Дизайн

Федоровская божья матерь где находится. Икона Пресвятой Богородицы «Федоровская

Федоровская божья матерь где находится. Икона Пресвятой Богородицы «Федоровская

Страдания и унижения революции даны нам для того, чтобы мы увидели ту бездну, в которую нас тянули дореволюционные соблазнители, и чтобы мы восхотели Божьего; чтобы мы очистились, возродились и заткали ткань новой России. И потому нелепо нам гордиться тем, что мы-де «ничего не пересмотрели» и «ничему не научились», и еще нелепее нам опять «идти побираться под окнами» западной культуры, западной религиозности, философии и политики и выпрашивать себе «на бедность» черствые корки европейских рассудочных выдумок. Россия ждет от нас своего видения, своей веры, своей мысли и своей государственной формы. И мы должны готовиться к тому дню, когда рухнет в России засилье дьявола.

И. А. Ильин

Свой рассказ о чудотворной иконе Божией Матери Феодоровской мы не случайно начали со слов замечательного русского философа Ивана Александровича Ильина. Судьба этого чудотворного образа тесно переплелась с судьбами России, ибо Феодоровская была родовой иконой дома Романовых.

Сама икона, написанная еще апостолом Лукою, была обретена святым благоверным князем Георгием Всеволодовичем в часовне близ волжского Городца. В середине XII века на месте обретения был основан Феодоровский Гродецкий монастырь, где и хранилась святыня. Но когда войска Батыя разорили и сожгли древний Городец, все его жители бежали из этих мест, и считалось, что икона погибла в огне пожара.

Но в 1239 году костромской князь Василий Георгиевич во время охоты обнаружил в лесу висящую на сосне икону. Это и была пропавшая Городецкая святыня. Князь попытался снять ее, но образ поднялся в воздух. Тем временем костромичи узрели дивное видение: они увидели, как перед явлением иконы князю нес ее по городу светлый муж в богатых воинских одеждах. Был сей муж очень похож на святого великомученика Феодора Стратилата, как изображается он на иконах. Только когда костромичи, узнав о чуде, пришли к этому месту крестным ходом и отслужили молебен, икону смогли снять с сосны. Чудесное видение благочестивых граждан Костромы, а также соборный храм во имя великомученика Феодора Стратилата, в котором икона поставлена, дали повод наименовать обретенную князем икону Богоматери Феодоровской.

На месте явления иконы, на берегу реки Запрудня, основан был монастырь во имя Нерукотворного Спаса (сейчас - Спасо-Запрудненская церковь). Алтарь снесенного в 1930-х годах кафедрального собора Костромы был обращен не на восток, как обычно, а на север - в сторону Запрудни, к месту второго дивного явления чудотворной. В прежние времена туда ежегодно 16 августа совершался крестный ход.

В 1239 году Феодоровская икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нем во всех походах. После смерти князя в 1262 году младший его брат, Василий, вернул чудотворный образ в Кострому. В 1272 году к Костроме подступили татары и городу угрожало полное разорение. Выступив против татар, князь взял с собой икону Феодоровскую, и враги, пораженные необыкновенным сиянием святого образа, подобно огню пожигавшим их полчища, в страхе бежали.

Спустя три с лишним века именно перед ликом Феодоровской инокиня Марфа благословила своего юного сына Михаила Федоровича на царский престол. Он долго не решался дать свое согласие, и тогда архиепископ Феодорит, взяв в руки икону, сказал ему и его матери: «Если не склоняетесь на милость ради нас, по крайней мере ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Ибо воистину от Бога вы избраны. Не прогневайте всех Владыку и Бога». Инокиня Марфа поверглась ниц перед иконой и долго молилась, потом подвела к Феодоровской сына, благословила его и сказала: «Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да будет Твоя святая воля над ним». Избранный царь немедленно был возведен на престол. Было это в 1613 году, 14 марта, и потому в этот день было установлено празднование Феодоровской иконе. В Москве – в Большом Кремлевском дворце, в церкви Рождества Богородицы «на сенях», - с того времени хранился чтимый список с подлинной чудотворной иконы, пребывавшей в костромском Успенском соборе. Список этот привезла в Москву из Костромы сама инокиня Марфа.

Другие чудотворные списки с Феодоровской имелись в Вознесенском монастыре в Сызрани, в Нижнем Новгороде в церкви во имя святого митрополита Алексия, в Феодоровском Гродецком монастыре Нижегородской епархии, в Троицкой церкви в Казани (ее поставил туда святитель Гермоген), в Моршанске, Ярославле и во многих иных местах. В Москве помимо списка в дворцовой церкви находился еще и другой, очень древний и точный, список с Феодоровской - в храме на Малой Алексеевской улице в Рогожской слободе.

