Утепление

Игры в лагере на интеллект. Игры для развития интеллектуальных способностей в пришкольном лагере

Игры в лагере на интеллект. Игры для развития интеллектуальных способностей в пришкольном лагере

Описание игры.

Первый тур игры заочный. Участник покупает «билет» с пятью вопросами.

Вопросы могут быть как по одному направлению, так и по нескольким (история, музыка, литература и т. п.).

Заполнив бланк билета, играющий отправляет его организаторам игры. Из победителей 1-го тура формируются три тройки игроков, которые участвуют в дальнейшей игре.

Второй тур игры проводится в зале. У ведущего на столе 6 пронумерованных конвертов. В каждом конверте вопросы по одному из направлений: история, литература, география, биология, рисование, музыка (могут быть и другие направления, в зависимости от возраста участников игры).

У участников кубик с цифрами от 1 до 6 на гранях. Бросая кубик, участники по очереди выбирают себе конверт, а ведущий задает им вопросы из выбранного конверта. Участник, первым набравший 3 правильных ответа - 3 очка, выходит в финал. Игрок, не ответивший подряд на 3 вопроса, выбывает из игры. Если участник не может ответить на вопрос, то отвечают зрители. За правильный ответ вручается жетон. За 3 жетона - приз.

В финале у игроков кубик с цифрами от 1 до 3 на гранях, а у ведущего 3 пронумерованных конверта. В конвертах вопросы различной сложности - на 1 очко, на 2 и на 3, то есть игрок может заработать 3 очка, бросив кубик всего один раз, если, конечно, ответит на вопрос. Но в финале можно заработать и 4, и 5 очков, если игроку выпадет на кубике 2 и 2 или 2 и 3. За дополнительные очки дается дополнительный приз.

Победителю вручается суперприз.

Вариант билета.

Примерные вопросы.

История

1. Убийство маленького мальчика не давало ему покоя. Он постоянно видел его призрак. Кто этот человек и кто этот мальчик? (Борис Годунов и царевич Дмитрий.)

2. Кто первым на Руси принял христианство? (Княгиня Ольга.)

3. Этот князь построил много церквей, начал обучать детей грамоте, разгромил злых кочевников-печенегов. Как прозвал его народ? (Ярослав Мудрый.)

4. Сын жестокого отца, он был слабовольным, не любил царствовать, но зато любил звонить в колокола. О ком речь? (Федор Иванович.)

5. Позабыв свое царственное положение, он бросился спасать простых матросов, простудился в ледяной воде и умер. (Петр I.)

Биология

1. Кто такой вяхирь? (Дикий голубь.)

2. Кто такой стерх? (Журавль.)

3. Животное, которому не страшны такие сильные яды, как мышьяк, сулема и синильная кислота? (Еж.)

4. Цветок солнца или солнечный цветок? (Подсолнух.)

5. Птица, которая прилетает позже всех, а улетает раньше всех? (Ласточка.)

Музыка

1. Где появился джаз? (В США.)

2. Музыкальный инструмент - символ России? (Балалайка.)

3. Он вошел в историю как выдающийся скрипач всех времен и народов. Имя его было овеяно легендами. Церковь запретила его хоронить. Кто он? (Никколо Паганини.)

4. Квартет - количество участников? (Четыре.)

5. Он писал музыку и играл на скрипке тогда, когда другие дети еще не умели складывать буквы. Кто он? (Моцарт.)

Искусство

1. Кто и когда изобрел современный карандаш? (Конец XVIII века, французский ученый Н. Конте.)

3. Что такое витраж? (Картина на оконном стекле.)

5. В каком городе находится всем известная Третьяковская галерея? (В Москве.)

География

3. Что является языком географии? (Карта.)

4. Где находится Мертвое море? (В Израиле.)

5. Как называется модель Земли? (Глобус.)

Литература

2. Кто придумал деда Щукаря? (Шолохов.)

3. Какой писатель жил в Ясной Поляне? (Л. Н. Толстой.)

4. Как звали сыновей Тараса Бульбы? (Остап и Андрий.)

5. Кто нанимался на работу за 3 щелчка? (Балда.)

Финал-1

1. Полуостров, напоминающий женскую обувь? (Италия.)

2. У какой птицы вместо перьев чешуя? (Древняя птица - археоптерикс.)

3. Умеют ли слоны плавать? (Да.)

4. Слепыми или зрячими рождаются животные? (Зрячими.)

5. Где находится харчевня «Три пескаря»? (По дороге в страну дураков.)

Финал-2

1. Как звали Гулливера? (Лемюэль.)

2. Оперный театр в Милане? (Ла Скала.)

3. Самый ядовитый паук бывшего СССР? (Самка каракурта.)

4. Собака, которая является гордостью русского собаковода? (Борзая.)

5. Ядовитая змея жалит или кусает? (Кусает.)

Финал-3

1. Дерево, название которого можно узнать, переведя фразу «чистый воздух»? (Эвкалипт.)

Интеллектуальные игры в лагере.

Интеллектуальные игры для детей

Ход игры:

Ход игры:


- Его ищут
- Его ищет Иван
- Это герой сказки.
- Его хотят победить.
- Его жизнь не в нем.
- Его жизнь на конце иглы

Игра "Впиши слово".

Ход игры:

Игра "Города".

Ход игры:

Ход игры:

из игры.

Игра "Путешествие".

Ход игры:

Игра "Крокодил".

актерские способности. Играют две команды.
Ход игры:

Ход игры:

Интеллектуальная игра с залом

Ход игры:

Игра "Запретная тройка"

Игра на внимание.

Ход игры:

Ход игры:

Игра "Шляпа"

Играют парами. По очереди.

