (князя) Джомбо Тайши Тундутова астраханцы с 8 по 18 августа 1812 г. участвовали в стычках с французами, противодействуя их переправе через реку Буг. В сентябре 1812 г. преследовали противника от реки Стырь до Брест-Литовска. В кампании 1813 г. совершили поход на Варшаву и с 17 марта по 28 августа находились при осаде крепости Модлин.

Второй полк под командой калмыцкого торгутского нойона Серебджаба Тюменя 18 июля расстрелял Саксонский драгунский эскадрон, показав способность иррегулярной кавалерии успешно сражаться с тяжелой конницей противника. В течение 1813 г. полк Тюменя преследовал французов до Кракова; 4-7 октября участвовал в «Битве народов» при Лейпциге, а затем гнал противника до Рейна. Двигаясь в авангарде союзных войск, полк в 1814 г. вступил в Париж, и улицы французской столицы увидели не только калмыцких воинов, но и астраханских казаков. Все участники войны были награждены медалью «В память Отечественной войны 1812 г.».


Бугское казачье войско- казачье войско, располагавшееся по реке Южный Буг.

Состав: из казаков было сформировано четыре поселенческих уланских полка (Ольвиопольский, Бугский, Вознесенский и Одесский), сведенные в Бугскую уланскую дивизию. Многие из бывших казаков Бугского казачьего войска причислились впоследствии к Дунайскому, Азовскому и Кавказским казачьим войскам, где и слились с тамошним казачьим населением.

Волжское казачье войско- военное казачье формирование на средней и нижней Волге. Официально образовано в 1734-м году указом императрицы Анны Иоанновны. За участие в восстании Емельяна Пугачева упразднено в 1777 году указом императрицы Екатерины II.

Состав: Новое войско недолго просуществовало на своем месте. В 1770 году 517 семейств из его состава были переселены к Моздоку и помещены в пяти станицах по левому берегу Терека, между Моздоком и гребенским войском, для охраны края от кабардинцев. Они образовали Моздокский полк, во главе которого был поставлен вместо войскового атамана полковой командир. В 1777 году в состав полка были включены 200 семей калмыков, принявших православие, которые вскоре вернулись в буддизм, а в 1799 – русская милиция Моздокской крепости, существовавшая до тех пор отдельно под названием московской легионной казачьей команды.

В 1777 с продолжением линии крепостей на Кавказе на запад от Моздока к Азову, выслана была сюда остальная часть волжского войска поселенная в пяти станицах, от Екатерининской до Александроской крепости, на протяжении около 200 верст. Сохранив свое прежнее наименование, казаки составляли в строю волжский казачий полк пятисотенного состава. Постепенно казачьи станицы выдвигались вперед. Для подкрепления силы войска к нему уже в 1832 году были приписаны 4 гражданские селения по Куме с населением до 4050 лиц «обоего пола».

В 1832 году Моздокский и Волгский полки вошли в состав вновь образованного Кавказского линейного войска, в 1860 - Терского.

Оставшиеся на Волге казаки в 1802 году образовали две станицы: Александровскую (ныне Суводская Волгоградской области) и Краснолинскую (ныне Пичужинская Волгоградской области), вошедшие в состав Астраханского казачьего полка.

Дунайское войско- в 1775 году, по уничтожении Запорожской Сечи, часть запорожских казаков удалилась в Турцию и поселилась на берегу Дуная, между крепостью Рущуком и Силистрией, образовав новую Сечь.

Состав: К 1 января 1856 года в Дунайском казачьем войске на действительной службе состояло 2 811 человек (по спискам 2 858). В том же году войско было переименовано в Новороссийское, под каковым названием просуществовало недолго. В силу малоземелья, оно не могло получить дальнейшего развития путем прироста населения; служилый его состав был крайне малочислен, и, вместо 2 комплектных полков с очередными сменами, войско едва формировало полк, да и то при помощи постоянного отпуска из войскового капитала денег на боевое снаряжение. К тому же, по Парижскому трактату 1856 года, южная граница Российской Империи была изменена и часть земель Новороссийского войска отошла к Молдавскому княжеству; малоземелье увеличилось еще больше.