Воцарение Михаила Федоровича знаменовало собою окончание смутного времени на Руси. Феодоровская икона особо почиталась всей династией Романовых, и в послепетровское время принимавшим Православие иноверным невестам наследников русского престола именно в ее честь давалось обычно отчество Феодоровна. Как некогда совершилось перед этой иконой поставление на царство первого царя из династии Романовых, так и сопровождала она до самой мученической кончины последнего государя и его семью. Царица-мученица Александра Феодоровна особенно чтила Феодоровскую икону. В Царском Селе ею был выстроен Феодоровский собор с Феодоровским городком вокруг него. В доме Ипатьева в Екатеринбурге после кровавой расправы над царской семьей был найден образ Богоматери Феодоровской, без которого Александра Феодоровна никуда не выезжала.

В 1930-х годах костромской Успенский собор - место постоянного многовекового пребывания иконы - был разрушен. Однако икона не попала в руки безбожников, а была передана сначала в церковь Иоанна Златоуста, а затем в храм Воскресения на Дебре, долгие годы служивший кафедральным собором Костромской епархии. Перед этим образом никогда не прекращалось народное моление. В 1991 году главная святыня Костромы была торжественно перенесена в восстановленный после страшного пожара 1982 года и возвращенный церкви Богоявленско-Анастасьинский кафедральный собор Костромы, где и пребывает ныне.

Промыслительно, что когда рухнуло в России «засилье дьявола», возобновились и крестные ходы с Феодоровской иконой. И, как сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руки Алексий II, ходы эти «ныне приобретают государственное общероссийское значение».

До 2001 года Феодоровская икона ни разу не покидала пределов Костромской земли (за исключением 1940-х годов, когда ее реставрировал И.Э. Грабарь). В начале третьего тысячелетия чудотворная, издавна чтимая как нарочитая покровительница православной семьи и подрастающего поколения, с благословения предстоятеля Русской Православной Церкви навестила Москву и Екатеринбург, где освящала собою крупные православные молодежные форумы. Феодоровскую икону в этих длительных путешествиях сопровождал архиепископ Костромской и Галичский Александр, председатель Отдела по делам молодежи Московского Патриархата.

За время пребывания святыни в Москве и Екатеринбурге сотни тысяч православных смогли поклониться ей и получить благодатное утешение. В столицу Урала икона была доставлена по воздуху, и этот крестный ход сопровождался чудесными знамениями. Несмотря на очень плохую погоду, самолет со святыней на борту - единственный из десятков других - сумел совершить посадку в аэропорту Екатеринбурга. В Екатеринбурге состоялся покаянный крестный ход с Феодоровской иконой к местам убиения и погребения святых царственных страстотерпцев. Событие это, учитывая историческую и духовную связь иконы с царской семьей, несомненно, имеет глубокое символическое значение.

Затем святыню по просьбе епископа Архангельского и Холмогорского Тихона (уроженца Костромы) привозили на Север по случаю празднования трехсотдвадцатилетия Архангельской и Холмогорской епархии. После Божественной литургии в кафедральном соборе Костромы святыня торжественно отбыла в Ярославль, где около четырех часов находилась в Феодоровском кафедральном соборе: ей пришли поклониться тысячи православных. Для доставки святыни в Архангельск руководство Северной железной дороги выделило два специальных вагона. На набережной Северной Двины в Архангельске состоялся молебен перед святыней. Знаменательно, что это был первый крестный ход по улицам Архангельска после 1917 года. В кафедральном Свято-Ильинском соборе Феодоровская икона находилась два дня, за это время ей поклонилось более ста тысяч архангелогородцев. А затем чудотворная была доставлена по воздуху в Соловецкую обитель. Как сказал по этому случаю еписком Александр, «нет, наверное, на Русской земле места, в котором бы в такой степени были сконцентрированы беззакония революционной стихии. Соловецкая земля - это живой антиминс, обагренный кровью праведной. Общество отвергло от себя соловецких узников, а вместе с ними отвергло и те духовные начала, на которых веками основывалось Российское государство, начала христианские. Но время ясно показало, что без истинных духовных ценностей невозможно построить благополучное общество, это будет «дом на песке». Поэтому нынешнее пребывание чудотворной покровительницы Российской державы на Соловках можно расценивать как акт покаяния, аналогичный прошлогоднему крестному ходу со святыней в Екатеринбурге».

В крестных ходах с Феодоровской иконой приняли участие многие сотни тысяч людей. Воистину это был подлинный акт великого всенародного покаяния. Россия возрождается - сначала духовно, затем, будем надеяться, экономически. Для России, удела Пресвятой Богородицы, важнее всего вернуться к своим духовным корням и выйти на собственную дорогу. Об этом и писал великий русский мыслитель И.А. Ильин.

Тропарь, глас 4

Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, обрадованный днесь богохранимый град Кострома, якоже древний Израиль к кивоту завета, притекает ко изображению лица Твоего и воплотившагося от Тебе Бога нашего, да Твоим матерним к Нему предстательством присно ходатайствуеши всем, под сень крова Твоего прибегающим, мир и велию милость.