Ход игры:

Игра "Телеграмма"

Ход игры:

Игра "Слова-двойняшки"

Ход игры:

Игра "Закончи слово"

Ход игры:

Игра "Рассказ"

Ход игры:

Игра "Новое применение"

Ход игры:

Игра "Буриме"

Ход игры:

Каждому участнику выдается набор заранее подготовленных рифм. Задача участника - сочинить стихотворение (четверостишие) на заданные рифмы. Например: кошка - ложка - окошко - немножко; стакан - банан -карман -обман и т.п.

Интеллектуальные игры в лагере.

Правильная организация детского летнего отдыха имеет огромное значение. В условиях детского лагеря мы должны обеспечивать детям возможность всестороннего развития и проявления своих интересов. Поэтому необходимо подумать не только о физическом и психологическом развитии детей, но и об интеллектуальном. В этом вопросе нам на помощь приходит такая категория игр, как интеллектуальные игры.

Интеллектуальные игры для детей развивают не только умственные способности и смекалку, но и память, внимание, воображение, дают детям знания, необходимую умственную нагрузку.

Ниже представлены интеллектуальные игры, которые могут быть использованы для работы с детьми в лагере.

Интеллектуальная игра "Путанка".

В этой игре должны участвовать не менее 5 человек. Двое из них: один запутывающий, другой – распутывающий.

Ход игры:

Распутывающий уходит в другую комнату, так что бы он ни видел, что делают остальные играющие дети. Участники игры берутся за руки, после этого «запутывающий», начинает исполнять свою работу – запутывать всех ребят: кто пролез под руку, кто переступил через руку другого, кто обвил руку вокруг шеи, но нельзя размыкать руки. В целом получилась «абракадабра». Теперь выход «распутывающего» - задача простая – распутать, не размыкая руки.

Интеллектуальная игра "Угадай".

Ход игры:

Ведущий задает, вопросы, по очереди постепенно приближая играющих детей к правильному ответу. Например.
- Его ищут
- Его ищет Иван
- Это герой сказки.
- Он живет в тридевятом царстве
- Его хотят победить.
- Его жизнь не в нем.
- Его жизнь на конце иглы
Затем ведущий предлагает детям составить аналогичную череду вопросов.

Игра "Впиши слово".

Ход игры:

На школьной доске или на бумаге рисуем квадрат. Затем расчерчиваем клетки - 5 на 5 (это минимальное количество малых клеток, можно и больше - 6 на 6 и т.д.). В центральной части пишем слово. Например: КАПКАН. Затем по очереди вписываем по одной букве в соседние клетки так, чтобы получилось другое слово. Если под словом КАПКАН внизу под первой буквой А написать букву П, то получится слово ПАПКА, и в отдельном столбце, расчерченном для каждого участника пишем цифру 5 – так как слово ПАПКА содержит 5 букв. И так по очереди. Победителем игры оказывается тот участник, который наберет наибольшее количество очков.

Игра "Города".

Ход игры:

Первый участник говорит название города. Следующий участник должен назвать город на ту букву, на которую заканчивается первый город. Например: Москва. Следующий говорит: Астрахань. Следующий - Новосибирск. Тематику можно выбирать любую: животные, страны, названия фильмов и т.д.

Игра "Воздух, вода, земля, огонь".

Для этой игры нужен мяч и несколько участников.

Ход игры:

Дети становятся по кругу. Внутри круга стоит ведущий с мячом. Он поочередно бросает мяч участникам и при этом говорит одно слово из четырех предложенных: «воздух» - нужно поймать мяч и сказать название птицы, «вода» - поймать мяч и назвать рыбу, «земля» - назвать животное, но если вы поймаете мяч на слове «огонь» - выбываете из игры. После того, как кто-нибудь из участников поймал мяч, ведущий начинает считать до «трех» и если поймавший не назвал ни чего, то выбывает из игры. Если назвал вместо птицы рыбу - выбывает из игры.
Победитель становится ведущим.

Игра "Путешествие".

Ход игры:

Ведущий бросает мяч по кругу по очереди участникам игры. Поймавший мяч, говорит такую фразу: «я поеду в… например: Дели». Участник, стоящий справа от него задает вопрос: «Зачем?», а следующий, стоящий справа должен быстро ответить: зачем ему понадобилось поехать в Дели. Например: «слонов считать или Индию изучать».
Кто не смог быстро ответить на вопрос выходит из игры.

Игра "Крокодил".

Эта игра развивает образное мышление и актерские способности. Играют две команды.
Ход игры:

Представители одной команды вызывают участника из другой. Шепчут ему на ухо название животного, а в дальнейшем, все, что на ум придет. Задача соперничающей стороны угадать, что им будет изображать без слов вызванный участник.

Игра «Крылатое выражение героя из мультфильма"

Ход игры:

Звучат фрагменты высказываний известных героев из мультфильмов: Заяц из «Ну, погоди!", Домовой Кузя, Фрекенбок, Бременские музыканты, Алиса из Зазеркалья и т.д.. Дети, которые назвали героя верно, получают жетон - улыбку, а на экране появляется изображение этого героя.

Интеллектуальная игра с залом

Ход игры:

Ведущий произносит различные слова в единственном числе, например: море, окно, пирог, сердце, какао, виноград, цветок, океан, одеяло, поцелуй, взгляд, любовь. Задача зала ответить ему, назвав эти слова во множественном числе.

Игра "Запретная тройка"

Игра на внимание.

Ход игры:

По кругу про себя участники считают, и на каждую "разрешенную" цифру хлопают в ладоши; но когда в числе есть цифра три или оно на три делится - "запретная тройка", то участники не хлопают, а разводят руками в стороны.

Ход игры:

Выбирается заранее около 20 различных категорий (Например, город, фильм, песня и т.п.). Из них выбирается одна или несколько. Ведущий называет любую букву алфавита. Задача участников -написать как можно больше слов на эту букву.

