Двери

Коллективные трудовые споры: причины, решение, профилактика. Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров

Коллективные трудовые споры: причины, решение, профилактика. Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров

Какая дисциплинарная ответственность предусмотрена за нарушение договора? Что считается днем начала споров? Какой порядок рассмотрения споров примирительной комиссией или с участием посредника?

У вас на работе нездоровая ситуация в коллективе? Все недовольны действиями администрации, но не знают, что делать? Не впадайте в уныние и панику - выход есть, и он называется «коллективные трудовые споры».

Я, Чемакин Валерий, как консультант по правовым вопросам, расскажу в этой статье о способах защиты прав трудового коллектива.

В конце статьи речь пойдет о такой радикальной мере, как забастовка.

1. Что такое коллективные трудовые споры

Управление коллективом требует от руководства не только принятия грамотных управленческих решений, но и умения находить компромиссы с работниками на основе закона.

В противном случае на предприятии будет постоянное напряжение, которое ни к чему хорошему не приведет, а только станет причиной убытков и издержек.

Это вовремя неурегулированные конфликты между работодателем и сформированной группой работников, которые появились из-за отсутствия понимания по одному или нескольким вопросам. Почвой их возникновения служит нарушение материальных и нематериальных прав наемных работников.

Принято выделять следующие этапы разрешения коллективных трудовых споров.

Этап 1. Определение предмета спора

На этом этапе коллектив вырабатывает конкретные претензии к своему начальству и определяет тематику спора. Формулируются требования, с которыми представители коллектива готовы пойти к начальству. Нужно, чтобы они были конкретными, четкими, желательно с указанием норм права, которые были нарушены.

Этап 2. Попытка урегулирования спора путем переговоров

Ведение переговоров с руководством по разрешению коллективного трудового спора осуществляют представители трудящихся, выбранные на общем собрании. Со своими претензиями, оформленными на бумаге, они идут к руководителю и доводят до него позицию коллектива.

При этом «парламентеры» предлагают свой путь решения проблемы. Через 2 дня свой ответ должен дать работодатель. Если удается договориться, то конфликт исчерпан.

Этап 3. Рассмотрение спора примирительной комиссией

Если компромисса достичь не получилось, нужно создавать примирительную комиссию. На уровне предприятия на это отводится всего 2 дня по новому закону, в отличии от упраздненного ФЗ о порядке разрешения коллективных трудовых споров, который давал на это 3 дня. Комиссия состоит из одинакового количества членов от коллектива и работодателя.

Чтобы разрешить конфликт, у комиссии на предприятии есть только 3 дня, а на более высоких уровнях 5 дней. В отличии от , которая создается при индивидуальных конфликтах, решение здесь принимается только при достижении соглашения, а не путем голосования.

Этап 4. Привлечение посредников

В случае отрицательного результата на следующий же день комиссия должна созвать трудовой арбитраж или привлечь к участию в примирительных процедурах посредника. На обсуждение его кандидатуры отводится 2 дня. Им может стать любой, разбирающийся в теме спора специалист. Главное, чтобы он не был заинтересованным лицом и не работал на предприятии.

Пример

На предприятии Уралсибинвест возник конфликт между рабочими и администрацией на почве того, что из-за плохо продуманной инвестиционной политики компании руководство снизило зарплаты на 20% вопреки трудовому договору.

На общем собрании было решено привлечь для разрешения спора посредника, который прекрасно разбирается в финансовых операциях и схемах инвестирования. Этот специалист в ходе изучения документации пришел к выводу, что снижение зарплат в таком объеме экономически не обосновано.

Достаточно было снизить их временно всего на 5%, чтобы через 3 - 4 месяца выйти на прежний уровень доходов. Эту позицию, обоснованную расчетами, руководство компании приняло, и конфликт был улажен.

Посреднику отведено 3 дня на урегулирование конфликта. Он запрашивает документы у любой из сторон и ведёт переговоры. Его деятельность заканчивается составлением соглашения или подписанием протокола разногласий. В первом случае коллективный трудовой спор решается, кем бы он ни был инициирован, а во втором его разрешение переходит на следующий уровень.