Тропарь, глас 4

Днесь светло красуется преименитый град Кострома и вся Русская страна, созывающи к веселию вся боголюбивыя народы христианския, на преславное торжество Божия Матерее, пришествия ради чудотворнаго Ея и многоцелебного образа, днесь боя вися нам пресветлое великое солнце, придите, вся богоизбраннии людие, новый Израиль, ко источнику цельбоносному, источает бо нам неосудныя милости Пресвятая Богородица и избавляет вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих. Но, о Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице, Владычице, спаси страну нашу, и архиереи, и вся люди Твоего достояния от всех бед по велицей Твоей милости, да зовем Ти: радуйся, Дево, христианом похвало.

Молитва первая

О Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господем Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушаяся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и житии Ему единому по вся дни живота нашего. О Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сию страну и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти, и во время исхода нашего предстани нам явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств, князей века сего, сподоби на Страшнем Судищи Христовем стати одесную, и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое имя Сына Твоего и Бога нашего со Безначальным Его Отцем и Святым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О Премилосердая Госпоже Царице Богородице, приими смиренное моление наше, и не отрини нас, Заступление и Прибежище наше, и не возгнушайся нас недостойных, но яко Милосердая, не престани молящи, Егоже родила еси, да дарует нам прощение многих согрешений наших, да спасет нас имиже весть судьбами. Помилуй нас, Владычице, помилуй нас, несть бо нам спасения от дел. Темже верно вопием Ти: помилуй рабы Твоя, и неплодное сердце наше покажи плодоносно благих дел. Призри на нас недостойных. Ты бо упование и покров наш, жизнь и свет сердцу нашему. Яко Невечерний Свет от чрева Твоего воздвигшая, озари душу нашу, Чистая, и отжени всяку мглу сердца нашего. Даруй нам умиление, покаяние и сокрушение сердечное. Сподоби нас по вся дни живота нашего творити волю Сына Твоего и Бога нашего и во всем благоугождати Ему единому. О Богомати, не престани молящи Рождшагося от Тебе за вся притекающия с верою к сему чудотворному образу Твоему и подавай им скорую помощь и утешение в скорбех, и напастех, и злостраданиих, избави их от клеветы и злобы человеческия, от враг видимых и невидимых, и всякия нужды и печали. Спаси отечество наше, град сей и вся грады и страны от всяких бед и нужд, и сотвори милостива нам бытии Бога нашего, отврати всякий гнев Его, на ны движимый, и избави ны от належащаго и праведнаго Его прещения. О Боголюбивая Владычице, Ангелов украшение, мучеников славо и всех святых радосте, с ними моли Господа, да сподобит нас в покаянии скончати живота нашего течение. В смерти же час, Пресвятая Дево, избави нас от власти бесовския и осуждения, и ответа, и страшнаго испытания, и мытарств горьких, и огня вечнаго, да, сподобльшеся славнаго Царствия Божия, величаем Тя и славим воплощшегося от Тебе Христа Бога нашего, Емуже слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья.

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей, к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице небесе и земли. Кто исторгнет мя из тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго. Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастей, избави от озлоблении и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и надежда, покров, и помощь, и заступление, радость, и утешение, и скорая во всем Помощница. О чудная Владычице! Всяк притекаяй к Тебе без Твоея всесильные помощи не отходит: сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь.



29 / 08 / 2005

Свято почитается верующими Феодоровская икона Божией Матери — главная святыня , находящаяся в Богоявленско-Анастасиином женском монастыре. Образ Богородицы — эта древняя реликвия — является Помощницей и Заступницей всех обращающихся к ней с молитвой и помогает во многих жизненных обстоятельствах.

Появление иконы на Руси

По существующей старинной легенде, это изображение написал сам апостол Лука — первый иконописец, покровитель врачей и художников. Но о том, как образ оказался на русской земле, никаких точных сведений нет.

Достоверно известно только, что в 12 веке она уже находилась в небольшой деревянной часовенке возле поволжского города, который так и назывался — Городец. Чуть позже на этом месте построили монастырь, где и находилась икона.

Но при нашествии татар многие города древней Руси были уничтожены. Такая же участь постигла и Городец. Город был разрушен, а место, где хранилось изображение, полностью сожжено. Образ Богоматери пропал неведомо куда. Только через несколько лет произошло чудесное повторное обретение иконы.

Обретение иконы жителями Костромы

Однажды костромской князь, охотясь, увидел её на дереве. Когда он протянул к ней руки и хотел снять, икона поднялась вверх. Удивлённый этим чудом, князь позвал простых людей и служителей церкви. После торжественной молитвы образ осторожно сняли и поместили в один из храмов города Костромы.

Позже выяснилось, что очень многие городские жители видели воина в красивой, богатой одежде, который перед этим шёл по городу с образом в руках. По изображениям, находящимся в костромских церквях, в нём признали святого Феодора Стратилата.