Игра "Шляпа"

Играют парами. По очереди.

Ход игры:

Каждый загадывает сначала несколько слов, бумажку сворачивает и кидает в шляпу. Выбирается тот, кто владеет часами и следит за временем. Каждой паре дается 30 секунд. Один из партнеров вытаскивает бумажку из шляпы и пытается объяснить слово другому, не употребляя однокоренных слов. Получилось - оставляет бумажку себе. И так далее, пока время не кончилось. Затем шляпа передается следующей паре по кругу. Выигрывает та пара, у кого к концу игры скопилось больше бумажек. Кроме того, если вытянутое слово оказалось слишком "интеллектуальным", можно бросить его обратно в шляпу один раз за всю игру.

Игра "Телеграмма"

Ход игры:

Выбирается любое слово из 4-6 букв. С помощью него команды должны «зашифровать» телеграмму. Задача - нужно составить текст-телеграмму, чтобы каждое слово в ней начиналось с очередной буквы выбранного заранее слова. Естественно, чем текст сложнее, тем всем веселее.

Игра "Слова-двойняшки"

Ход игры:

Выбираются слова из 3 - 5 букв. Каждый раз участникам нужно изменять по одной букве в слове и, таким образом, от первого слова перейти к последнему. Например, дается пара слов «туча – лужа». То есть, детям от слова «туча» необходимо перейти к слову «лужа», меняя его постепенно по одной букве. Слова должны быть существительными в начальной форме.

Игра "Закончи слово"

Необходим секундомер или песочные часы.

Ход игры:

Участникам дается первый слог, нужно придумать как можно больше слов начинающихся на него, при этом время ограничено.

Игра "Рассказ"

Ход игры:

Выбирается любая буква алфавита. Участники должны придумать рассказ, все слова которого начинались бы на эту букву. Чем больше слов в рассказе, тем интереснее.

Игра "Новое применение"

Ход игры:

Предлагается придумать несколько новых применений знакомым предметам. Например: ложка, носовой платок, газета. Чем креативнее идея ребят, тем лучше.

Игра "Буриме"

Ход игры:

Каждому участнику выдается набор заранее подготовленных рифм. Задача участника - сочинить стихотворение (четверостишие) на заданные рифмы. Например: кошка - ложка - окошко - немножко; стакан - банан -карман -обман и т.п.

Это интеллектуальная игра, в ходе которой выявляются самые эрудированные, сообразительные и находчивые ребята. Конкурсы для нее подобраны так, что участвовать в них могут сколько угодно человек от отряда. Может быть так, что в одном отряде будет пятеро желающих проверить себя и свои знания, а в другом — один. В каждом конкурсе определяется один победитель. Он получает звездочку, которую потом в Банке можно обменять на «стипендию» (лагерные деньги).

В конкурсах побеждают те, кто:

Дал больше правильных ответов быстрее своих соперников;

Точнее справился с заданием;

Быстрее соперников выполнил задание правильно.

Бывает так, что к концу какого-либо конкурса 2-3 человека идут с одинаковым результатом. В этом случае надо оставить на сцене основных претендентов и с ними продолжить конкурс для точного определения победителя.

Описание конкурсов

1. «Аукцион». Предложите ребятам, в качестве разминки, довольно простой конкурс: надо называть имена существительные, которые начинаются с буквы А и оканчиваются на букву Я.

2. «Да — нет». Предложите ребятам поднимать руку вверх, если они считают прочитанное вами утверждение верным и не делать никаких движений, если они считают его неверным.

Внимание! Или у вас для оценки этого конкурса Должны быть очень внимательные помощники, отмечающие правильные ответы всех детей, а делать это надо очень быстро, чтобы конкурс не затянулся.

Или можно отправлять со сцены ребят, давших неправильные ответы после каждого вопроса.

1.1. Ножницы можно заточить, разрезая наждачную бумагу. (Да)

1.2. Можно ли японцу при встрече подарить белые цветы? (Нет. Это цвет траура.)

1.3. Вуаль на дамской шляпке греет. (Да)

1.4. Тачку с овощами легче тянуть за собой, чем толкать впереди. (Да)

1.5. В Саргассовом море застревают корабли, запутываясь в водорослях. (Нет)

1.6. Кит пускает фонтаны воды. (Нет. Он выдувает воздух.)

1.7. В море достаточно золота, чтобы каждого человека на Земле сделать миллионером. (Да)

1.8. Осьминог от страха становится почти черным. (Нет. Белым.)

1.9. Верблюды, во время странствий по пустыням, хранят запасы воды в своих горбах. (Нет. Горбы наполнены салом. За счет него верблюды и живут при полном отсутствии пищи.)

1.10. Каждая седьмая волна выше предыдущих шести. (Нет)

1.11. Божьи коровки кусаются, когда они рассержены. (Нет. Но когда им досаждают, из их суставов сочится кровеобразная жидкость, она едкая и раздражает кожу.)

1.12. Совы слышат, как ползет по земле таракан. (Да)

1.13. Во время брачных боев самцы гадюки забивают противника до смерти. (Нет)

1.14. Летучие мыши могут бегать по земле. (Да)

1.15. Паук-граммастола (мохнатый) ест молодых гремучих змей. (Да)

1.16. В пещерах растут травы-альбиносы. (Да)

1.17. Гигантский кальмар, в погоне за жертвой, развивает скорость свыше пятидесяти километров в час. (Да)

1.18. Ислам — самая старая из мировых религий. (Нет. Самая молодая.)

1.19. Фильм «Черный тюльпан» снят по одноименному роману Александра Дюма? (Нет)

1.20. Роман «Таинственный остров» написал Стивенсон? (Нет. Жюль Берн)

1.21. У кобры есть ядовитое жало. (Нет. Кобра не жалит, как насекомые, а кусает зубами. Через отверстия в них в жертву попадает яд.)