Войско Донское- самое многочисленное из казачьих войск Российской империи.

Размещалось на отдельной территории, называвшейся Область Войска Донского, которая занимала часть современных Луганской и Донецкой областей Украины, а также Ростовской, Волгоградской областей Российской Федерации.

Состав: Первый Донской округ с окружным центром в станице Константиновской,

2-й Донской с окружным центром в станице Нижне-Чирской,

Ростовский с окружным центром в городе Ростове-на-Дону,

Сальский с окружным центром в станице Великокняжеской,

Таганрогский с окружным центром в городе Таганроге,

Усть-Медведицкий округ с окружным центром в станице Усть-Медведицкой,

Хопёрский с окружным центром в станице Урюпинской,

Черкасский с окружным центром в городе Новочеркасске.

В 1918 году из частей Усть-Медведицкого, Донецкого и Хопёрского округов был образован Верхне-Донской]. Верхне-Донской округ решением Большого Круга Войска Донского планировалось создать в конце 1917 года (первоначальное название предполагалось - Третий Донской округ).

Кубанское казачье войско- часть казачества Российской империи на Северном Кавказе, населяющая территории современного Краснодарского края, западной части Ставропольского края, юга Ростовской области, а также Республик Адыгея и Карачаево-Черкессия. Войсковой штаб - город Екатеринодар (современный Краснодар). Войско было образовано в 1860 году на основе Черноморского казачьего войска, с присоединением к нему части Кавказского линейного казачьего войска, которое «упрозднялось за ненадобностью». В результате завершения кавказской войны.

К началу царствования императора Николая II Кубанское войско, подразделялось на 7 отделов:

Екатеринодарский,

Таманский,

Кавказский,

Лабинский,

Майкопский,

Баталпашинский.

Состав: к 1860 году войско насчитывало 200 тысяч казаков и выставляло 12 конных полков, 9 пеших (пластунских) батальонов, 4 батареи и 2 гвардейских эскадрона.

Составляли большую часть казачества в Ейском, Екатеринодарском и Темрюкском отделах Кубанской области.

Ейский казачий отдел ККВ

Кавказский казачий отдел ККВ

Таманский казачий отдел ККВ

Екатеринодарский казачий отдел ККВ

Майкопский казачий отдел ККВ

Лабинский казачий отдел ККВ

Баталпашинский казачий отдел ККВ

Черноморский казачий округ ККВ

Абхазский особый казачий отдел ККВ

Семиреченское войско- группа казаков, проживающая в Семиречье, на юго-востоке современного Казахстана и северной Киргизии. В прошлом были объединены в отдельное казачье войско.

Состав: было разбросано в четырех уездах этой области, в 28 станицах. К 1 января 1894 года его численность составила 32772 человек, в том числе войскового 25369 (13141 мужчин и 12228 жен.) и 7403 иногородних: 30340 человек православного вероисповедания, 15 христиан других конфессий, 68 евреев, 2339 магометан и 10 язычников.

По данным на начало 1914 года в составе Семиреченского казачьего войска было 19 станиц и 15 выселков, с населением 22473 войскового сословия (из них 60 офицеров и 5767 казаков готовых на службу, при 3080 лошадях).

Терское казачье войско- казаки, которые живут вдоль рек Терек, Сунжа, Асса, Кура, Малка, Кума, Подкумок на Северном Кавказе.

Терское казачье войско - третье по старшинству в казачьих войсках с 1577 года, когда Терские казаки впервые действовали под царскими знаменами.

Состав:

1) окружные казачьи общества, создаваемые (формируемые) путем объединения районных казачьих обществ и станичных казачьих обществ, не входящих в состав районных казачьих обществ;

2) районные казачьи общества создаваемые (формируемые) путем объединения городских, станичных и хуторских казачьих обществ;

3) станичные казачьи общества, входящие в состав окружных казачьих обществ, либо районных казачьих обществ, являющиеся первичным объединением граждан Российской Федерации и членов их семей – жителей одного или нескольких сельских или городских поселений либо иных населенных пунктов, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.

Уссурийское казачье войско- этническая группа казаков в Уссурийском крае. Другие определения - этносословная группа, военное сословие-народность.