Вот поэтому, в его честь и стали называть икону Феодоровской. А жители разграбленного ранее Городца, пришедшие помолиться новоявленному образу, признали в нем тот, что находился ранее в обители их города.

Современные варианты появления святого образа

Учёные нашего времени предполагают 3 версии происхождения этого изображения Богородицы:

  • она была написана в 1164 году специально для монастыря в Городце;
  • ещё по одной версии икону написали в 1218 году по заказу князя Ярослава Всеволодовича в честь того, что ему возвратили жену — Феодосию, которую из-за разногласий отнял у него свёкор. И в честь знаменательного для семьи события — появления на свет сына Феодора;
  • икону написали специально к свадьбе Александра Невского в 1239 году. Эта версия подтверждается тем, что с обратной стороны образа изображена святая Параскева, которая считается покровительницей невест.

Святыня династии Романовых

Образ Федоровской Божией Матери также связывают в России с окончанием Смутного времени — времени войн, разрухи и засилья чужеземцев. Она сыграла огромное значение в истории русских правителей. Именно этой, ставшей особо почитаемой в царском Доме Романовых иконой, благословили на царствование первого царя из династии Романовых — Михаила.

Шестнадцатилетний царь взял список иконы в Москву и торжественно поставил его храниться в придворной церкви. С тех самых пор, по традиции, все иностранные принцессы, выходившие замуж за русских князей и императоров, после крещения принимали отчество — Феодоровна.

Существует даже такой факт, что при заключении брака царя Ивана Алексеевича и Прасковьи Салтыковой, отца которой звали Александром, изменили не только отчество невесты, но и имя её отцу. Его стали звать Фёдором.

Чудесные животворящие силы костромской иконы

Чудотворной икона стала называться после того, как чудесным образом уцелела при двух страшных пожарах.

Следующим чудом иконы стала её помощь в победе русских войск над татарами в битве на Святом озере. Своим необычным сиянием Образ Богородицы ослепил татарского военачальника и обратил в бегство воинов-татар. На месте, где произошла битва, сначала поставили памятный крест, а позже возвели каменную часовню.

Говорят даже, что в годы Великой Отечественной войны, по приказу Сталина самолёт с образом Заступницы трижды облетел Москву своеобразным крестным ходом. После такой молитвы русских людей о помощи внезапно изменилась погода: сильно похолодало, что парализовало движение вражеских сил.

Молитва к Богородице

По традиции жители Костромы, каждый год 29 августа совершают крестный ход, неся перед собой чудотворный образ Богоматери.

Со всего мира приезжают в Кострому люди, чтобы посмотреть и помолиться чудотворной иконе. Почему это происходит? О чем молятся и в чем помогает Пресвятая Дева?

Особенно Феодоровская икона Божией Матери помогает обратившимся к ней за помощью о зачатии и семейном счастье. Для беременных важна молитва о рождении и воспитании детей.

В настоящее время в мире имеется множество икон, которые являются чудотворными и помогают людям по их просьбам и молитвам. К ним же относится и Феодоровская Божья Матерь. Этот образ окутан множеством тайн, чудес и исцелений. Верующие обращаются к ней в минуты болезней, печалей и горестей, получая ответ на свои молитвы в виде чудесных исцелений.

Вконтакте

Одноклассники

Легенды появления иконы

Первые упоминания об этой чудодейственной иконе относятся ещё к XIII веку, но на самом деле первым человеком, написавшим её, считается . Историй о вторичном обретении иконы Русью ходит очень много и большинство из них крайне противоречиво. Впервые образ Богородицы был обнаружен в одной из часовен близ городка Городец. Считается, что это место было отмечено благодатью, а потому, спустя некоторое время, на этом месте был построен Городецкий Феодоровский монастырь.

Последующая история Феодоровского образа Божьей Матери является весьма туманной. Есть легенда о том, что Ярослав Мудрый именно этим образом благословлял своего сына Александра Невского на брак. В 1239 году он сочетался браком с полоцкой княжной Брячиславой. Считается, что свидетельством сего действия является изображение на оборотной стороне иконы св. мученицы Параскевы, именуемой Пятницей. Именно она считается покровительницей половецкого княжеского дома.

Но, спустя некоторое время, город был разрушен во время нашествия хана Батыя. Церковь была непросто разрушена, её дотла сожгли. Большинство людей верило в то, что икона безвозвратно утеряна. Однако, через некоторое время, она вновь была обретена. По этому поводу существует несколько легенд.

Пропавшая икона и её возвращение

Наиболее популярной считается легенда о том, что в городе Кострома внезапно появился воин, который с образом в руках прошёл по его улицам. А на следующий день икону нашёл Василий, младший брат Александра Невского. Это событие произошло на берегу реки Запрудни. Икону опознали все жители Городцов, а солдат, пронёсший её по улицам Костромы, есть великомученик Феодор Стратилат.