1.22. Самый тяжелый овощ — капуста. (Нет. Тыква.)

1.23. Арабы считают, что сотое Имя Аллаха известно только ослу. (Нет. Верблюду. Поэтому он такой гордый и высокомерный.)

3. «И такой, и сякой». Ведущий зачитывает прилагательные, которые могут стать определениями к одному и тому же слову. Надо быстрее соперников назвать это слово.

3.1. И морская, и пивная, и мыльная... (Пена)

3.2. И снежная, и ромовая, и каменная, и сварливая...(Баба)

3.3. И немецкая, и почтовая, и акцизная... (Марка)

3.4. И финский, и столовый, и тупой, и острый... (Нож)

3.5. И водный, и воздушный, и финансовый, и бурный... (Поток)

3.6. И квадратный, и кубический, и погонный... (Метр)

3.7. И словесный, и фехтовальный, и кровавый... (Поединок)

3.8. И нижнее, и постельное, и тонкое... (Белье)

3.9. И раскидистое, и трухлявое, и фруктовое... (Дерево)

3.10. И радостная, и грустная, и издевательская... (Улыбка)

3.11. И подвижная, и азартная, и старинная... (Игра)

3.12. И пулеметная, и атласная, и клейкая... (Лента)

3.13. И скрытая, и газовая, и одиночная... (Камера)

3.14. И фальшивая, и золотая, и мелкая, и редкая... (Монета)

3.15. И здоровый, и молочный, и гнилой... (Зуб)

3.16. И разбитое, и тонированное, и увеличительное... (Стекло)

3.17. И аристократические, и дурные, и приятные... (Манеры)

3.18. И атласный, и стеганый, и махровый... (Халат)

3.19. И нефтяная, и замочная... (Скважина)

3.20. И сердечный, и предохранительный... (Клапан)

3.21. О коронный, и пустой, и гостиничный, и порядковый... (Номер)

3.22. И английский, и кодовый, и амбарный... (Замок)

3.23. И мертвая, и веревочная, и дверная... (Петля)

3.24. И желтый, и белый, и студенческий, и проездной, и входной... (Билет)

3.25. И игральная, и географическая, и топографическая, и политическая, и масштабная... (Карта)

3.26. И новые, и кленовые, и решетчатые... (Сени)

3.27. И дымовая, и толовая, и острая, и казачья... (Шашка)

3.28. И хоккейный, и теннисный... (Корт)

3.29. И олимпийский, и плюшевый, и косолапый... (Мишка)

3.30. И высокая, и крутая, и медная... (Гора)

4. «Разминка для ума». Надо ответить на вопросы, написанные на билетиках. Ответил — продолжаешь играть дальше, не ответил — выбываешь.

4.1. Назовите то, что есть у любого человека, но не могло быть у библейского Адама. (Пупок)

4.2. Что хороший певец может потерять, а плохому — это все равно не достанется? (Голос)

4.3. Назовите очки, позволяющие держать себя в руках. (Лорнет)

4.4. У какого мастера шкурные интересы. (Скорняк)

4.5. Сидит человек, а вы не можете сесть на его место, даже если он встанет и уйдет. Где он сидит? (У вас на коленях.)

4.6. У кого ее нет, тот не хочет ее иметь, у кого она есть, тот не может ее отдать. Что это? (Лысина)

4.7. Она ни одной глупости не сделала, а слывет символом глупости. Что это? (Пробка)

4.8. Какое слово мужского рода означает королеву? (Ферзь)

4.9. Как можно три раза наполнить до краев ведро, не опорожняя его? {Сначала насыпать камни, потом песок, потом налить воду.)

4.10. Какому врачу частенько приходится извлекать корень? (Стоматологу)

4.11. Какое архитектурное сооружение вмещает большое количество ума? {Палата)

4.12. Какие яйца никогда никем не были снесены? (Киндер-сюрприз)

4.13. Какой вещи, несмотря на ее небольшой размер, выделяют в квартире отдельную комнату? (Унитаз)

4.14. Из-за какого атавизма вы рискуете попасть под нож? (Аппендицит)

4.15. Что за человек с видимым удовольствием в тысячный раз рассказывает об одном и том же? (Гид, экскурсовод, искусствовед)

4.16. Какого охранника человек создает по своему образу и подобию? (Пугало)

4.17. Кто ходит, сидя? (Шахматист)

4.18. В русском языке есть одно слово, которое всегда произносится неправильно. Что это за слово? (Неправильно)

4.19. Почему мужчина, живущий в Киеве, не может быть похоронен к востоку от реки Волга? (Потому, что он еще жив.)

4.20. Сколько животных взял Моисей в свой Ковчег? (Нисколько. Ковчег был у Ноя, а не у Моисея.)

4.21. Разрешено ли в Туркмении жениться на сестре своей вдовы? (Если жена человека — вдова, то он уже умер.)

4.22. Что становится легче, когда его наполняют? (Воздушный шар)

4.23. Вы участвуете в соревнованиях и обогнали бегуна, занимающего вторую позицию. Какую позицию вы теперь занимаете? (Вторую)

4.24. Вы обогнали последнего бегуна. Какую позицию вы теперь занимаете? (Это невозможно. Если вы бежите за ним, значит, он не последний.)

4.25. У отца Мэри пять дочерей: 1. Чача. 2. Чече. 3. Чичи. 4. Чочо. Как зовут пятую дочь? (Мэри)

4.26. У входа в Британский Музей стоят двое американцев. Один из них — отец сына другого. Как такое возможно? (Они были мужем и женой.)

5. «Чего и сколько?». Ребятам выдаются карточки по числу вопросов и маркеры. Решив задачу, они должны написать ответ маркером, а карточку поднять над головой.

