Дизайн

Писатели и поэты – участники Великой Отечественной Войны. И всё-таки жизнь - прекрасна

Писатели и поэты – участники Великой Отечественной Войны. И всё-таки жизнь - прекрасна

Великая Отечественная война оказала огромное воздействие как на дальнейший ход истории, так и на развитие мировой и особенно русской культуры.

На великую народную беду наряду с воинами, рабочими, инженерами, крестьянами, студентами сразу откликнулись представители творческой интеллигенции. Поэты, писатели, художники, артисты почувствовали себя признанными поддерживать высокий патриотический подъем на фронте и в тылу, уверенность в победе, стойкость в преодолении всех выпавших на долю страны и народа испытаний.

В поэзии с первых дней войны (да и накануне, пророчески предчувствуя беду) прежде всего проявила себя лирика. В военное время она стала явлением уникальным. Ее невозможно было разделить на гражданскую, интимную, философскую и т.д. Все эти мотивы в ней органически сочетались в передаче переживаний человека, вызванных грозными событиями. Можно лишь выделить три основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага) и лироэпические (баллада, поэма).
Поэты писали и о самой войне во всей ее объемной полноте: о ее тяготах, сражениях, трагедии отступления на начальном этапе, о победных походах; о женщинах и детях на фронте, о партизанах, передавали трагедию семей, оставшихся без кормильцев, без мужей и сыновей, а порою и без крыши над головой. В стихах той поры создавался образ Родины как всей страны, распростершейся от края и до края, либо своего родного города, села, то есть малой родины. Картины родной природы в поэзии соседствовали с картинами боев (как, например, в известном стихотворении М. Дудина «Соловьи») и тем самым усиливали патриотическое и лирическое начало произведения. В лирике также раскрывались сознание человека, в ратном подвиге непосредственно защищающего Отечество, или подвиг труженика, в глубоком тылу приближающего Победу.
Великая Отечественная война вызвала творческий подъем самых разных поэтов - и признанных лириков, начинавших писать еще в предреволюционные годы (А. Ахматова), и пришедших в литературу в 20-30-е годы (Н. Тихонов, А. Сурков, А. Твардовский, Я. Смеляков, М. Алигер, Н. Ушаков, И. Сельвинский, О. Берггольц, П. Антокольский, М. Исаковский, К. Симонов, А. Тарковский и др.), и молодых фронтовиков, из которых на фронте и в послевоенные годы сформировалось новое поколение поэтов (С. Гудзенко, М. Дудин, М. Луконин, С. Наровчатов, В. Тушнова, А. Недогонов, П. Шубин, Н. Старшинов, А. Межиров, Ю. Друнина, С. Орлов, А. Фатьянов, Д. Самойлов, М. Львов, Е. Винокуров, Э. Асадов, М. Соболь, В. Жуков, В. Кочетков, Н. Панченко, А. Балин, Б. Окуджава, К. Ваншенкин и др.). Одни из них пришли в армию фронтовыми корреспондентами, другие служили рядовыми бойцами и офицерами. Многие военные стихи становились популярными песнями, которые исполняются и сегодня.
Уже в первые часы войны В. Лебедев-Кумач создал стихотворение «Священная война», положенное на музыку композитором А. Александровым. В песне отразился единый патриотический и героический порыв народа, ненависть к захватчикам. Пламенным призывом, обращенным ко всей стране, начинается это стихотворение: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!» Простые, не витиеватые слова легко запоминались каждому. Не случайно эта песня стала наиболее популярной в тяжелые годы Великой Отечественной войны, она торжественно и патетично звучала, когда с Октябрьского парада 1941 года на Красной площади бойцов провожали на фронт, действительно «на смертный бой».

Борис Богатков - советский поэт, известный своими фронтовыми стихами. Заслужил звание героя Великой Отечественной войны посмертно - погиб на войне. В Новосибирске, где поэт провел большую часть своей жизни, в его честь названы улица, школа № 3, библиотека. А в 1977 году Богаткову был установлен памятник. Теперь более подробно поговорим о жизни и творчестве поэта, который не дожил до своего 21-го дня рождения всего лишь несколько месяцев.