Этап 5. Подача заявления для рассмотрения дела в арбитражном суде

Трудовой арбитраж создается на условиях соглашения между коллективом, администрацией и трудовой инспекцией. Его решение обязательно для исполнения. Этот орган создается в течение 2 дней на предприятии и в течение 4 дней на иных уровнях.

На что имеет право трудовой арбитраж:

  • рассматривает обоснованное обращение любой из сторон;
  • запрашивает имеющие значение документы;
  • дает информацию в государственные и муниципальные органы о прогнозируемых последствиях конфликта;
  • принимает окончательное решение по проблеме.

На предприятии решение по коллективному трудовому спору, подведомственность и подсудность которого относится к компетенции этого органа, принимается за 3 дня, а на более высоких уровнях за 5 дней.

Этап 6. Исполнение принятого решения

Решение, принятое трудовым арбитражем - закон как для обеих сторон. Оно должно быть исполнено беспрекословно. За его неисполнение грозит дисциплинарная ответственность сторон при разрешении коллективного трудового спора, вплоть до увольнения виновных лиц.

Орган контролирует и требует исполнения своих решений. Если они все-таки не выполнены, дело передается в суд общей юрисдикции. В крайнем случае объявляется забастовка.

4. Профессиональная помощь в разрешении коллективных трудовых споров - обзор ТОП-3 компаний по предоставлению услуг

Примеры сложных коллективных трудовых споров показывают, что для их разрешения требуется участие юридически подкованных лиц. Хорошо, если среди трудового коллектива такие есть.

Где такого найти, я сейчас расскажу.

1) Правовед

Даже если вы не собираетесь привлекать юриста для непосредственного решения проблемы, его консультация никогда не помешает. Пожалуй, лучшей консультационной компанией сейчас считается Правовед. Сотрудники этой фирмы оказывают консультационную помощь через интернет, поэтому имеют большие преимущества.

Преимущества компании Правовед:

  • нет необходимости ехать в офис, проконсультироваться можно прямо из дома;
  • если ваше предприятие находится в небольшом населённом пункте, где нет юристов, вам нет необходимости тратиться на поездку в город;
  • стоимость онлайн услуг значительно ниже.

Чтобы получить консультацию, достаточно зайти на сайт Правоведа и внести свои данные в специальную форму обратной связи. Там же нужно сформулировать проблему, после чего оплатить услугу. Через некоторое время вы получите подробные инструкции и руководство к действию, которое поможет вам шаг за шагом разрешить трудовой конфликт.

В компании работает несколько сотен квалифицированных юристов, многие из которых специализируются именно на трудовом законодательстве. Поэтому их рекомендации всегда актуальны и имеют практическое применение.

2) Центр юридической помощи

На сайте этой компании можно бесплатно получить простейшую юридическую консультацию по различным вопросам. Уже более 10 лет юристы фирмы оказывают помощь людям. Сегодня 97% дел они выигрывают, что говорит о хорошей квалификации и опыте. При этом 62% обращений не доходит до суда - проблема решается в досудебном порядке, что экономит время и деньги клиентов.

3) Закон и порядок

Это многопрофильная юридическая компания, одно из направлений деятельности которой - разрешение трудовых споров. Юристы помогут вам решить проблему с работодателем на любом этапе разрешения спора, от написания претензии до защиты в суде.

Стоимость некоторых юридических процедур:

Наименование услуги Стоимость (руб.)
1 Консультирование по телефону или через сайт 0
2 Первоначальная беседа в офисе 0
3 Оформление претензии к вашему работодателю 5000
4 Составление жалобы в государственную трудовую инспекцию 6000
5 Взыскание зарплаты и других выплат 10000
6 Восстановление после увольнения на работ 15000
7 Взыскание материального ущерба или задолженности с работника 15000

5. Забастовка как способ разрешения коллективных трудовых споров - 4 главных правила проведения забастовки

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора сегодня применяется редко благодаря тому, что проблемы решаются на более ранних стадиях. Однако время от времени работникам приходится прибегать к такой форме протеста против ущемления своих прав.