5.1. Сколько девяток в числах от 1 до 100? (Двадцать)

5.3. Какой знак надо поставить между 2 и 3, чтобы получилось число больше двух, но меньше трех? (Запятую)

5.4. Во сколько раз большее однозначное число меньше большего двузначного числа? (99: 9 = 11 раз)

5.5. Сколько получиться, если из числа, выраженного тремя единицами второго разряда, вычесть число, выраженное пятью единицами первого разряда? (30 — 5 = 25)

5.6. На сколько единиц меньше наибольшее однозначное число, чем наибольшее двузначное число? (99 — 9 = 90)

5.7. Назовите два таких числа, чтобы их сумма и разность равнялись трем. (3 и 0)

5.8. Сколько получится, если из наименьшего семизначного числа вычесть наибольшее шестизначное число? (1)

5.9. Сколько получится, если к наибольшему четырехзначному числу прибавить наименьшее двузначное число? (9999 + 10 = 10 009)

5.10. Ребята, наверняка, знают, как пишутся римские цифры в пределах десятка. А вот цифры, обозначающие большие значения, надо будет нарисовать на плакате: L 50, С 100, Д 500, М 1 000.

Ведущий показывает карточки, на которых написаны римские цифры, ребята на своих карточках пишут эти же значения, привычными нам, арабскими цифрами:

5.11. Старославянская нумерация основана почти на том же правиле, как и римская: несколько букв под титлом (это черточка сверху буквы), написанных рядом, обозначают число, равное сумме чисел, обозначенных буквами. При этом, числа меньше тысячи, но больше двадцати — пишутся в том порядке, в котором они произносятся, то есть слева направо. Повесьте перед глазами ребят плакат с рисунком. (См. ниже.)

Ведущий диктует число по-старославянски. Дети должны написать его арабскими (современными) цифрами:

5.12. При обозначении чисел, меньших 20 и больших 10, буква, обозначающая единицу, ставится впереди буквы, обозначающей десяток. Продиктуйте ребятам следующие числа:

5.13. На плакате написаны китайские цифры. Ведущий произносит цифры по-русски по одной для каждого игрока, дети называют их по-китайски. (См. рисунок ниже.)

6. «Эквиваленты пословиц». Надо назвать русскую пословицу, которая по смыслу совпадает с иностранной.

6.1. Английские пословицы:

6.1.1. Хорошие мысли приходят потом. (Хорошая мысля приходит опосля.)

6.1.2. Богатство создает друзей — нужда их испытывает. (Друг познается в беде.)

6.1.3. Встать в грязь. (Сесть в лужу, калошу.)

6.1.4. Безмолвный, как могила. (Нем, как рыба.)

6.2. Армянские пословицы:

6.2.1. Каждая неудача — назидание. (На ошибках учатся.)

6.2.2. Кто с вороной дружит, будет и в навозе копаться. (С кем поведешься, от того и наберешься. С волками жить по-волчьи выть.)

6.2.3. Что ему ни говори, он все равно своего осла гонит. (Хоть кол на голове теши.)

6.3. Башкирская пословица:

6.3.1. Там, где не знают тебя, уважают твою шубу. (По одежке встречают, по уму провожают.)

6.4. Белорусская пословица:

6.4.1. В свой час и сосна красна. (Всякому овощу свое время.)

6.5. Бурятская пословица:

6.5.1. Первый поросенок слепой. (Первый блин комом.)

6.6. Индонезийская пословица:

6.6.1. Очень резво белка прыгает, но иногда срывается. (Конь о четырех ногах, и то спотыкается.)

6.7. Китайские пословицы:

6.7.1. Будешь экономить в день по горсти — через десять лет купишь лошадь. (Пушинка к пушинке — будет перинка. Копейка рубль бережет.)

6.7.2. Встретит человека — говорит по-человечьи, встретит черта — говорит по-чертовски. (И нашим, и вашим.)

6.7.3. Глаза могут видеть на тысячу ли, но не могут видеть своих ресниц. (Не видит дальше собственного носа.)

6.7.4. Если в горах нету тигра, то и обезьяна князь. (На безрыбье и рак — рыба. Меж слепых и кривой в чести.)

6.8. Литовская пословица:

6.8.1. Не разгрызешь орех — не съешь ядрышко. (Не потопаешь — не полопаешь.)

6.9. Марийская пословица:

6.9.1. Еще соли не пробовал. (Еще молоко на губах не обсохло.)

6.10. Мордовская пословица:

6.10.1. И в пшенице есть сор. (В семье не без урода.)

6.11. Немецкая пословица:

6.11.1. Лису ловят лисицами. (Клин клином вышибают.)

6.12. Персидские пословицы:

6.12.1. Во рту козла трава сладкая. (О вкусах не спорят.)

6.12.2. Кислую простоквашу видно по горшку. (Видно птицу по полету.)

6.13. Польская пословица:

6.13.1. С большого облака малый дождь. (Гора родила мышь.)

6.14. Туркменская пословица:

6.14.1. Знающему — светло, незнающему — темно.) Учение — свет, неучение — тьма.)

6.15. Узбекская пословица:

6.15.1. Лучше быть у себя пастухом, чем на чужбине падишахом. (Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе.)

6.16. Финские пословицы:

6.16.1. И у старой лисы голова в кувшине может застрять. (И на старуху бывает проруха.)

6.16.2. По скотине и подстилка. (По Сеньке шапка.)

6.16.3. Коль отец пропьет лошадь, сын пропьет телегу. (Яблоко от яблони недалеко падает.)

6.16.4. На своем поле плуг не тяжел. (Своя ноша не тянет.)

6.17. Французская пословица:

6.17.1. Разлука — смерть любви. (С глаз долой — из сердца вон.)