Согласно второй легенде образ Богородицы был обнаружен в Костроме князем Василием Квашней. И произошло это через год после утраты реликвии. Найдена икона была на дереве на берегу реки и тотчас принесена в храм. Образ был признан чудодейственным, потому как сразу начал мироточить и творить чудеса. В последующие годы множество раз молитвы перед иконой спасали город от многих напастей.

Исследования и иконография образа

О происхождении образа до сих пор ведутся споры. Но большинство исследователей сходятся во мнении, что он был написан на заказ с иконы Владимирской Божьей Матери , потому как иконография этих двух образов сильно похожи. Их обоих можно отнести к типу написания «Умиление» , но чудотворная икона Феодоровской Божьей матери имеет множественные отличия и особенности.

Общая черта всех икон этого типа сохраняется - Младенец тянется к матери и обнимает её за шею, прижимаясь своей щекой к её . Но отличие Феодоровского образа от Владимирского заключается в том, что малыш сидит на руках Богоматери. Подобное изображение более соответствует типу . Ещё одной особенностью образа является то, что стопы младенца изображены таким образом, словно он делает шаг. Но руки матери и её плащ собраны таким образом, что ноги Младенца словно опущены в чашу. Подобным образом символически изображаются чаши, в которые опускаются просфоры при их освящении, а также, наливается вино.

Одежда Богородицы окрашена в пурпурные цвета, которые с древних времён символизировали царственность особы, а позднее красный цвет одежд стал символизировать страдания Христа и его пролитую во имя всех людей кровь. Одежда Божьего сына символизирует его чистоту и воплощение. На ней можно увидеть золотые лучи солнца, которые Его освещают. Золотой цвет в Средние века считался не только оттенком священнослужителей и святых, но и цветом погребальных одежд и покрывал для богатых и знатных людей. Каждая деталь одежды Богоматери и Младенца на Феодоровском образе имеет двоякое значение.

Символизм образа

Ножка Христа, которая изображена обнажённой, символизирует его страдания. И если говорить в целом обо всей иконе, то она показывает не только нежность и любовь матери к сыну, но и их прощание друг с другом. Подобное можно встретить на тех образах, где описывается прощание с Христом. Богоматерь на них всегда имеет скорбный лик.

Не менее важной особенностью образа является то, что на его обороте имеется ещё один святой лик. Предположительно - . О том, как второй образ появился ходит много споров и легенд. По одной из них, его написали во время венчания Александра Невского, ведь Параскева была покровительницей дома его невесты. Согласно другой версии, икона когда-то была запрестольной, об этом говорит древко снизу образа. Такие иконы делались когда-то в Византии.

Каково же значение образа

Для русского православия образ Феодоровской Божьей Матери имеет огромное значение . Она множество раз спасала русский народ от врагов и гибели. Есть легенда о том, что князь Василий отправился на битву против татар, взял с собой икону. Она сияла ярким светом и опаляла врагов, благодаря чему и была в итоге одержана победа.

Но свою известность и популярность икона приобрела во время Михаила Романова. Это произошло по окончании Смутного времени и с тех пор считается символом правящего рода Романовых. С неё были выполнены многочисленные списки, которые и сегодня сохранились во многих храмах.

Чем же помогает икона

Но икона помогает не только стране, она оказывает огромную помощь каждому, кто обращается к ней в обыденной жизни. Однако, следует помнить, что каждой иконе молиться следует только в том случае, если это для вас важно. Этот образ является символом и защитой:

  • материнства;
  • семьи;
  • беременности;
  • невесты, выходящей замуж.

Когда в семье имеется недопонимание, раздор и разногласия, то также, нужно молиться Феодоровской Божьей матери. Она всегда слышит молящихся, всегда дарит им свою защиту и благость.

Когда женщина долгое время не может забеременеть, то ей также стоит обратиться к образу. Это чудо является самым частым у иконы - она дарит ребёнка семье, потерявшей всякую надежду . Но молитву нужно возносить с чистой душой и совершенно искренне, имея большое желание родить ребёнка. В настоящее время очень много случаев, когда женщины беременели и избавлялись от многих недугов после посещения храма и поклонения иконе.

Акафист Феодоровской Божьей Матери

Для того чтобы Богородица помогла, нужно читать и молитву ей . Для этого совершенно не нужно совершать паломничество и посещать храм. Достаточно поставить в доме или квартире образ Богоматери и ежедневно читать пред ним молитву.

Конечно, если недуг очень тяжёлый, то следует все же съездить в святые места и поклониться чудотворной иконе. Но перед поклонением нужно обязательно очиститься и быть готовым к переменам в своей жизни. Главное, затем остаться благодарным за свершённое чудо .

Для того, чтобы забеременеть рекомендуется несколько дней подряд читать полностью акафист, а после него молитву. Но для этого нужно посетить храм и взять у батюшки слова акафиста и молитвы. Помогать икона будет даже если ей молятся не в храме.