Трудовое законодательство четко регламентирует порядок проведения забастовок, из которого стоит выделить несколько главных правил.

Правило 1. Забастовка объявляется только по решению общего собрания трудового коллектива

Право на забастовку установлено конституцией. Перед ее началом созывается общее собрание, на которое должна прийти хотя бы половина сотрудников. Решение о дате начала забастовки принимается на этом собрании, где также выбираются представители для переговоров и формулируются требования.

Правило 2. Никто не может быть принужден к участию или отказу в забастовке

Какое-либо принуждение к участию в забастовочной акции или отказу от такого участия недопустимо. Оно карается в административном и уголовном порядке. Кроме того, работодатель обязан обеспечить бастующих помещением для проведения собраний и всем необходимым. Участвовать в забастовке или возглавлять ее имеют право профсоюзы и другие общественные объединения.

Правило 3. Забастовка заканчивается подписанием соглашения между сторонами

Логическое завершение забастовки - это подписание соглашения, в котором четко изложены все договоренности и порядок их выполнения. К урегулированию конфликтов в ходе забастовки иногда присоединяются государственные органы. Стороны обязательно должны следовать этому соглашению, а нарушение грозит административной и уголовной ответственностью.

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

КОММЕНТАРИЙ

Статья 37 Конституции РФ признает право на коллективные трудовые споры с использованием установленных Кодексом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Как видно из анализа ст. 1 и 6 ТК РФ, отношения в сфере рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров являются самостоятельной частью системы общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством на федеральном и региональном уровнях.

При этом необходимо отметить исключительно тесную связь норм по рассмотрению и разрешению коллективных трудовых споров с нормами о социальном партнерстве в сфере труда. 1.

Согласно определению, данному в комментируемой статье, коллективным трудовым спором являются неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями). В целях урегулирования имеющихся разногласий прежде всего необходимо предпринять соответствующие меры для устранения этих разногласий и достижения взаимоприемлемого решения. Раскрывая понятие коллективного трудового спора, необходимо обратить внимание на те характерные признаки, которые заключены в его определении, а именно:

а) между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) имеются неурегулированные разногласия по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату). Такие неурегулированные разногласия могут иметь место вне зависимости от заключения, изменения либо выполнения коллективного договора, соглашения;

б) между работниками (их представителями) имеются неурегулированные разногласия по поводу заключения, изменения либо выполнения коллективных договоров, соглашений. Под выполнением коллективных договоров, соглашений необходимо понимать выполнение всех без исключения условий, которые составляют содержание коллективного договора либо соглашения;

в) если между представителем работников и работодателем имеются неурегулированные разногласия в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 372 ТК РФ).

Коллективный трудовой спор может иметь место как на локальном уровне (в организации, ее филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении и у индивидуального предпринимателя), так и на территориальном, отраслевом, межотраслевом, региональном, федеральном уровнях.

Новая редакция ч. 1 комментируемой статьи предусматривает новацию о возможности проведения коллективного трудового спора на локальном уровне не только в организации (ее филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении), но и у работодателя - индивидуального предпринимателя. 2.

Примирительные процедуры - это основной способ рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора.

В Рекомендации МОТ № 92 “О добровольном примирении и арбитраже” (1951 г.) содержатся принципы и основы деятельности примирительных органов по добровольному примирению сторон коллективного трудового спора, которые нашли свое дальнейшее отражение в ТК РФ. 3.

Законодатель не случайно вводит новое понятие - день начала коллективного трудового спора, - поскольку определение дня начала такого спора имеет важное процессуальное значение.

Именно со дня начала коллективного трудового спора применяются примирительные процедуры.

Начало коллективного трудового спора в соответствии с комментируемой статьей может иметь место в двух случаях, а именно: при сообщении работодателем (его представителем) о решении отклонить все или часть требований работников (их представителей); при несообщении работодателем (его представителем) о своем решении представительному органу работников в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения требования работников (их представителей).