Состав: В 1916 году число уссурийских казаков составило 39 900 человек. Они владели 6740 км² земли. Уссурийские казаки выполняли пограничную, почтовую и полицейскую службу, участвовали в русско-японской войне. Во время Первой мировой войны уссурийские казаки выставили кавалерийский полк и шесть сотен. Во время гражданской войны среди уссурийских казаков произошел раскол по месту переселения, часть казаков (выходцы с Дона) поддержала политику большевиков по ликвидации казачества как сословия и слияния его с крестьянством. Остальные выступили под командованием Атамана Калмыкова в основном на стороне белых. После гражданской войны войско прекратило своё существование.

Уральское казачье войско- (до 1775 года и после 1917 года - Яицкое казачье воойско ) - группа казаков в Российской империи, II по старшинству в казачьих войсках. Размещаются на западе Уральской области (ныне северо-западные области Казахстана и юго-западная часть Оренбургской области), по среднему и нижнему течению реки Урал (до 1775 - Яик). Старшинство войска с 9 июля 1591 года, в этот месяц Яицкие казаки приняли участие в походе Царских войск против Шамхала Тарковского. Войсковой штаб - Уральск (до 1775 года назывался Яицкий городок). Религиозная принадлежность: большинство - православные христиане, но есть единоверцы, старообрядцы, мусульмане (до 8 %) и буддисты(ламаисты) (1,5 %) Войсковой праздник, войсковой круг 8 (21 по новому стилю) ноября, день св. Архангела Михаила.

Состав: К началу 1825 года Уральское казачье Войско считало в своем населении до 28 226 душ обоего пола. По данным на начало 1900 г., численность уральских казаков с членами семей составляла чуть более 123 тыс. человек. Во время Первой мировой войны войско выставило 9 конных полков (50 сотен), артиллерийскую батарею, гвардейскую сотню, 9 особых и запасных сотен, 2 команды (всего на 1917 год свыше 13 тысяч человек). За доблесть и отвагу 5378 уральских казаков и офицеров были награждены Георгиевскими крестами и медалями.

Черноморское казачье войско- военное казацкое формирование в XVIII-XIX веках. Создано российским правительством в 1787 году из частей Войска верных запорожцев, основу которого составляли прежние запорожские казаки. Для войска отводилась территория между Южным Бугом и Днестром с центром в городе Слободзея.

Состав: В 1801 году грамотой императора Павла была создана войсковая канцелярия в состав которой входили атаман и два члена от войска, особые члены по назначению от правительства и правительственный прокурор; при том все войско делилось на 25 (по другим источникам 20) полков. Во времена Павла I во главе войска стоял атаман Котляревский, не любимый войском (в 1797 произошёл бунт). В 1799 году его сменил атаман Бурсак. Указом от 25 февраля 1802 года было опять восстановлено войсковое правительство, в составе атамана, двух непременных членов и 4-х асессоров; деление на полки было сохранено.

Забайкальское казачье войско- иррегулярное войско в XVII-XX веках в Российской империи, на территории Забайкалья. Войсковой штаб - в Чите.

Состав: В 1916 году казачье население Забайкальского казачьего войска составляло 265 тысяч человек, на военной службе находилось 14,5 тысяч. Войско участвовало в подавлении Ихэтуаньского восстания 1899-1901, в Русско-японской 1904-05 и Первой мировой войнах.

Во время Гражданской войны 1918-20 часть казачества активно воевала против большевиков под руководством атамана Г. М. Семёнова и барона Унгерна. Некоторые казаки поддержали красных.

В 1920 году Забайкальское казачье войско, как и прочие казачьи войска в Советской России, было ликвидировано. После поражения Семёнова примерно 15 % казаков вместе с семьями ушли в Маньчжурию, где обосновались, создав свои станицы (Трехречье). В Китае они поначалу тревожили набегами советскую границу, а затем замкнулись и жили своим бытом до 1945 года (наступления Советской Армии). Затем некоторые из них эмигрировали в Австралию (Квинсленд). Некоторые в 1960-е годы вернулись в СССР и были поселены в Казахстане. Потомки смешанных браков остались в Китае