В какой день почитается икона и её храмы

У каждой иконы имеется свой день чествования. И у образа Феодоровской Богоматери таких дня два — 27 марта и 26 августа . Первый день считается данью традиции. Именно 27 марта на трон взошёл Михаил Романов. Этот день приравнен к Благовещенью и отмечается с особой пышностью.

Вторая же дата приурочена ко дню повторного обретения иконы в Костроме.

В мире есть множество храмов, которые носят название Феодоровской Богоматери. И в каждом из них находится список с образа:

  • Феодоровский собор, расположенный в старинном Городце;
  • Феодоровский государев собор, расположенный в Царском селе;
  • Собор имени Богоматери в Санкт-Петербурге, который почитается многими православными, даже из Москвы сюда часто приезжают паломники и верующие, чтобы преклонить колени пред чудесной иконой;
  • Собор в Ярославле.

Но самый главный образ находится в Костроме, в Богоявленском соборе . Этой иконе уже более восьми веков, именно она помогала Александру Невскому бороться за мир в стране, именно ею был помазан на престол Михаил Романов, и она долгое время защищала семейство Романовых от всех бед.

Один из списков с иконы находится в Кашинском Клобуковском монастыре в Твери. У этого храма своя особенная история - некоторое время он был совершенно забыт прихожанами и находился в запустении. Но в 1994 году его полностью восстановили. А в 2004 году сюда привозили образ Феодоровской Богоматери, которым и освещали храм. Один из списков с него так и остался в храме.

В Москве, в Соборе Донской иконы Божьей матери имеется список с прославленного образа. Сюда ежедневно отправляется множество людей, которые просят помощи и заступничества у святого образа. Ежедневно читается акафист и молитва у чудодейственной иконы и ежедневно Богоматерь исполняет просьбы молящихся.




Одной из важнейших святынь России признана икона феодоровской божьей матери, по преданию написанная самим Лукой, автором одного из Евангелий. С ней до сих пор связана тайна появления ее на Руси, так как еще никто не объяснил когда она привезена на русские земли и кому эта заслуга принадлежит.

Немало интересных случаев и событий, связанных с образом, сохранились в памяти людей. Ниже представлены только некоторые из них.

Легенды и предания

Название свое икона получила уже после находки св. Федора Стратилата. Была обретена на сосне близ городка Городец. Спустя время, на этом месте монахи основали новый монастырь, именуемый Городецкий Феодоровский монастырь.

С того момента стали случаться чудеса: не пострадал лик при нескольких опустошающих пожарах Костромовского собора. А перед тем, как последний русский император отрекся от своего престола, лик потемнел. О том, что у образа две исписанные стороны известно не многим. На обратной стороне — образ муч. Параскевы (Пятницы). По одной из гипотез он имеет связь с супругой св. Невского.

Существует сказание о благословении Ярославом Мудрым молодых: сына Александра с его избранницей Брячиславой. После нападения кочевников на город, образ пропадает. Многие горожане думали, что он погиб в огне, но случилось чудо.

По улицам Костромы вдруг начинает ходить русский воин с образом в руках. Через день на реке Запрудня , брат Невского, находит любимую икону. Признали в солдате Стратилата, а сам образ опознали, как феодоровскую икону божьей матери.

По другой версии святыня найдена через год как потерялась. Ее обнаружил князь Квашня прикрепленной к стволу дерева. По возвращении в храм икона замироточила и была признана чудотворной. Потянулись к ней люди со своей болью, и многие нашли утешение.

Описание

Почти все исследователи считают, что образ написан в Византии на заказ с Владимирской Божией Матери, так как они очень схожи. Младенец устремлен к Матери, пытаясь прижаться к ней щечкой. Тип написания у обоих – умиление. Несмотря на это имеются существенные отличия:

  • Маленький Христос сидит на руках.
  • Стопы малыша как будто делают шажок, при этом ножки босые, указывают на его страдания.
  • Одежда Марии собрана, словно ножки опущены в чашу.
  • Пурпурный цвет одеяния, как символ царственности, крови и страданий людей.
  • Одежда Младенца играет золотом, что символизировало погребение у знати.
  • Лик скорбный – это прощание.

Значение

Во все времена правители с благоговением относились к феодоровской иконе, молясь и обращаясь в важные для себя и государства моменты. Романовы считали ее своей родовой, начиная с первого представителя — Михаила. Князь Невский без образа не отправлялся в свои походы. После его кончины (1262) святыню вновь поместили в на прежнее место. Есть информация о существовании списка с подлинника, который предоставила инокиня .

Для Феодоровской иконы не существовало времени без молитвы. Многие земли и города были частью ее паломничества. Вот только малая часть: Москва и Петербург, Екатеринбург и даже Соловки. На протяжении 20-го столетия она побывала в Успенском соборе, в храме св. Иоанна Златоуста, в соборе Воскресения Христова. В Богоявленский – Анастасиин собор.попала в 1991 году.