При этом необходимо отметить, что законодатель при внесении изменений и дополнений в Кодекс из ч. 3 комментируемой статьи вычеркнул слова: “а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров”, исключив, таким образом, один из случаев возникновения начала коллективного трудового спора.

Ранее, если в результате коллективных переговоров по поводу изменения условий труда, заключению или изменению коллективного договора, соглашения был составлен протокол разногласий, то коллективный трудовой спор начинался как бы автоматически, а стороны трудового коллективного спора обязаны были его рассматривать и разрешать с соблюдением установленного законодательством порядка.

На практике такая норма, особенно при заключении или изменении соглашений всех уровней, как правило, не работала. 4.

Забастовка как один из способов разрешения коллективного трудового спора гарантирована ст. 37 Конституции РФ и рассматривается законодателем как временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей полностью либо частично.

Комитет по свободе объединения Административного Совета МОТ определил, что право на забастовку является одним из основных средств, с помощью которых трудящиеся или организации могут защищать свои экономические и социальные интересы и содействовать их осуществлению.

Как видно, забастовка носит временный характер. В решении об объявлении забастовки должна быть указана ее предполагаемая продолжительность (ст. 410 ТК РФ).

Законодатель предусматривает возможность проведения часовой предупредительной забастовки (ст. 410 ТК РФ). Отказ работников от исполнения трудовых обязанностей, предусмотренных ст. 21 ТК РФ, должен быть добровольным.

Целью забастовки как временного добровольного отказа работников от исполнения трудовых обязанностей является разрешение коллективного трудового спора.

Система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Основные задачи и функции Службы:

Осуществление уведомительной регистрации коллективных трудовых споров;

Проверка в случае необходимости полномочий представителей сторон коллективного трудового спора;

Формирование списка трудовых арбитров;

Проведение подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

Выявление и обобщение причины и условий возникновения коллективных трудовых споров, подготовка предложений по их устранению;

Оказание методической помощи сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров;

Организация в установленном порядке финансирования примирительных процедур;

Организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Работники Службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур.

Источник: Постановление Правительства от 15.04.1996 г. № 4Θ6 (с изм. от 21.03.98 г.) «Об утверждении Положения «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» .

Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения в течение трех рабочих дней со дня получения требования от работников.

Если работодатель удовлетворяет требования работников, то разногласия считаются урегулированными и коллективного спора не возникает. Если работодатель отклоняет требования работников (полностью, или частично) или не сообщает о своем решении, а также, если работники не будут удовлетворены ответом работодателя, то начинается коллективный трудовой спор.

Учитывая возможную тяжесть социальных последствий коллективных споров для общества и необходимость защиты интересов работников, акцент в регулировании коллективных трудовых отношений сделан на недопущении социальной напряженности, на достижении согласия между работниками и работодателями, на создание социально-партнерских отношений между ними.

Разрешение коллективных трудовых споров по их подведомственности обычно подразделяются следующим образом:

Споры, рассматриваемые с участием примирительной комиссии;

Споры, рассматриваемые с участием посредника;

Споры, рассматриваемые в трудовом арбитраже.

Поэтапное рассмотрение коллективных трудовых споров в примирительных органах, процедура и сроки их рассмотрения в совокупности составляют порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Примирительная комиссия создается непосредственно в организации, где возник спор. При этом работодатель не вправе уклоняться от ее создания и участия в ее работе. Комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе. Она принимает решение по соглашению сторон, оформляет протокол, который имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением. Если стороны не нашли компромиссного решения, то для дальнейшего разрешения спора приглашается посредник.

Основная цель привлечения посредника - разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Главная функция посредника - оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

При этом посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного спора; проводить как совместные, так и раздельные заседания представителей сторон; предлагать собственные возможные варианты разрешения спора.

Посредник приглашается по соглашению представителей работников и работодателей самостоятельно, либо через Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. Соглашение об участии посредника в разрешении трудового спора оформляется протоколом. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника регулируется в соответствии с Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника и сторонами спора.

Если спорные вопросы не урегулированы, то составляется протокол разногласий и разрешение спора продолжается в трудовом арбитраже. К трудовому арбитражу можно прибегнуть, минуя приглашения посредника, если стороны в срок до трех рабочих дней не достигли соглашения относительно его кандидатуры.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в определенный срок. Служба по вопросам формирования трудового арбитража в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Ими могут быть руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работники Службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов.

В состав трудового арбитража не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в коллективном трудовом споре, подлежащем рассмотрению.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

Изучение документов и материалов, представленных сторонами;

Заслушивание представителей сторон;

Заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

Если урегулирование коллективных трудовых споров через примирительную комиссию, посредника и арбитраж не привели к разрешению спора, либо работодатель уклоняется от выполнения соглашения, достигнутого в ходе разрешения этого спора, то работники вправе прибегнуть к митингу, демонстрации, пикетированию, вплоть до забастовки.

Забастовка - полная остановка производства с выдвижением требований экономического, а иногда и политического характера.

Забастовка является этапом коллективного трудового спора и одновременно крайней мерой его разрешения. Она нередко становится одним из единственных активных способов давления работников на работодателей после неэффективности других способов защиты трудовых прав работников.

По мнению специалистов, право на забастовку - важнейшая предпосылка здорового развития системы коллективных переговоров и разумного разрешения трудовых споров на предприятиях. Такие известные теоретики, как Л. Коузер, Р. Дарендорф, Т. Гайгер, утверждают, что допущение в известных пределах права на стачку после полного исчерпания примирительной процедуры абсолютно необходимо для направления недовольства в юридическое, легитимное русло. При условии умелого социального управления и установления разумно допустимых рамок забастовочного движения право на забастовку не только не ослабляет, а наоборот, придает существующей системе трудовых отношений демократичность и социальную справедливость. Правда, такие закономерные

теоретические выводы не всегда согласуются с их практическим применением. К примеру, в России забастовочное движение 90-х гг. XX в. имеют предпосылки осложнения положения предприятий на российском рынке.

Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения , соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих , в организациях.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

  • рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией;
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Эти стадии называются примирительными процедурами. Организацией примирительных процедур и участием в них занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров. Служба — система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных споров.

Первый этап — рассмотрение спора примирительной комиссией, является обязательным. Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах, за уклонение установлена административная ответственность (ст. 5.32 КоАП РФ).

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Моментом начала спора является день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем в течение трех рабочих дней своего решения, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. Решение о создании комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников.

Закон предусмотрел срок для проведения примирительных процедур. Спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о создании примирительной комиссии. Срок может быть продлен по согласованию сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Посредник приглашается в течение трех рабочих дней после составления примирительной комиссией протокола разногласий. Кандидатура посредника может быть выбрана по соглашению сторон независимо или по рекомендации Службы по урегулированию коллективных трудовых споров. Второй этап примирительных процедур завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий в срок до семи рабочих дней со дня приглашения посредника. В связи с тем что в законодательстве определено, что после посредника спор может быть передан на рассмотрение трудового арбитража, этот этап может быть пропущен.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее грех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Если в течение трех рабочих дней стороны не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Трудовой арбитраж — это временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений. В соответствии со ст. 406 ТК РФ создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забастовок.

Формированием списка трудовых арбитров, подготовкой трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, занимается Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж разрабатывает рекомендации по урегулированию коллективного трудового спора, которые передаются сторонам в письменной форме. Для того чтобы рекомендации посредника или трудового арбитража приобрели для сторон обязательную силу, Служба по урегулированию коллективных споров со сторонами заключает соглашение о принятии обязательства по выполнению рекомендаций. Возможно, было бы более правильно сделать это обязательным элементом разрешения коллективного спора, что помогло бы избежать забастовок, а особенно это необходимо в тех организациях, где запрещено проведение забастовок, чтобы разрешение спора не зашло в тупик.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций (если была достигнута договоренность об их обязательном выполнении) работники могут приступить к проведению забастовки.

Коллективный трудовой спор имеет право на возникновение, в соответствии со статьёй 37 Конституции РФ (ниже вы сможете увидеть текст этого закона). Он опирается на возможность рассогласования системы организации труда и является выражением конфликта сторон. В нём выявляются сложные и нерешённые вопросы, возникшие в компании или в организациях, существовавшие, до момента конфликта в латентной разновидности.

Их игнорирование до определённого времени было актуальным, но всякое сложное или слабо организованное звено процесса, неизбежно требует повышенного внимания. Недосмотр в этом отношении, а также не способность налаживания рассогласованных связей в процессе деятельности организации, чревато остановкой трудовой деятельности. По логике вещей, процесс не способен сдвинуться с места, без разрешения той проблемы, что стала корнем конфликта.

КТС проявляется при определении противоречивых позиций:

  • Позиции руководства организации;
  • Претензий трудового коллектива.

Для его разрешения, потребуется компромисс интересов сторон, взаимопонимание и поиск выхода из создавшейся ситуации. Для этого сторонам требуется вступить в диалог, что является одним из самых сложных элементов разрешения трудового спора.

Статья 37. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими…

  1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
  2. Принудительный труд запрещен.
  3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
  4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
  5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Порядок рассмотрения

Возникновение конфликта сторон на предприятии рассматривается на нескольких уровнях. Они появляются организованно, с целью примирения сторон. Когда в трёхдневный период времени руководитель предприятия не удовлетворил запрос коллектива по предъявленной претензии, могут создаваться, продолжающие рассмотрение спора, этапы:

Комиссия, призванная примирить оппозицию, создаётся из выбранных администрацией и работниками, активистов от конфликтующих сторон. Это первичный этап рассмотрения КТС. Он характеризуется субъективным качеством и рассматривает конфликтную ситуацию изнутри, пытаясь примирить стороны путём поиска компромисса. При не удавшихся попытках, примирительная комиссия решает вопрос о приглашении посредника или создании трудового арбитража.

Посредник всегда приглашается извне, так как его присутствие должно иметь независимый характер, а деятельность по рассмотрению спора, требует максимальной объективности. Посредник определяет основания для ведения переговоров , вовлекая в них, каждую из сторон. Он стремится показать все возможные точки зрения, сторонам конфликта, разрывая шаблон замкнутости на точке фиксирования претензии. Зачастую расширение сознания путём его деятельности, играет позитивную роль и приводит к завершению конфликта. Он уполномочен дать рекомендации, но не обладает полномочиями требовать их применения в дальнейших действиях по прекращению конфликта.

При условии несостоявшегося примирения, оппозиция должна назначить трудовой арбитраж, который определяет ответственность сторон в отношении правильности и адекватности составления и применения документации нормативного делопроизводства. Он правомочен затребовать любой документ, позволяющий раскрыть истинное положение дел, сложившееся в отношении исследуемого вопроса.

Кроме того, ему подвластно проведение закрытых бесед с компетентными или заинтересованными в определённом результате, лицами. Трудовой арбитраж выносит резолютивное постановление, которое подлежит вменённому им, выполнению и сможет обжаловаться исключительно судебным иском.

День начала

Фактом начала КТС становится прецедент, когда активисты из числа инициаторов, составят подписанное массово коллективом, уведомление претензионного характера. Оно вступает в силу после его оформления, записи в перечне входящей корреспонденции и предоставления руководству. С даты его официального представления руководству, легализация претензий считается юридически правомочной.

После этого работодателю (руководителю) предоставляется трёхдневный срок, когда ему представляется неповторимая возможность полноправно решать дальнейшую судьбу реализации КТС. В ситуации:

  • Отказа рассмотрения претензии;
  • Несообщения решения в течение 3 дней,

Начинается период развития КТС. Соответственно, вопрос о возникновении КТС должно считаться открытым по истечении 3 дней после представления претензии.

Бывают виды

Конфликты и возможности их прекращения, имеют собственную структуру универсального характера, но специфика каждого КТС своеобразна, это продиктовано специализацией формы собственности, нюансами организации труда и рядом других причин. Однако просматриваются общие нюансы, которые можно выделить в качестве видов коллективных споров:

  • Установление и претензия по условиям труда;
  • Неурегулированные разногласия в отношении структурного содержания трудового договора;
  • Игнорирование работодателем мнения коллектива при издании приказов, актов различного назначения;
  • Другие виды претензий.

Предметом могут быть

Предметный характер КТС вытекает из его разновидностей. Его предметом одновременно, попеременно или порознь, могут выступать:

  • Общая организация труда на производстве;
  • Споры по поводу нормирования рабочего времени;
  • Противоречия в определении норм выработки;
  • Споры по оплате труда и оплате сверхурочных работ;
  • Ненадлежащее состояние охраны труда;
  • Нарушение техники безопасности.

Исходя из предмета спора, определяются стратегии и выбирается специфика методов, применяющихся в .

В целом, в роли предмета трудового спора выступает неразрешённый на основании предварительного мирного урегулирования, производственный (трудовой) прецедент.

Распространенные признаки

Признаком КТС является противостояние сторон, при легализации претензий в письменном варианте. Его начало обязано быть формально зафиксировано и обнародовано, в идеале – на общем собрании.

Со стороны инициатора КТС, выдвигается требование о формировании примирительной комиссии, в чьё ведение поступает контроль, за конфликтной ситуацией, вплоть до создания трудового арбитража.

К числу основных признаков относится также намерение сторон разрешить спор путём предусмотренных для этого, конституционных методов . Если организация примирительных мероприятий отсутствует, и порядок претензионных рассмотрений не установлен – прецедент будет квалифицирован как саботаж, с вытекающими из этого, последствиями. В этом случае, участники и активисты будут привлечены к ответственности.

Причины возникновения

На первый взгляд, создаётся впечатление, что трудовой спор способствует подрыву экономической системы предприятия. Но на деле это не совсем так. Причиной, ставящей препоны на пути экономического благополучия организации, является именно причина, по которой возник КТС. А сам трудовой спор выступает болезненным способом её устранения.

Он угасает и прекращается мгновенно тогда, когда причина его происхождения утрачивает свою силу, исчезает или устраняется волевым постановлением руководства, коллектива или в процессе его рассмотрения.

Соответственно, установление истинной причины его появления, представляет собой чрезвычайную важность . При условии её обнаружения, все целенаправленные действия примирительной комиссии, посредника или трудового арбитража, будут продуктивными. Из характерных особенностей причины, выбираются варианты анализа .

Стороны и субъекты

Обычно претензии появляются в условиях рецидива неоднократно повторяющегося ненадлежащего поведения на производственном поприще, адресата претензий. Инициатором претензионного прецедента может выступить:

  • Руководящий состав предприятия (организации, компании);
  • Трудовой коллектив, возглавляемый активистами.

Для согласования позиции оппонентов, от коллектива имеют право выступить профсоюзные лидеры. От руководства также может выступить доверенное лицо, представляющее интересы руководства.

Соответственно, субъектами КТС будут выступать:

  • Работники (активный состав);
  • Работодатель.

В роли субъектов, стороны конфликта будут определяться в контексте примиряющего взаимодействия, с учётом свойств, имеющих отношение к предмету спора, в контексте мотиваций и причин реализации КТС. Субъект КТС – участник примирений, которым обязан следовать, от которых не имеет права уклоняться.

  • Дня и причины его возникновения;
  • Предмета спора;
  • Субъектов спора;
  • Специфических разновидностей и характерных признаков.

Основой, пронизывающей все элементы содержания КТС, является процедура его рассмотрения и разрешения . На её базисе выстраивается содержательная структура спора, которая движет процесс разрешения от причины к следствию.

При отсутствии одного из перечисленных элементов в содержании КТС, структурное содержание окажется слабым, что не позволит удержать и организовать, стремящуюся к хаотическому развитию, систему.

Срок рассмотрения

Коллективный трудовой спор не может продолжаться бессистемно долго. Каждый фрагмент его разбора имеет ограниченные периоды. После представления претензии руководителю, сроки каждой стадии будут нижеследующими:

  • Работодатель рассматривает претензию 3 дня;
  • Примирительная комиссия рассматривает его 5 дней, затем 3 дня решает вопрос о приглашении посредника;
  • Приглашённый посредник работает 5 дней;
  • В течение 3 дней решается вопрос о создании трудового арбитража;
  • Затем он разрешает спор 7 дней.

После этого периода , либо по завершении удачно проведённого очередного этапа рассмотрения КТС, вопрос должен быть закрыт резолютивным решением трудового арбитража. В обратном случае, оно вправе опровергаться в суде. Крайним методом разрешения КТС является забастовка.

Разрешение КТС через проведение забастовки.

Забастовочные мероприятия предусматриваются, когда коллектив работников:

  • Не находит другого, более оптимального варианта;
  • Все этапы рассмотрения спора пройдены безрезультатно.

В отличие от мирного урегулирования конфликта путём рассмотрения причин спора и возможностей выхода из него, методы забастовки, в принципе, не обращаются к рассмотрению спора. Её цель – ультимативное требование рассмотрения претензий.

Организация забастовки проводится соответственно с предусмотренным регламентом . Её деятельность регулируется избранным со стороны трудового коллектива, забастовочным комитетом.

Предупреждение о её организации требуется представить руководству организации, а также – в исполнительный комитет, за 10 дней, с указанием точной даты. Эти меры необходимы для сохранения надлежащего порядка, путём привлечения дополнительных сил, со стороны муниципалитета.

Основание участия в ней должно быть исключительно добровольным. Никаких давлений со стороны забастовочного комитета в адрес членов коллектива, допускаться не должно. Право на забастовку – конституционное право каждого трудового коллектива, цель которого – защита своих трудовых интересов и свобод. Поэтому никакие меры по увольнению или наказанию сотрудников, применяться не могут. Но в случае нарушения правил проведения забастовки, она может быть признана недействительной. В этом случае, её активисты и инициаторы могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности.

Примеры КТС

Ярким и беспрецедентным по масштабу примером КТС, который не получил своевременного разрешения, стали коллективные трудовые споры, предшествующие распаду Советского Союза в 90-е годы. Особенно мощными на общем фоне оказались забастовки шахтёров, они возмутили Кузбасс, затем перекинулись в Донбасс, а позже – в Карагандинский угольный бассейн.

Всё начиналось в стандартном режиме – рабочие шахт предъявили претензионное уведомление о ненадлежащей организации труда, в том числе по продолжительности рабочего дня, несоблюдении техники безопасности, отсутствие доплат за сверхурочные работы, а также – за несвоевременные выплаты заработной платы. Руководство цинично проигнорировало их требования, что создало волну возмущений.

Шахты стали останавливать работу одна за другой , а рабочие выходили с митингами на площади, перекрывали железнодорожные пути. При этом наблюдалась чёткая организация забастовочной деятельности, обо всех забастовочных мероприятиях рабочие предупреждали в надлежащие сроки. Патрули бастующих организовали круглосуточные дежурства с целью соблюдения порядка на улицах городов и населённых пунктов.

Забастовки достигли такого размаха, что руководство шахт признавало своё бессилие, а за стол переговоров с бастующими садились Члены Верховного Совета. Организация забастовочного комитета, вступив в переговоры с правительством, дополнила экономические требования политическими, выразив своё недоверие правительству.

Позиции забастовочного движения оказались настолько прочными, что оно перестало функционировать только после падения существующей власти.

Этот прецедент наглядно показывает, что КТС, выбившись из регламентированного русла, может разрушить общественный и политический строй. Учитывая названные обстоятельства, современное законодательство разработало строгий порядок рассмотрения возникшего КТС, который должен пройти соответствующие этапы. Совершенствуя механизм рассмотрения и разрешения трудовых споров, современная законодательная система укрепляет позиции государственной власти и общественного уклада.

Федеральный закон ТК РФ о порядке разрешения коллективных трудовых споров вы можете посмотреть .