6.18. Японская пословица:

6.18.1. С воробьиную слезу. (С гулькин нос. Кот наплакал.)

Примечания:

Кроме того, конкурсы «Аукцион», «И такой, и сякой», «Разминка для ума», «Скажи по...», «Эквивалент пословиц» — можно проводить со всей аудиторией и вручать звездочки каждому, кто первым дал ответ.

Если ребятам захочется, то можно определить самого-самого одаренного ребенка, предложив тем, у кого самое большое (и главное!) равное количество звездочек, сыграть в игру «Самый-самый». Ведущий зачитывает определение — надо быстрее соперника назвать то, о чем идет речь:

7. «Самый-самый».

7.1. Самый глубокий океан. (Тихий)

7.2. Самое соленое море. (Мертвое)

7.3. Самый мелкий океан. (Атлантический)

7.4. Самый большой музыкальный инструмент. (Орган)

7.5. Самый большой струнно-смычковый инструмент. (Контрабас)

7.8. Самый большой остров, принадлежащий России. (Сахалин)

7.9. Самый большой остров на озере Байкал. (Ольхой)

7.10. Самый большой вулкан в России. (Ключевская Сопка)

7.11. Самое маленькое государство в мире. (Ватикан)

7.13. Крупнейшая река мира, текущая с Запада на Восток. (Амазонка)

7.14. Самый холодный полюс на Земле. (Южный)

7.20. Самый крупный город в Западной Европе. (Париж)

7.21. Самый крупный город в США. (Нью-Йорк)

7.22. Самый колючий цветок. (Кактус)

7.27. Самый крупный приток реки Енисей. (Ангара)

7.28. Самое крупное сухопутное млекопитающее. (Слон)

7.31. Самый известный герой книг Ильфа и Петрова. (Остап Бендер)

7.32. Самое большое по площади государство Латинской Америки. (Бразилия)

7.33. Самое распространенное осветительное устройство в России пятнадцатого века. (Лучина)

7.34. Самый известный сочинитель органных произведений. (Иоганн Себастьян Бах)

7.35. Самый длительный сон, в который может погрузиться человек. (Летаргический)

7.36. Самое большое семя. (Кокосовый орех)

7.37. Самое распространенное слово, придуманное чешским писателем Карелом Чапеком. {Робот)

7.38. Самый распространенный во Вселенной химический элемент. (Водород)

7.39. Самое страшное, по разрушительной силе, природное явление. (Землетрясение)

7.40. Самый народонаселенный город Европы. (Москва)

7.41. Самое прирученное в Европе насекомое. (Пчела)

7.42. Самый великий английский драматург. (Уильям Шекспир)

7.43. Самый лучший ныряльщик среди млекопитающих. (Кашалот)

7.44. Наше дерево, разбрасывающее самое большое количество семян в год. (Тополь)

7.46. Самое крупное пресмыкающееся из обитающих сегодня на Земле. (Крокодил)

7.47. Самый легкоплавкий металл. (Ртуть)

7.48. Кто среди обитателей животного мира развивает самую большую скорость (Сокол. Триста километров в час.)

7.49. Самый большой цирк Древнего Рима. {Колизей)

7.50. Самый многочисленный класс животного мира, по количеству видов. (Насекомые)

7.51. Самая большая известная современной науке скорость в природе. (Свет. Триста тысяч километров в секунду.)

7.52. Назовите имя основателя самого первого русского университета. (Михайло Васильевич Ломоносов)

7.54. Самый большой по размерам грызун в России. (Бобр)

7.56. Кто из животных имеет самую большую продолжительность жизни? (Гигантская, или Слоновая, черепаха — 180 лет.)

7.57. Самая древняя (первая) книга по истории и географии Русской Земли. («Повесть временных лет».)

7.58. Назовите море, омывающее самое большое количество государств. (Карибское море омывает 22 государства.)

7.59. Назовите самую морозостойкую птицу. (Домашний гусь выдерживает температуру — 110 градусов)

7.60. Самый знаменитый итальянский оперный театр. (Лa Скала)

7.61 Самое маленькое млекопитающее Земли. (Землеройка)

7.62. Самое высокое сооружение в Вашингтоне. (Капитолий)

7.63. Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)

7.64. Самый народонаселенный город мира. (Мехико)

7.67. Самое высокое сооружение в Париже. (Эйфелева Башня)

7.68. Птица — обладатель самого большого клюва. (Пеликан)

7.69. Млекопитающее, приспособившееся жить на самой большой высоте над уровнем моря. (Як)

7.71. Животное с самыми большими ушами. (Слон)

7.72. Самое высокое млекопитающее. (Жираф)

7.73. Самое крупное млекопитающее, обитающее в наши дни на нашей Планете. (Синий Кит)

7.74. Какие животные собираются в самые большие стада? (Газели. Стадо может занимать площадь 24 километра х 150 километров.)

7.75. Какая птица глубже всех ныряет? (Пингвин)

7.76. Самый маленький по площади материк. (Австралия)

7.77. Самое быстрое морское животное. (Дельфин- касатка)

7.79. У какого животного самый длинный язык? (У муравьеда.)

7.81. У какого морского животного самый длинный рог? (У нарвала-единорога.)

7.82. У каких насекомых самые большие гнезда. (У термитлв.)

7.83. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)

Тема: «Сказки».
Оборудование: «черный ящик», гонг, фонограмма сказок, иллюстрации сказок, рисунки детей на заданную тему, предметы для «черного ящика» (игла, букет цветов, репка, яйцо, картина «Гуси-лебеди», мочалка, муляжи овощей и фруктов, стрелковый лук, Чебурашка).
В конкурсе принимают участие и команды. В каждой команде есть капитан (эмблема для капитана), каждая команда имеет название «Мальчик- с-пальчик», «Золушка», «Буратино», «Винни-Пух». Столы, за которыми сидят участники игры, расположены полукругом. На столах визитные карточки команд с изображением сказочного героя, имя которого носит команда. У каждого капитана - колокольчик, им он оповещает о готовности команды к ответу на вопрос.
На столе ведущего конверты с заданиями. Команда, первой ответившая на вопрос, получает жетон, который выставляется на наборное полотно команды. По количеству жетонов определяется победитель игры.
Звучит .
В е д у щ и й. О чем- то скрепит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Начинаем интеллектуальную игру для эрудитов «Брейн- ринг». Ведущий представляет команды и капитанов команд. По мере представления дети выходят в зал и занимают свои места за игровым столом. Ведущий знакомит участников и зрителей с правилами игры.
В е д у щ и й. Внимание!
Звучит гонг. Ведущий после звука гонга зачитывает задание, команды дают ответ и помощники выставляют жетоны.
Содержание конвертов с вопросами
Кто так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах расцвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело. Но однажды мне в глаз попал осколок зеркала троллей, и я все стал видеть злым и безобразным». (Кай, герой сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная королева».)
Кто автор сказки с таким сюжетом: «Появился на птичьем дворе маленький птенец- утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью». (Г.-Х. Андерсен «Гадкий утенок».)
Включается фонограмма сказки «Крошечка- Хаврошечка». Участникам нужно отгадать название этой сказки.
«Черный ящик». С помощью предмета, находящегося внутри ящика, можно смастерить самые разные вещи, а можно убить страшного злодея - персонажа русских сказок. (Игла.)
5. Из какой сказки эти слова?
Ночь настала,
Месяц всходит,
Поле все Иван обходит,
Озираючись кругом.
И садится под кустом.
Звезды на небе считает
И краюшку уплетает. (П. Ершов «Конек- Горбунок».)
Герой какой сказки убежал из дома и, преодолев много опасностей, все- таки погиб, обманутый хитрой лисой? (Колобок.)
Герой какой сказки вырос в волчьей стае? (Р. Киплинг «Маугли».)
«Черный ящик». С помощью предмета, находящегося здесь, главный герой сказки нашел свое счастье - мудрую жену, которая была заколдована. (Стрела, выпущенная Иваном из лука и попавшая к лягушке - заколдованной царевне. Сказка «Царевна-лягушка».)
Герой какой сказки перехитрил людоеда и помог стать богатым и знатным своему хозяину? (Братья «Кот в сапогах».)
10. Какие слова нужно было сказать, чтобы цветик- семицветик
исполнил желание?
(Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели.
В. Катаев «Цветик- Семицветик».)
В какой сказке братец не послушался своей сестрицы и превратился в животное? (Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Иванушка превратился в козленка.)
В какой сказке царю Дадону дарят петушка и кто? (Звездочет. А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».)
«Черный ящик». В ящике спрятаны предметы, которые девочка принесла из леса зимой, чтобы угодить своенравной принцессе и мачехе с ее дочкой? (Цветы. С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев».)
Какая сказка начинается словами:
«Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите, дети,
В Африку гулять!»? (К.И. Чуковский «Бармалей».)
Из какой сказки этот отрывок? (Звучит фонограмма сказки С. Аксакова «Аленький цветочек».)
«Черный ящик». Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Скажите, что это за вещь, как называется сказка и кто ее автор? (Мочалка. К.И. Чуковский «Мойдодыр».)
Каждая команда получает лист с заданием. Нужно угадать название и автора сказки.
18. А теперь про чей- то дом
Разговор мы поведем…
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно -
Этот дом сгорел дотла. (С.Я. Маршак «Кошкин
дом».)
Я пришла из сказки Г.-Х. Андерсена. Мое имя означает меру длины, равную 2,5 см. Как меня зовут? (Дюймовочка.)
«Черный ящик».
Кто-то за кого-то Ухватился крепко. - Ох, никак не вытянуть! - Ох, засела крепко! Но еще помощники скоро прибегут. Победит упрямицу Дружный, общий труд. (Репка из одноименной русской народной сказки.)
Какой серый зверь обидел нечетное количество маленьких детишек? (Волк из русской народной сказки «Волк и семеро козлят».)
На каком виде транспорта увез Иван царевну Забаву? (Летучий корабль.)
Каждая команда получает картинку с изображением сказочного домика. Кто живет в домике, из какой он сказки?
«Черный ящик». В какой сказке овощи и фрукты действуют как живые существа? Кто написал эту сказку? Назовите действующих лиц. (Чиполлино, Лимон, Помидор, Тыква, Вишня… Дж. Родари «Приключения Чиполлино».)
Где жил старик со старухой из сказки А.С. Пушкина? Как называется эта сказка? (У самого синего моря. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
«Черный ящик». Здесь находится игрушка, которой дали очень смешное название, потому что она упала со стола. Кто это? (Чебурашка.)
Из какой сказки эти строки? «Я очень хотел, чтобы мне подарили собаку - настоящего друга. Но мама была почему- то против. И все- таки друг у меня появился. Самый лучший друг в мире: в меру упитанный мужчина в расцвете лет, лучший в мире специалист по паровым машинам, лучший в мире по-едатель пирогов, лучший в мире нянька. (А. Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше».)
Каждой команде вручается портрет сказочного героя. Нужно назвать героя и сказку.
«Черный ящик». Какой предмет заставил плакать старика и старуху после проделки маленького зверька? Они успокоились тогда, когда получили взамен такой же предмет, но другого цвета и качества. (Яйцо. Русская народная сказка «Курочка Ряба».)
30. В этой книжке именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах появился Вдруг злодей. Он хотел убить хозяйку, Чуть ее не погубил, Но коварному злодею
Кто- то голову срубил. (К.И. Чуковский «Муха-цокотуха».)
У кого из героев сказки были хрустальные туфельки? (У Золушки.)
Как Маша из сказки «Маша и медведь» вернулась домой к бабушке и дедушке? (В коробе.)
Каким очень необычным транспортом воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть во дворец к царю? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению».)

Досуговое мероприятие для младших школьников 1-4 класса «Своя игра».

Подготовлено учителем начальных классов МАОУ СОШ №58 г. Улан- Удэ Афанасьевой Светланой Анатольевной.

Описание: данное мероприятие может быть проведено как досуговое во время летнего лагеря, а так же как внеклассное в рамках «Недели литературного чтения». Оно рассчитано на детей младшего школьного возраста. Может быть полезным для учителей начальных классов, вожатых и воспитателей летней площадки.
Цель: организация досуга учащихся.
Задачи: разнообразить досуг детей, учить их общаться в неформальной обстановке, следовать правилам игры, способствовать развитию познавательной активности, памяти, внимания, логического мышления.

Ход занятия.

1.Мотивация . Вступительное слово ведущего.
Знакомство с темой: звучит запись музыкальной заставки к телепередаче «Своя игра».
- Дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас сегодня на нашей игре! Сегодня мы узнаем, кто среди вас самый внимательный и удачливый.
2. Отборочный тур.
-А для начала проведём отборочный тур, чтобы выявить трёх участников, которые и будут соревноваться дальше. Итак, я буду задавать вам вопросы, а жюри внимательно следить, чья поднятая рука была первой. За правильный ответ участник получает одну фишку. Внимание, мы начинаем!
- В каком городе жил Незнайка? (Цветочном)
- Кто съел Колобка? (лиса)
- Кто помог вытащить репку? (мышка)
- Кто разбил золотое яичко? (мышка)
- Как звали няньку Маугли? (Балу)
- Какое лакомство предпочитал Карлсон? (варенье)
- Где Винни нашёл хвостик Иа? (на двери у совы)
- Сколько принцесс- дочек было у морского царя? (шесть)
- Когда Русалочкам разрешалось всплывать на поверхность моря? (в 15 лет)
- Жилище Бабы Яги. (избушка на курьих ножках)
- Имя мальчика, которого унесли гуси- лебеди. (Иванушка)
- Второе название волшебной скатерти. (самобранка)
- Кто из обитателей болот стал женой царевича? (лягушка)
- Аппарат, на котором Баба Яга совершает полёты. (ступа)
- Что потеряла Золушка? (хрустальную туфельку)
- Кого маленькая разбойница дала в помощь Герде? (оленя)
- Сколько дней пролежали деньги Буратино на Поле чудес? (нисколько)
- Что попало Каю в глаз? (осколок зеркала)
- Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»? (подснежники)
- Кто из героев сказки «Золотой ключик» кукла? (Мальвина)
Подведение итогов отборочного тура, выявление трёх победителей, которые продолжат соревнование.
3.Знакомство с правилами игры.
Вывешивается таблица. Игроки по- очереди выбирают категорию и количество баллов. Если игрок не может ответить, остальные имеют шанс. Если ответ неверен, баллы вычитаются. За одним из табло спрятана «Своя игра»- каждый игрок предлагает свою ставку, отвечает тот, кто даёт больше. «Кот в мешке»- вопрос на любую тему. Игрок может передать ход другому участнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество баллов.
Волшебное средство 10 20 30 40 50
Путаница 10 20 30 40 50
Загадки 10 20 30 40 50
Пословицы 10 20 30 40 50
Как меня зовут? 10 20 30 40 50

4. Игра (листы с вопросами- у ведущего). Выбранное жюри ведёт подсчёт баллов.
Волшебное средство
Какое волшебное средство было…
10 У Золушки (хрустальная туфелька)
20 У Буратино (золотой ключик)
30 У девочки Жени из сказки Катаева (цветик- семицветик)
40 У Оле- Лукойе (зонтик со снами)
50 У солдата из сказки Андерсена (огниво)
Путаница
Исправь ошибку в стихотворении:
10 Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня)
20 Идёт медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!» (бычок)
30 Зайку бросила лентяйка,
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок. (хозяйка)
40 Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (старухой)
50 Плутовка к дереву на цыпочках подходит,
Вертит хвостом, с лягушки глаз не сводит…(вороны)
Загадки
10 Всё ломаю, всё сметаю,
Ничему пощады нет. (вихрь)
20 В обоих домиках темно,
Зато жарища прямо.
А коль засветится окно,
Его починит мама.(варежки)
СВОЯ ИГРА: Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз. (зима)
30 Брызнешь воду-
Упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (январь)
40 Сверху голо, снизу лохмато,
Теплом богато, что твоя хата. (шуба)
50 Я живу под самой крышей,
Даже страшно глянуть вниз,
Я смогла бы жить и выше,
Если б крыши там нашлись. (сосулька)
Пословицы
10 Без труда не вынешь (и рыбку из пруда)
20 Семь раз отмерь, (один раз отрежь)
30 Красна птица пером, (а человек умом).
40 Крепкую дружбу (и топором не разрубишь)
50 КОТ В МЕШКЕ: как переводится с греческого слово «фотография»? (фото- свет, графо- пишу)
Как меня зовут?
10 Появилась в чашечке цветка,
А была чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
20 Я- большой друг Чебурашки. (крокодил Гена)
30 Я в 4 года читать научился, в 6 сам себе кашу варил, уехал в деревню жить с говорящим котом. (дядя Фёдор)
40 Кукла с голубыми волосами, учительница Буратино. (Мальвина)
50 Пожилой добрый человек, с которым мы встречаемся 1 раз в год. (Дед Мороз)

5. Награждение победителя призом.