Точно известно, что образ подлинный, это подтверждено еще в 1919 году. Раньше риза была золотая (10 кг), новая (с 1955 г.) выполнена из серебра и позолоты.

В чем помогает Феодоровская икона

Влияние образа считается чудотворным. Этому подтверждение – многие истории. Обычно просят у Пресвятой Богородицы детей, в семьях, где никак не удается зачать. Молятся ей перед родами, чтобы все прошло спокойно и без проблем. Обращаются и по поводу укрепления семьи и здоровья, счастливого брака.

Чудо дарование детей

Семья, в течении 7 лет не могла родить себе ребенка. Целый год изо дня в день просили у феодоровской иконы помощи, обращались с молитвой, не было дня, чтобы супруги не взывали к ней о помощи. В итоге чудо свершилось и молящиеся обрели себе сына.

Другая женщина, серьезно болевшая, получила от докторов строгий запрет на детей. Ей пророчили неудачи и болезнь, но она читала молитвы и верила, надеясь на чудо. Оно свершилось – она стала мамой здоровенького малыша.

Помогло обращение с просьбой к образу Феодоровской Божией Матери христианке с отнявшейся ногой. С большим трудом из последних сил, добралась до святыни и горячо молилась. Боль стала отступать настолько быстро, что обратная дорога была значительно легче, а через сутки и вовсе улетучилась.

О чем молятся Феодоровской иконе Божией Матери

Образ помогает всем, кто с искренним чувством к нему обращается. Каждый молится о своем тревожном, не только роды облегчает, но и способствует верному воспитанию чада. Надо помнить, что молитва – это не заклинание, а чистосердечное послание Господу и Богородице.

Ультимативная форма для этого не подходит. Если не получается подобрать самому подходящие слова, лучше прочесть с листа и заучить готовую молитву. Лучше попросить сил и здоровья, чем материальные блага.

Где сейчас Феодоровская икона Богоматери

С 17.08.1991 г. старейший чудотворный образ перенесен в Богоявленский собор Костромы. Там она и по сей день, хотя выставлялась на московских выставках в 2013 году.

На Руси многие иконы, имеющие византийское происхождение, получали собственную историю, полную чудес, исторических побед, трагедий. Такова и Феодоровская икона, по типу изображения относящаяся к «Милостивой». Покровительство ее не ограничивается какими-то определенными случаями - это поистине всенародная святыня. К ней прибегают как к защитнице от врагов, покровительнице домашнего очага, в скорбях и затруднениях.


Происхождение

Сам иконографический тип очень древний, автором его считается апостол Лука, один из авторов Евангелических текстов. Но происхождение именно Федоровской иконы довольно трудно определить точно, потому что имеется несколько взаимоисключающих версий. В любом случае, образ тесно связан с князьями из рода Рюриковичей. Первые упоминания иконы в летописях встречаются в 12 в. Вот разные варианты происхождения:

  • Образ был написан по приказу Андрея Боголюбского. Пребывал он в Городецком монастыре, пока тот не сгорел дотла. Сама икона потом явилась в другом месте.
  • Князь Ярослав заказал Феодоровскую икону Божией Матери как подарок на свадьбу.
  • Икона была найдена князем Юрием в старой часовенке, где потом в память об этом был устроен монастырь.

После исчезновения Феодоровская икона была вновь найдена Василием, младшим братом Александра Невского. Жители города видели, как образ пронес по городу святой Федор Стратилат (он к тому времени уже отошел к Богу). Вскоре после этого икона появилась в лесу на дереве перед удивленным князем. Так и получила она свое название - в честь чудесного явления. Достать ее удалось только после молебна, возглавляемого местным архиереем.

Вторая волна почитания Феодоровской иконы Божией Матери началась в 17 в. Закончилась междоусобица, был выбран царь. Именно этой иконой благословляли Михаила Романова. В этот день был установлен и церковный праздник в честь образа. С тех пор он имеет особую связь с царской семьей. Первые списки из Костромы попали в Москву благодаря инокине Марфе (мать царя). Уже в конце 17 в. было написано сказание о чудесах, которые происходили благодаря иконе.

  • На самом деле Федоровская икона является двухсторонней. На обороте написана св. Параскева Пятница. Отсюда, видимо, появилась версия, что образ писался как подарок на свадьбу.

Считается, что икона Божией Матери Феодоровская помогает в устройстве семейной жизни. Люди верили, что благословение на брак перед этим образом обязательно принесет счастье. Многие немецкие аристократки, желая сделать хорошую партию в России, вынуждены были принимать Православие. Чтобы семья была крепкой, принцессы брали себе отчество «Федоровна» - как, например, жена последнего императора. Молились ей и во время тяжелых родов.