Борис Богатков: биография

Родился поэт 3 октября 1922 года в небольшом сельце Балахта, которое находится недалеко от Ачинска (Красноярский край). Его мать, Мария Евгеньевна, работала в школе преподавателем математики, а отец, Андрей Михайлович, состоял на партийной службе и очень часто уезжал в командировки.

В семье Богатковых Борис был единственным ребенком, и родители уделяли ему все свое свободное время. Не удивительно, что мальчик рано научился читать, и с детства увлекся литературой. Однако столь идиллическая атмосфера в семье продолжалась недолго.

В 1931 году мать Бориса заболела. Вскоре ее положили в больницу, откуда она уже не вернулась. Незадолго до смерти она написала сыну письмо, прося его не плакать по ней и вырасти достойным человеком.

Переезд в Новосибирск

После кончины самого дорогого человека Борис Андреевич Богатков был взят на воспитание коллегой матери Татьяной Евгеньевной Зыковой. Однако женщина вместе с семьей на тот момент жила в Новосибирске, поэтому Борису пришлось переехать. Здесь он поселился на Октябрьской улице, в доме № 3, и был тут же записан во 2-й класс школы № 3. Богатков учился средне, однако обожал историю и литературу, все больше с годами увлекаясь поэзией. Любимым его писателем был Маяковский. Подражая своему кумиру, он начала писать стихи уже в 10 лет. Постепенно его произведения стали печатать в стенгазетах, на страницах «Пионерской правды».

В 1933 году Бориса приняли в пионеры. Он принимал очень активное участие в школьной жизни, имел множество друзей среди сверстников.

Подростковые годы

Борис Богатков испытывал очень нежные чувства к Татьяне Евгеньевне за то, что она взяла его к себе и воспитывала как родного сына. Тем не менее он очень скучал по умершей матери.

В подростковые годы будущий писатель увлекся спортом - занимался плаванием и лыжами, ходил на футбол, посещал кружок легкой атлетики. В эти годы друзья и знакомые описывали его как юношу высокого роста и атлетического сложения. Отличался Борис и твердостью характера, смелостью и силой воли. Как и многие поэты-фронтовики, он был небезразличен к окружающим его людям. Мог вступиться за слабого или схватиться с хулиганом. Кроме того, следил за происходящем в стране. Уже к 16 годам у него было свое мнение касательно развития литературы, науки, поэзии. Он любил поспорить относительно места человека в общественной жизни.

Юношество

Борис Богатков поддерживал с отцом хорошие отношения. Очень часто мальчик ездил к родителю в Ачинск, куда тот был переведен по служебной необходимости.

После окончания школы Борис поступил в автодорожный техникум, при этом продолжая посещать занятия в вечерней школе. Тем не менее он не оставлял поэзию, в свободные вечера занимался в кружке молодых писателей и поэтов. Кроме того, окончив вечернюю школу, он поступил в литературный институт, совмещая его с техникумом.

В 1938 году поэтом было написано первое крупное творение - «Дума о красном флаге».

А в 1940-м при газете «Комсомольская правда» был организован совет поэзии, которым руководил Антокольский, в него был принят и Богатков. К этому времени писатель стал активно печататься в «Сибирских огнях» и «Ачинской газете».

Творчество молодого поэта заинтересовала Алексея Толстого, который сделал Бориса своим стипендиатом.

Начало войны

Началась Великая Отечественная война. Придя в военкомат, Борис Андреевич Богатков попросил отправить его летное училище. Юноша мечтал о воздушных сражениях с фашистами, однако его определили в ряды авиационных техников. Это стало для него серьезным ударом и отразилось в творчестве. Так он написал после этого в одном из своих стихотворений: «Значит, буду на аэродроме,/ Буду не на фронте, а в тылу?»

Но Борис не смирился с судьбой и добровольцем ушел на фронт в составе пехоты. Однако уже осенью поэт получил тяжелую контузию и был демобилизован в Новосибирск.

Здесь он поселился у своей приемной матери в небольшом бревенчатом домике. В период восстановления после ранения активно писал. В его произведениях звучала военная тематика, он призывал народ трудиться и бороться с захватчиками.

Богатков начинает сотрудничать с «Окнами ТАСС», газетой «Красноярская звезда», стихи и песни Бориса появляются в выпусках сатирической передачи «Огонь по врагу».

Солдатская песня

Стихи Бориса Богаткова к этому времени уже становятся широко известными среди солдат. Так, однажды поэт, идя по одной из новосибирских улиц, стал свидетелем такого случая. С учений шли солдаты, и тут командир скомандовал: «Запевай». И в ответ раздалось: «На родном зауральском заводе/ Крепко сделан, фашистам на страх…»

Это были слова песни о гвардейском автомате, автором которой был Богатков. Солдаты прошли мимо, никто, разумеется, не знал автора произведения. Тем не менее для самого писателя это событие стало очень радостным.

Опять на фронт

Как и другие поэты-фронтовики, Борис желал быть на полях сражений, а не отсиживаться в тылу. И в 1942 году, несмотря на строжайшие запреты медиков, поэт уходит на фронт в составе Сибирской добровольной дивизии.

Перед отъездом Борис пишет письмо другу-однополчанину, что очень рад наконец-то вернуться на фронт. А также прощается с Татьяной Евгеньевной, которая со слезами на глазах провожает приемного сына, уверявшего ее, что ничего страшного с ним не случится.

Борис Богатков попадает на Западный фронт. Его дивизия постепенно выходит к подступам к Смоленску. Здесь путь сибирякам преградили Гнездиловские высоты, хорошо укрепленные немцами. Это было одно из важнейших фашистских укреплений, так как оно прикрывало коммуникации немецкой армии.

На штурм Гнездиловских высот отправили полк Богаткова. Поэт был сержантом и командовал отрядом. Несколько раз его солдаты пытались пойти на штурм, но атака захлебывалась под пулеметными очередями врага.

Тогда Богатков встал из окопа и пошел в атаку, запев написанную им песню: «Мы вышли из заводов, пришли с полей колхозных…» За своим командиром, подхватив песню, начали подниматься на ноги и другие солдаты. Несмотря на огромные потери, сибирской дивизии удалось прорвать немецкие укрепления.

Смерть

Богатков оказался среди первых, кто ворвался в траншеи противника, закипел бой, и поэт был убит автоматной очередью в спину. Битва закончилась взятием Гнездиловских высот. Солдаты вынесли на шинели тело своего командира и положили под березой. Сюда в последний раз проститься подходили те, кому посчастливилось пережить битву. Так 11 августа 1943 года

Борис Андреевич Богатков: «Повестка»

«Повестка» - наверное, самое известное стихотворение писателя, которое включено в школьную программу. Произведение было написано в 1941 году, в самом В нем поэт описывает то состояние, в котором находится человек, уходящий на войну, гуляя по мирному городу. При этом нет ни печали, ни скорби в стихотворении. Оно все пронизано радостью и воодушевлением. Собственно, именно так Богатков и воспринимал отправление на фронт.

Ставшая в истории человечества самой кровопролитной и продолжавшаяся почти 4 года, отразилась в сердце каждого жестокой трагедией, унесшей жизни миллионов людей.

Люди пера: правда о войне

Несмотря на растущее временное расстояние между теми далекими событиями, интерес к теме войны постоянно возрастает; нынешнее поколение не остается равнодушным к мужеству и подвигам советских солдат. Большую роль в правдивости описания событий военных лет сыграло слово писателей и поэтов, меткое, возвышающее, направляюще-вдохновляющее. Именно они - писатели и поэты-фронтовики, проведя свою молодость на полях сражений, донесли до современного поколения историю человеческих судеб и поступков людей, от которых иногда зависела жизнь. Литераторы кровавого военного времени правдиво описали в своих произведениях атмосферу фронта, партизанское движение, тяжесть походов и жизнь в тылу, крепкую солдатскую дружбу, отчаянный героизм, предательство и трусливое дезертирство.

Творческое поколение, рожденное войной

Писатели-фронтовики - это отдельное поколение героических личностей, испытавших на себе тяготы военного и послевоенного периода. Некоторые из них погибли на фронте, другие прожили дольше и умерли, как говорится, не от старости, а от старых ран.

1924 год был ознаменован рождением целого поколения фронтовиков, известных всей стране: Борис Васильев, Виктор Астафьев, Юлия Друнина, Булат Окуджава, Василь Быков. Эти писатели-фронтовики, список которых далеко не полон, с войной столкнулись в момент, когда им только лишь исполнилось по 17 лет.

Борис Васильев - чрезвычайный человек

Почти всем мальчишкам и девчонкам 20-х годов не удалось спастись в страшное военное время. Выжило всего лишь 3%, среди которых чудом оказался Борис Васильев.

Он мог погибнуть в 34-м году от тифа, в 41-м в окружении, в 43-м - от минной растяжки. На фронт мальчишка ушел добровольцем, прошел кавалерийскую и пулеметную полковые школы, воевал в воздушно-десантном полку, учился в Военной академии. В послевоенный период работал на Урале испытателем гусеничных и колесных машин. Был демобилизован в звании инженер-капитана в 1954 году; причина демобилизации - желание заниматься литературной деятельностью.

Военной теме автор посвятил такие произведения, как «В списках не значился», «Завтра была война», «Ветеран», «Не стреляйте в белых лебедей». Известным Борис Васильев стал после публикации в 1969 году повести «А зори здесь тихие…», поставленной в 1971 году на сцене театра на Таганке Юрием Любимовым и экранизированной в 1972 году. По сценариям писателя было снято приблизительно 20 фильмов, среди которых «Офицеры», «Завтра была война», «Аты-баты, шли солдаты…».

Писатели-фронтовики: биография Виктора Астафьева

Виктор Астафьев, как и многие писатели-фронтовики Великой Отечественной войны, в своем творчестве показал войну как великую трагедию, увиденную глазами простого солдата - человека, являющегося основой всей армии; именно ему наказания достаются в изобилии, а награды обходят его стороной. Этот собирательный, наполовину автобиографичный образ фронтовика, живущего одной жизнью с товарищами и приучившегося бесстрашно смотреть смерти в глаза, Астафьев во многом списал с себя и своих фронтовых друзей, противопоставив его приживалам-тыловикам, в большинстве своем обитавших в относительно неопасной прифронтовой зоне на протяжении всей войны. Именно к ним он, как и остальные поэты и писатели-фронтовики ВОВ, испытывал глубочайшее презрение.

Автор таких известных произведений, как «Царь Рыба», «Прокляты и убиты», «Последний поклон» за свою якобы приверженность к Западу и склонность к шовинизму, которую критики усмотрели в его произведениях, на склоне лет был брошен на произвол судьбы государством, за которое воевал, и отправлен умирать в свою родную деревню. Именно такую горькую цену пришлось заплатить Виктору Астафьеву - человеку, который никогда не отказывался от написанного, за желание говорить правду, горькую и печальную. Правду, о которой не молчали в своих произведениях писатели-фронтовики Великой Отечественной войны; они говорили о том, что русский народ, который не только победил, но и потерял многое в себе самом, одновременно с воздействием фашизма испытывал гнетущее влияние советской системы и собственных внутренних сил.

Булат Окуджава: сто раз закат краснел…

Стихи и песни Булата Окуджавы («Молитва», «Полночный троллейбус», «Веселый барабанщик», «Песенка о солдатских сапогах») знает вся страна; его повести «Будь здоров, школяр», «Свидание с Бонапартом», «Путешествие дилетантов» находятся в ряде лучших произведений русских прозаиков. Известные кинофильмы - «Женя, Женечка и Катюша», «Верность», сценаристом которых он был, посмотрело не одно поколение, равно как и знаменитый «Белорусский вокзал», где он выступал автором песен. В репертуаре и певца значится около 200 песен, каждая из которых наполнена собственной историей.

Булат Окуджава, как и остальные писатели-фронтовики (фото можно увидеть выше) являлся ярким символом своего времени; его концерты всегда проходили с аншлагами, несмотря на отсутствие афиш о его выступлениях. Зрители делились впечатлениями и приводили своих друзей и знакомых. Песню «Нам нужна одна победа» из кинофильма «Белорусский вокзал» пела вся страна.

С войной Булат познакомился в семнадцатилетнем возрасте, уйдя после девятого класса на фронт добровольцем. Рядовой, солдат, минометчик, воевавший в основном на Северо-Кавказском фронте, был ранен из самолета противника, а после излечения попал в тяжелую артиллерию Главного командования. Как говорил Булат Окуджава (и с ним соглашались его коллеги - писатели-фронтовики), на войне боялись все, даже те, кто считал себя храбрее остальных.

Война глазами Василя Быкова

Выходец из белорусской крестьянской семьи, Василь Быков ушел на фронт в 18-летнем возрасте и воевал до Победы, пройдя такие страны, как Румыния, Венгрия, Австрия. Был ранен дважды; после демобилизации жил в Белоруссии, в городе Гродно. Главной темой его произведений являлась не сама война (о ней должны писать историки, а не писатели-фронтовики), а возможности человеческого духа, проявляющегося в таких тяжелых условиях. Человек всегда должен оставаться человеком и жить по совести, только в таком случае способен выжить человеческий род.

Особенности прозы Быкова стали поводом для обвинений советских критиков в осквернении советского лада. В прессе была устроена широкая травля, цензура на выход его произведений, их запрещение. По причине такой травли и резкого ухудшения здоровья автор был вынужден покинуть Родину и некоторое время жить в Чехии (стране его симпатий), потом в Финляндии и ФРГ.

Самые известные произведения писателя: «Смерть человека», «Журавлиный крик», «Альпийская баллада», «Круглянский мост», «Мертвым не больно». Как говорил Чингиз Айтматов, Быков был сбережен судьбой для честного и правдивого творчества от имени целого поколения. Некоторые произведения были экранизированы: «Дожить до рассвета», «Третья ракета».

Писатели-фронтовики: о войне стихотворной строкой

На фронт талантливая девушка Юлия Друнина, как и многие писатели-фронтовики, пошла добровольцем. В 1943 году получила тяжелое ранение, по причине которого была признана инвалидом и комиссована. Затем последовало возвращение на фронт, Юлия воевала в Прибалтике и Псковской области. В 1944 году она вновь была контужена и признана непригодной для дальнейшей службы. С присвоенным званием старшины, и медалью «За отвагу» Юлия после войны выпустила стихотворный сборник «В солдатской шинели», посвященный фронтовому времени. Ее приняли в Союз писателей и навсегда зачислили в ряды поэтов-фронтовиков, отнеся к военному поколению.

Наряду с творчеством и выпуском таких сборников, как «Тревога», «Ты рядом», «Мой друг», «Страна - юность», «Окопная звезда», Юлия Друнина активно занималась литературно-общественной работой, была награждена престижными премиями, не раз избиралась членом редколлегий центральных газет и журналов, секретарем правления различных союзов писателей. Несмотря на всеобщее уважение и признание, себя полностью Юлия отдавала поэзии, описывая в стихах роль женщины в войне, ее мужество и терпимость, а также несовместимость животворящего женского начала с убийством и разрушениями.

судьба человека

Писатели-фронтовики и их произведения внесли весомый вклад в литературу, донеся до потомков правдивость событий военных лет. Возможно, кто-либо из наших близких и родственников воевал с ними плечом к плечу и стал прототипом рассказов или повестей.

В 1941 году Юрий Бондарев - будущий писатель - наряду со своими сверстниками участвовал в возведении оборонительных укреплений; после окончания пехотного училища воевал под Сталинградом в качестве командира минометного расчета. Затем контузия, легкое обморожение и ранение в спину, не ставшее помехой для возвращения на фронт, участие в прошел долгий путь до Польши и Чехословакии. После демобилизации Юрий Бондарев поступил в им. Горького, где ему довелось попасть на творческий семинар под руководством Константина Паустовского, привившего будущему писателю любовь к великому искусству пера и умению сказать свое слово.

Всю жизнь Юрий помнил запах мерзлого, твердого как камень хлеба и аромат ожоги стужи в степях Сталинграда, ледяной холод прокаленных морозом орудий, металл которых чувствовался через рукавицы, пороховой смрад стреляных гильз и пустынное безмолвие ночного звездного неба. Творчество писателей-фронтовиков пронизано остротой единения человека с Вселенной, его беспомощностью и одновременно невероятной силой и упорством, в стократ увеличивающимися перед страшной опасностью.

Широкую известность Юрию Бондареву принесли повести «Последние залпы» и «Батальоны просят огня», ярко отобразившие действительность военного времени. К теме сталинских репрессий было обращено произведение «Тишина», высоко оцененное критиками. В самом знаменитом романе «Горячий снег» остро поднята тема героизма советского народа в период самых тяжелых для него испытаний; автор описал последние дни Сталинградской битвы и людей, ставших на защиту своей Родины и собственных семей от фашистских захватчиков. Красной линией проходит Сталинград во всех произведениях фронтовика-писателя как символ солдатской стойкости и мужества. Бондарев никогда не приукрашивал войну и показывал «маленьких великих людей», которые делали свое дело: защищали Родину.

На войне Юрий Бондарев окончательно понял, что человек рождается не для ненависти, а для любви. Именно во фронтовых условиях в сознание писателя вошли кристально чистые заповеди любви к Родине, верности и порядочности. Ведь в бою все обнажено, добро и зло различимо, и каждый делал свой осознанный выбор. Как считает Юрий Бондарев, человеку жизнь дана не просто так, а для выполнения определенной миссии, и важно не растрачивать себя по пустякам, а воспитывать собственную душу, борясь за свободное существование и во имя справедливости.

Повести и романы писателя переведены более чем на 70 языков, причем за период с 1958 по 1980 годы за рубежом более 130 произведений Юрия Бондарева было опубликовано, а снятые по ним картины («Горячий снег», «Берег», «Батальоны просят огня») посмотрела огромная зрительская аудитория.

Деятельность писателя отмечен многими общественными и государственными наградами, в том числе самой главной - всеобщим признанием и читательской любовью.

«Пядь земли» Григория Бакланова

Григорий Бакланов - автор таких произведений, как «Июль 41-го года», «Был месяц май…», «Пядь земли», «Друзья», «Я не был убит на войне». В войну служил в гаубичном артиллерийском полку, затем в звании офицера командовал батареей и сражался на Юго-Западном фронте до конца войны, которую описывает глазами воевавших на передовой, с ее грозными фронтовыми буднями. Причины тяжелых поражений на начальном этапе войны Бакланов объясняет массовыми репрессиями, атмосферой всеобщей подозрительности и страха, властвовавшего в довоенное время. Реквиемом по сгубленному войной молодому поколению, непомерной высокой цене за победу, стала повесть «Навеки - девятнадцатилетние».

В произведениях, посвященных мирному периоду, Бакланов возвращается к судьбам бывших фронтовиков, которые оказались исковерканными беспощадной тоталитарной системой. Особенно ярко это показано в повести «Карпухин», где жизнь героя произведения сломало казенное бездушие. По сценариям писателя было снято 8 фильмов; лучшая экранизация - «Был месяц май…».

Военная литература - детям

Детские писатели-фронтовики внесли весомый вклад в литературу, написав для подростков произведения об их сверстниках - таких же, как они, мальчишках и девчонках, которым довелось жить в военное время.

  • А. Митяев «Шестой неполный».
  • А. Очкин «Иван - я, Федоровы - мы».
  • С. Алексеев «От Москвы до Берлина».
  • Л. Кассиль «Твои защитники».
  • А. Гайдар «Клятва Тимура».
  • В. Катаев «Сын полка».
  • Л. Никольская «Должна остаться живой».

Писатели-фронтовики, список которых, приведенный выше, далеко не полный, доступным и понятным для детей языком донесли страшную реальность войны, трагические судьбы людей и проявленные ними мужество и героизм. Данные произведения воспитывают дух патриотизма и любви к Родине, учат ценить близких и родных, беречь мир на нашей планете.

Пожалуй, самое страшное горе ХХ века. Сколько советских солдат погибло в ее кровопролитных сражениях, грудью защищая свою родину, сколько осталось инвалидами!.. Но хотя большую часть войны преимущество имели гитлеровцы, все-таки победил Советский Союз. А вы никогда не задумывались, почему? Ведь по сравнению с немцами советская армия не имела множества боевых машин и основательной военной подготовки. Стремление защищаться вызывали произведения и писателей, которые вдохновляли солдатов на подвиги. В это трудно поверить, но даже в те смутные времена среди советского народа было много талантливых людей, которые умели излагать свои чувства на бумаге. Большинство из них ушли на фронт, где их судьба складывалась по-разному. Впечатляет страшная статистика: накануне войны в СССР было 2186 писателей и поэтов, из них на поле боя отправились 944 человека, а не вернулось оттуда 417. Тем, кто был моложе всех, еще не было двадцати, самым старшим было в районе 50 лет. Если бы не война, возможно, они бы сейчас приравнивались к великим классикам - Пушкину, Лермонтову, Есенину и др. Но, как гласит крылатая фраза из произведения Ольги Берггольц, "никто не забыт, ничто не забыто". Сохранившиеся в ходе войны рукописи как погибших, так и выживших писателей и поэтов в послевоенное время были размещены в печатных изданиях, которые тиражировались по всему СССР. Итак, какие же люди - поэты Великой Отечественной войны? Ниже приведен список, где указаны самые известные из них.

Поэты Великой Отечественной войны

1. Анна Ахматова (1889-1966)

В самом начале написала несколько плакатных стихотворений. Далее была эвакуирована из Ленинграда до первой блокадной зимы. Следующие два года ей приходится жить в Ташкенте. За время войны она написала много стихотворений.

2. Ольга Берггольц (1910-1975)

Во время войны жила в осажденном Ленинграде, работая на радио и каждый день поддерживая мужество жителей. Тогда же были написаны ее лучшие произведения.

3. Андрей Малышко (1912-1970)

Всю войну работал специальным корреспондентом таких фронтовых газет, как «За Советскую Украину!», «Красная армия» и «За честь Родины». Изложил свои впечатления от этого времени на бумаге только в послевоенные годы.

4. Сергей Михалков (1913-2009)

Во время войны работал корреспондентом таких газет, как «Сталинский сокол» и «Во славу Родины». Отступал до Сталинграда вместе с войсками.

5. Борис Пастернак (1890-1960)

Большую часть войны жил в эвакуации в Чистополе, материально поддерживая всех нуждающихся.

6. Александр Твардовский (1910-1971)

Войну провел на фронте, работая в газете и публикуя в ней свои очерки и стихотворения.

7. Павло Тычина (1891-1967)

Во время войны жил в Уфе, занимаясь активной Статьи Тычины, выпущенные в этот период, воодушевляли советских воинов на борьбу за Родину.

Это все наиболее известные поэты Великой Отечественной войны. А теперь поговорим об их творчестве.

Поэзия периода Великой Отечественной войны

Большинство поэтов уделяли время творчеству в основном в Тогда были написаны многие произведения, позже удостоенные различных премий по литературе. Поэзия Великой Отечественной войны имеет соответствующие тематики - ужас, несчастья и горе войны, скорбь о погибших советских солдатах, дань уважения героям, которые жертвуют собой для спасения Родины.

Заключение

Огромное число стихотворений было написано в те смутные годы. А тогда создали еще больше. Это при том, что некоторые поэты Великой Отечественной войны еще и служили на фронте. И всё же тема (и у стихов, и у прозы) одна - их авторы горячо надеются на победу и вечный мир.

Великая Отечественная война стала одной из самых освящаемых тем русской литературы. Многие авторы военных произведений знали о ней не понаслышке. Писатели-фронтовики это целое поколение истинных патриотов страны, которые опираются в своих книгах на реальные события, зачастую собственный фронтовой опыт.

Писатель родился 12 декабря 1905 года в Бердичеве, в образованной еврейской семье. В юности учился в Московском университете на физико-математическом факультете. Потом работал инженером-химиком в Макеевке, а также научным сотрудником в донецкой лаборатории. Позже решил заняться литературной деятельностью.

С начала войны Василий Семенович отправился на фронт, и там стал военным корреспондентом. Его фронтовые очерки печатались в газете «Красная звезда». Гроссман находился в Сталинграде во время известной на весь мир битвы. За свое мужество в боях был награжден орденом Красного знамени.

Самым знаменитым произведением писателя стал роман «Жизнь и судьба», посвященный его погибшей в ходе уничтожения еврейского населения матери. Произведение было конфисковано КГБ, но чудом уцелело на микрофильме, вывезенном из страны, и было опубликовано только в 1980 г. Также известны такие его книги, как «Народ бессмертен», «Годы войны», «Глюкауф», «Два рассказа», «Направление главного удара», «Сталинградская быль», «Осенняя буря», «Степан Кольчугин».

Поэтесса родилась 10 мая 1924 года. Ее отец был учителем истории, а мать – работала в библиотеке. С самого детства Юлия решила, что станет литератором. Ее стихотворение «Мы вместе за партой сидели...» было напечатано в газете.

С началом войны Юлия Друнина отправилась на фронт добровольцем. Летом 1941 года находилась на строительстве оборонительных сооружений возле Можайска. Но ее отряд потерялся, и им пришлось выходить из окружения около двух недель по тылам противника. Это страшное событие стало основной для одного из самых известных ее стихотворений.

Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули -
Всегда стрелял без промаха комбат.
Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперёд.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шёл на пулемёт.
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что… смертью храбрых пали их сыны.
И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

В 1942 году она уезжает в Хабаровск, где становится курсантом Школы младших авиационных специалистов. Потом ее отправляют в санитарное управление, на Второй белорусский фронт. Получила ранение, была отправлена в госпиталь. После этого, несмотря на присвоенную инвалидность, воевала в Псковской области, затем Прибалтике. Была награждена орденом Красной звезды и медалью за отвагу.

После войны Юлия училась в Литературном институте, в 1947 году ее приняли в Союз писателей. Самые известные произведения Юлии Друниной – «А люблю я, как любят поэты...», «Не бывает любви несчастливой», «Мы обетам верны», «В солдатской шинели». Многие стихи поэтессы легли в основу песен известных композиторов.

Этот украинский поэт родился в Киеве в 1922 году. Он был сыном инженера и учительницы. В 1939 году уехал в Москву и поступил в вуз.

Сразу после объявления войны отправился на фронт добровольцем. В 1942 году получил тяжелое ранение, после выздоровления стал работать корреспондентом в газете «Суворовский натиск». В 1945 году получил орден Отечественной войны второй степени. Получил ордена Красной звезды, медаль «За оборону Москвы». Самые известные произведения поэта: «Однополчане», «Битва», «Закарпатские стихи», «Дальний гарнизон». «Поездка в Туву».

ПЕРЕД АТАКОЙ

Когда на смерть идут - поют,
а перед этим
можно плакать.
Ведь самый страшный час в бою -
час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
и почернел от пыли минной.
Разрыв -
и умирает друг.
И значит - смерть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед,
За мной одним
идет охота.
Будь проклят
сорок первый год -
ты, вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв -
и лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо.
Но мы уже
не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
окоченевшая вражда,
штыком дырявящая шеи.
Бой был короткий.
А потом
глушили водку ледяную,
и выковыривал ножом
из-под ногтей
я кровь чужую.

Этот русский поэт родился в 1923 году в Подмосковье. Его отец был экономистом, а мать преподавала немецкий язык.

С первых дней войны отправился защищать Родину. Участвовал в боях на Ленинградском фронте. Был в составе первого батальона стрелкового полка 189 стрелковой дивизии. В 1943 году получил контузию, после этого был демобилизован.

Литература становится его призванием в юношеском возрасте. Но лучшими считаются его послевоенные произведения, в частности, сборник стихотворений «Дорога далека». Поэт был награжден Государственной премией СССР, а также премией Важа Пшавелы. В 1994 году в Белом доме ему вручил награду Билл Клинтон.

Поэтические сборники поэта, изданные при его жизни:

  • Возвращение;
  • Подкова;
  • Ветровое стекло;
  • Ладожский лед.

В 1992 году эмигрировал в США, в штат Орегон, потом переехал в Нью-Йорк. Александр Петрович был родственником скульптора Эрнста Неизвестного.

Известный поэт родился в Вологодской области, в селе Мегра. Стремление заниматься литературой появилось к него в детстве, он начал писать стихи. О молодом таланте одобрительно отзывался Корней Чуковский.

После начала Великой Отечественной войны отправляется на фронт добровольцем. Потом учится в танковом училище в Челябинске. В бою с немцами в 1944 году Орлов чуть не погиб. Он горел в танке заживо, но успел спастись. В итоге всю жизнь ему пришлось маскировать на лице следы от ожогов.

Получил Орден Октябрьской революции, орден трудового Красного знамени, медаль за оборону Ленинграда. Самые известные сборники стихов – это «Фронт» и «Третья скорость», «Лирика», «Страница». Сергей Орлов – автор знаменитых строк «Его зарыли в шар земной...»

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля -
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой...
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей...

Внук поэта и сейчас живет в Москве, он депутат Московской городской думы. В городе Белозерске есть музей поэта Орлова. Этот музей открыт для всех посетителей, любителей русской истории и почитателей литературы.