Судьба иконы

Долгое время Феодоровская икона продолжала находиться в Костроме. Жители города очень ее почитали, о чем говорило наличие тяжелой золотой ризы: рубины, бриллианты, изумруды украшали оклад, отделанный кольцами из драгоценных металлов. В годы революции все было реквизировано. К счастью, сама икона осталась в храме. Она даже раставрировалась, для чего ее вывезли в Москву.

  • Под окладом лицевая часть древнего образа, датируемого 13 в., практически стерлась от времени. Лучше всего сохранились одеяния святой Параскевы, написанной на обороте.

Поскольку храм Феодоровской иконы был полностью разрушен, ее перенесли в храм св. Иоанна, затем в кафедральный собор г. Костромы. После войны жители города собрали средства на новый оклад, чтобы украсить святыню так, как она того заслуживает. Сегодня образ находится в монастыре св. Анастасии. Чтимый список был подарен Николаю, последнему императору России, хранился в Царском селе. Сейчас он находится там же.


О чем говорит образ

Хотя каким-то чудом икона дошла до наших дней, состояние ее довольно среднее. Лики Богородицы и Христа практически не видны. Композиция очень напоминает «Владимирскую», с той разницей, что левая нога Христа является приоткрытой. Ведь такое иногда случается, когда малыш льнет к матери - именно этот момент показан на иконах типа Елеуса (Умиление).

Феодоровская икона имела очень большое значение для царской семьи, поэтому праздник ее отмечался очень пышно, несмотря на постное время (март). В этот день даже служили Литургию Василия Великого, значит, было разрешено постное масло и вино. Современная Церковь не отличает таким особенным образом этот день, послабление в посте не делается.

Святыня тесно связана с российской историей, но также она считается чудотворной. Дважды полностью были уничтожены огнем храмы, где располагался образ, но однако он оставался цел. Еще одно великое чудо было явлено во время битвы с татарами. Враги, окружившие Кострому, не смогли выдержать сияния, которое стало исходить от лика Матери Божией.

О чем можно просить

Как покровительница невест, Феодоровская икона Божьей Матери поможет найти достойную партию. Относиться к выбору жениха следует очень серьезно - ведь церковный брак - это навсегда. Необходимо усердно молиться о том, чтобы Бог послал достойного человека. Мудрые родители сами беседуют с претендентом на руку дочери. Если у отца есть сомнения, он может назначить испытательный срок. Обижаться молодым на это не следует - настоящее чувство пройдет проверку временем.

Акафист Феодоровской иконе следует читать, если женщина не может зачать ребенка. Конечно, надо посещать врачей, принимать необходимые лекарства - делать все, что во власти самого человека. Остальное возложить на Бога, поменьше нервничать, ведь это отражается и на будущем отце. Господь обязательно пошлет свое благословение тем, кто проявит терпение и настойчивость.

Молитвы должны носить постоянный характер. Это показывает Богу, что человек тверд в своем намерении. Ведь иногда проходит время, он и думать забывает, о чем недавно молился у Феодоровской иконы Божией Матери. В таком случае, возможно, стоит лишь радоваться тому, что желание не исполнилось. Поэтому не следует обижаться или отчаиваться, если кажется, что обращение не услышано. Скорей всего Господь готовит такой вариант, который больше порадует просителя.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконою Ее «Феодоровская»

О, Пресвятая Владычице Богородице и Приснодево Марие, единая надеждо нам грешным! К Тебе прибегаем и Тебе молим, яко велие имаши дерзновение пред рождшимся от Тебе по плоти Господом Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом. Не презри слез наших, не возгнушайся воздыханий наших, не отрини скорби нашея, не посрами упования нашего на Тя, но матерними молении Твоими умоли Господа Бога, да сподобит нас, грешных и недостойных, свободитися от грехов и страстей душевных и телесных, умрети миру и жити Ему Единому по вся дни живота нашего. О, Пресвятая Владычице Богородице, путешествующим спутешествуй и ограждай, и охраняй оныя, избави плененных от пленения, свободи страждущих от бед, утеши сущих в печали, скорбех и напастех, облегчи нищету и всяко злострадание телесное и даруй всем вся потребная к животу, благочестию и жизни временней. Спаси, Владычице, вся страны и грады и сей град, имже сия чудотворная и святая икона Твоя дадеся во утешение и ограждение, избави я от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных, междоусобныя брани и отврати всякий гнев, на ны праведно движимый. Даруй нам время на покаяние и обращение, избави нас от внезапныя смерти и во время исхода нашего предстани нам, явльшися, Дево Богородице, и избави нас от воздушных мытарств князей века сего, сподоби на страшнем Судищи Христове стати одесную и соделай нас наследники вечных благ, да славим во веки великолепое Имя Сына Твоего и Бога нашего, со Безначальным Его Отцем и Святым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Акафист Феодоровской иконе

Феодоровская икона божией матери - значение, в чем помогает was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub