Двери

Шестой день сотворения мира. Библия

Шестой день сотворения мира. Библия

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою

(Быт 1, 1-2).

Библейское учение о сотворении мира кратко называется Шестоднев . День означает сутки. В 1823 году англиканский священник Джордж Стэнли Фабер (1773-1854) выдвинул теорию «день — эпоха». Это мнение не имеет абсолютно никаких оснований. В еврейском языке для выражения слов неопределенный период времени или эпоха существует понятие олам . Слово йом в древнееврейском языке всегда означает день, сутки , но никогда не период времени . Отказ от буквального понимания дня сильно искажает библейское учение о сотворении мира. Если брать день как эпоху, то как определить вечер и утро ? Как к эпохе применить благословение седьмого дня и отдых в нем? Ведь Господь заповедал отдых в седьмой день седмицы — субботу, потому что Сам почил: и благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих (Быт 2, 3). Господь сотворил растения в третий день, а солнце, луну и другие светила — в четвертый. Если принять идею «день — эпоха», получается, что целую эпоху растения произрастали без солнечного света.

Святые отцы понимали день первой главы книги Бытия буквально. Святой Ириней Лионский : «Восстановляя в Себе этот день, Господь пришел на страдание в день накануне субботы — то есть в шестой день творения, в который и создан человек, чрез Свое страдание даруя ему новое создание, то есть (освобождение) от смерти». Святой Ефрем Сирин : «Никто не должен думать, что шестодневное творение есть иносказание». Святой Василий Великий : «И бысть вечер, и бысть утро, день един... определяет сим меру дня и ночи и совокупляет в одно суточное время, потому что двадцать четыре часа наполняют продолжение одного дня, если под днем подразумевать и ночь». Святой Иоанн Дамаскин : «От начала дня до начала другого дня — одни сутки, ибо Писание говорит: и был вечер, и было утро: день один ».

Как же тогда происходило чередование дня и ночи до сотворения светил, которые появляются в четвертый день? Святитель Василий Великий пишет: «Тогда не по солнечному движению, но по тому, что первобытный оный свет в определенной Богом мере то разливался, то опять сжимался, происходил день и следовала ночь» (Шестоднев. Беседа 2).

Книга Бытия начинается с описания величественных дел Божьих — создания мира в течение шести дней. Господь сотворил Вселенную с неисчислимыми светилами, землю с ее морями и горами, человека и весь животный и растительный мир. Библейское откровение о сотворении мира возвышается над всеми существующими космогониями других религий, как истина возвышается над любым мифом. Ни одна религия, ни одно философское учение не могли подняться до превосходящей разум идеи о творении из ничего: В начале сотворил Бог небо и землю .

Бог обладает самодостаточностью и абсолютной полнотой. Для Своего бытия Он ничего не требует и ни в чем не нуждается. Единственной причиной сотворения мира явилась совершенная Любовь Бога. Святой Иоанн Дамаскин пишет: «Благой и преблагой Бог не удовольствовался созерцанием Себя Самого, но по преизбытку благости восхотел, чтобы произошло нечто, что в будущем пользовалось бы Его благодеяниями и было причастно Его благости» .

Первыми были созданы бесплотные духи — Ангелы . Хотя Священное Писание не содержит повествования о сотворении ангельского мира, нет никаких сомнений, что Ангелы по своей природе принадлежат к тварному миру. Это воззрение основано прежде всего на ясном библейском понимании Бога как всемогущего Творца, положившего начало всему существующему. Все имеет начало, только Бог безначален. Некоторые святые отцы видят указание на создание невидимого мира Ангелов в словах сотворил Бог небо (Быт 1, 1). В подтверждение этой мысли святитель Филарет (Дроздов) замечает, что, согласно библейскому повествованию, физическое небо было создано во второй и четвертый день.

Первозданная земля была неустроенна и пуста . Созданная из ничего материя сначала явилась неупорядоченной и покрытой тьмой. Тьма была неизбежным следствием отсутствия света, который не был сотворен как самостоятельная стихия. Далее бытописатель Моисей пишет, что Дух Божий носился над водою (Быт 1, 2). Здесь видится указание на творческое и оживотворяющее участие в творении третьего Лица Святой Троицы — Святого Духа. Предельно краткое и точное определение — всё от Отца через Сына в Духе Святом. Упомянутая в вышеприведенном стихе вода является важнейшей стихией, без которой невозможна жизнь. В святом Евангелии вода является символом животворящего и спасительного учения Иисуса Христа. В жизни Церкви вода имеет особое значение, будучи веществом Таинства крещения.

Первый день творения

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет... И отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт 1, 3-5).

По Божественному повелению возник свет . Из дальнейших слов: и отделил Бог свет от тьмы мы видим , что Господь не уничтожил тьму, а лишь установил периодическую смену ее со светом для восстановления и сохранения сил человека и всякой твари. Эту премудрость Божию воспевает Псалмопевец: Ты простираешь тьму и бывает ночь: во время нее бродят все лесные звери; львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе. Восходит солнце, [и] они собираются и ложатся в свои логовища; выходит человек на дело свое и на работу свою до вечера. Как многочисленны дела Твои, Господи! (Пс 103, 20-24). Поэтическим выражением и был вечер, и было утро заканчивается описание творческих дел каждого из шести дней. Само слово день святые понимали буквально.

Свет был создан Божественным словом , обладающим всемогущей творческой силой: ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 9). Святые отцы видят здесь таинственное указание на второе Лицо Святой Троицы — Сына Божия Иисуса Христа, Которого апостол называет Словом и при этом говорит: Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть (Ин 1, 3).

При описании первого дня первым поставлен вечер , а потом утро . По этой причине у евреев в библейские времена день начинался с вечера. Этот порядок сохранился в богослужении новозаветной Церкви.

Второй день творения

И создал Бог твердь... <...> и назвал... твердь небом (Быт 1, 7, 8) и поместил небо между водой, которая находилась на земле, и водой над землей.

Во второй день Бог создал физическое небо . Словом твердь передается слово еврейского подлинника, означающее распростертие , ибо древние евреи метафорически сравнивали небосвод с шатром: простираешь небеса, как шатер (Пс 103, 2).

При описании второго дня говорится и о воде, которая находится не только на земле, но и в атмосфере.

Третий день творения

И собрал Бог воды под небом в одно место и открыл сушу. И назвал сушу землей, а собрание вод назвал морями. И повелел Бог произрастить земле зелень, траву и деревья, приносящие плоды. И покрылась земля растительностью. Господь отделил воду от суши (см.: Быт 1, 9-13).

В третий день были созданы океаны, моря, озера и реки , а также материки и острова . Позже это вызвало восторг у Псалмопевца: Он собрал, будто груды, морские воды, положил бездны в хранилищах. Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось (Пс 32, 7-9).

В этот же день Бог сотворил весь растительный мир . Это было принципиально новым: Бог положил начало органической жизни на земле.

Произвести растительный мир Творец повелел земле . Святитель Василий Великий говорит: «Тогдашний глагол и первое сие повеление сделались как бы естественным некоторым законом и остались в земле и на последующие времена, сообщая ей силу рождать и приносить плоды» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5).

В книге Бытия говорится, что земля произрастила зелень, траву и деревья, сеющие семя по роду их . Святые отцы этому придавали принципиальное значение, ибо оно указывает на постоянство всего сотворенного Богом: «Что при первом сотворении изникло из земли, то соблюдается и доныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства» (Святитель Василий Великий. Шестоднев. Беседа 5). Как видим, третий день был посвящен устроению нашей планеты.

И увидел Бог, что это хорошо (Быт 1, 12). Бытописатель поэтическим языком выражает мысль, что Бог творит премудро и совершенно.

Четвертый день творения

И сказал Бог, чтобы появились светила на тверди небесной, для освящения земли и для отделения дня от ночи. По сотворенным светилам теперь будет вестись отсчет календаря и времени. И появились светила: солнце, луна и звезды (см.: Быт 1, 14-18).

В описании четвертого дня мы видим сотворение светил, их назначение и их отличия. Из текста Библии мы узнаём, что свет был сотворен во второй день до светил, чтобы, по объяснению святителя Василия Великого, неверующие не почитали солнце единственным источником света. Один Бог является Отцом светов (см.: Иак 1, 17).

Создание светил имело три цели: во-первых, освещать землю и все, что на ней; устанавливается различие между светилами дневными (солнце) и ночными (луна и звезды). Во-вторых, отделять день от ночи; различать четыре времени года , упорядочить время с помощью календаря и вести летоисчисление. В-третьих, служить для знамений последних времен; об этом говорится в Новом Завете: солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою (Мф 24, 29-30).

Пятый день творения

В пятый день Господь сотворил первых живых существ, живущих в воде и летающих в воздухе. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею. Так появились обитатели вод, появились водяные животные, насекомые, рептилии и рыбы, а по воздушному пространству полетели птицы (см.: Быт 1, 20-21).

В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода ), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.

В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.

Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.

Шестой день творения

В шестой день творения Бог создал животных, живущих на земле, и человека, по образу и подобию Своему (см.: Быт 1, 24-31).

Описание шестого творческого дня пророк Моисей начинает теми же словами, что и предшествующие дни (третий и пятый): да произведет ... Бог повелевает земле создать всех животных земли (душу живую по роду ее ). Бог творил все в определенной последовательности возрастающего совершенства .

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душою живою (см.: Быт 1, 26-28).

Последним, как венец творения, был создан человек . Он сотворен особым способом. Святые отцы прежде всего отмечают, что творению его предшествовал Божественный совет между всеми Лицами Пресвятой Троицы: сотворим человека . Человек выделен из всего тварного мира и тем, как его творит Господь. Хотя его телесный состав был взят из земли, Господь не повелевает земле произвести человека (как это было с другими тварями), а Сам творит его непосредственно. Псалмопевец говорит, обращаясь к Творцу: Руки Твои сотворили меня и устроили меня (Пс 118, 73).

Бог сказал, что не хорошо человеку быть одному .

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (Быт 2, 21-22).

Господь, конечно, мог сотворить не только одну супружескую чету, но несколько и произвести от них весь человеческий род, но Он хотел, чтобы все люди земли были едины во Адаме. Ведь даже Ева была взята от своего мужа. Апостол Павел говорит: От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли (Деян 17, 26). И поэтому мы все являемся родственниками.

На заре человеческой истории Бог установил брак как постоянный жизненный союз между мужчиной и женщиной. Он благословил его и скрепил самыми тесными узами: будут одна плоть (Быт 2, 24).

Создав человеческое тело, Бог вдунул в лице его дыхание жизни , и стал человек душею живою . Самая главная отличительная особенность человека состоит в том, что его душа богоподобна . Бог сказал: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт 1, 26). О том, что такое образ Божий в человеке , мы говорили ранее. Когда Бог сотворил человека, Он привел к нему всех животных и птиц, человек дал им всем имена. Наречение имен было знаком господства человека над всей тварью.

С сотворением человека заканчивается шестидневное творение мира. Бог сотворил мир совершенным . Рука Творца не внесла в него никакого зла. Это учение о первоначальной благости всего творения представляет собой возвышенную богословскую истину.

В конце времен будет восстановлено совершенство мира. По свидетельству тайнозрителя, святого апостола Иоанна Богослова, будет новое небо и новая земля (см.: Откр 21, 1).

Седьмой день

И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал (Быт 2, 2).

Закончив творение мира, Бог почил от дел Своих. Бытописатель здесь употребляет метафору, ибо Бог не нуждается в отдыхе. Этим указывается тайна истинного покоя, который ожидает людей в вечной жизни. До наступления этого блаженного времени уже в земной жизни мы видим прообраз этого состояния — покой благословенного седьмого дня, который в Ветхом Завете был субботой , а для христиан является днем воскресным .

Кто и как сотворил Землю и создал знакомое нам устройство мира? О чем рассказывает Священное писание и как его трактуют современники?

Во все времена люди спорят и продолжают дискутировать о происхождении всего живого и неживого на планете. Существует тысячи трактовок и взглядов на происхождение земной жизнедеятельности. Одной из самых популярных среди православного населения является библейская история сотворения мира.

В этом материале вы узнаете о том, как и кто создал наш мир, почему в нем есть именно такие живые микроорганизмы, растения, моря и океаны, земля и небо, солнце и тучи. Мы разберемся с изменением первых трактовок Священного писания в современности и развеем мифы о том, что причиной появления человека стало развитие микроорганизмов и микробов.

Сотворение мира по дням

Как формировался мир, что появилось первым и почему? Узнать правдивую историю работы Творца над Вселенной можно в Священном писании, созданном монахами, мучениками и апостолами. Своеобразной энциклопедией мира для православных христиан выступает Библия. В ней говорится о жизни мирян со дня сотворения до воскрешения Иисуса. Эти истории относят к Ветхому или Старому Завету. Все что происходило с Рождества Христова до его смерти и искупление всех грехов мирян стало Новым Заветом.

Эти писания позволяют современным людям узнать о том, как происходило сотворение мира. Исследователи спорят, кто, как и когда мог написать эту историю. Они объясняют свое недоверие тем, что невозможно описать явление или процесс, если ты его не наблюдаешь. Видеть сотворение земли мог только Бог, а Библию написал не он.

Православные, священники и монахи рассказывают, что каждая запись в священной книге сделана с повеления и благословения Господа. Он даровал видения своим ученикам и последователям, обучив их истории создания мира. (см. )

Библия – история православия, обучающая человека религии, вере и силе преодолевать любые жизненные проблемы. Она учит мирян познавать Бога, себя и окружающую действительность, вставать на путь истинный и бороться с искушением.

До сих пор споры о достоверности источников о происхождении мира не утихают и не разрешаться никогда. Давайте с вами разберемся, что появилось первым на земле и почему.

Первый день

В писании говорится о том, что первым Господь сотворил небо и землю. Но они были не в том виде, какими мы привыкли видеть их сегодня. В мире царила тьма и пустота, потому что не было светила, лесов и жизни. Правил в этом мире Божий Дух. После этого появляется свет, пришедшийся по нраву Творцу.

Второй день

Ходить в этом мире было невозможно – повсюду была вода, беспросветные океаны и водоемы. Лишь на второй день он создает твердую поверхность – она отделяет одну часть воды от другой. Создает он и небо, дарующее будущим людям утро и вечер. После каждого сотворения в Библии говорится: «И увидел Бог, что это хорошо».

Третий день

В этот день Господь создает основные привычные нам объекты планеты: океаны, озера, реки, материки и острова. После этого на земле появляется зелень и деревья – зарождается жизнь. Все растения размножаются самостоятельно с помощью матушки-земли. Подобную силу вложил в нее Бог.

Такой порядок мира – важен в исследовании истории, священники и ученые обращают внимание на то, что все сотворенное Богом, – постоянно. Это один из самых таинственных, романтичных и мистических праздников для восточных славян. Он остается таковым на протяжении всей истории России.

Четвертый день

На четвертые сутки он создает небесные светила и отделяет день и ночь. Днем царило Солнце – согревало и давало возможность расти и размножаться всему живому, ночью правила Луна и звезды. Исследователи дают разные трактовки целей светил. Они освещают землю ночью и днем, отделяют разное время суток и года для удобства летоисчисления и служат знамением для смертных людей.

Пятый день

Первыми существами становятся жители воды – пресмыкающиеся, обязанные своей жизнью морям.

По земле и небу полетели птицы. Увидев первые зачатки живых существ, он пожелал им размножаться: рыбам — в воде, а птицам — на земле.

Особое место в сотворении мира сыграл Божий свет и вода, содержащаяся повсюду. После этого Всевышний дает жизнь обитателям водных просторов: китам, рыбам и амфибиям.

Живность получает благословение плодиться и размножаться.

Шестой день

Созданию скота предшествовало пожелание Бога увидеть на земле зверей. Сотворение человека стало завершением процесса миросоздания. Ему предстояло возвышаться над морскими, небесными и земными животными. Так появляются первые мужчина и женщина на земле – Адам и Ева.

Первый человек появляется из земного праха, Господь вдыхает в него душу и дарует тело. Перед его сотворением на небесах собирался совет Святой Троицы. В отличие от других живых существ, человека производит не земля, Господь сам творит его.

После появления Адама, Бог решает ввести его в сон и, взяв бедро мужчины, создает жену. Священники объясняют ограничение Господом в создании одной пары тем, что он желал, чтобы все люди произошли от Адама. Душа человека такая же как у Господа.

В мире не было зла, все гармонично и совершенно.

Седьмой день

На седьмой день он благословляет все сотворенное. В Писании говорится, что он почил от дел своих, то есть предался отдыху.

Именно поэтому и мы с вами до сих пор в воскресенье – на седьмой день недели – отдыхаем.

Дом для людей описывается в писании как великолепный. Идеальные условия для жизни, пища и отсутствие природных катаклизмов. Это место мы привыкли называть раем. Природа, созданная Всевышнем, даровала человеку все свои прелести и возможности. Целью и предназначением Адама и Евы было жить и блаженствовать.

Причина сотворения мира лежит в этом. Бог стремился разделить свое величие и наслаждение жизнью с другими, подобными себе существами.

Конца сотворения мира в христианской культуре не существует.

Проблема в том, что не только тело, но и душа человека была свободной, в ней таились желания и страсти. Что же сделал человек, попав в мир блаженства и вседозволенности. Он поддался искушению и не справился с соблазнами. (см. )

Трактовки: ранние и современные

Исследователи библейских писаний говорят о том, что существует несколько подходов к типизации и истории сотворения мира по Библии. Некоторые историки заостряют внимание на литературном жанре писания.

Некоторые относят рассказы Библии к историческому эпосу, предполагающему достоверную фиксацию фактов и событий. Этой позиции придерживаются христианские фундаменталисты. Они уверены, что изменять т рактовку прочтения Библии – категорически запрещено. Подтверждая свой взгляд, исследователи опираются на слова Отцов и апостолов, святых и угодников: Лютера и Кальвина.

Другие верующие продолжают искать новые трактовки и объяснения особого создания Вселенной с учетом научного познания, достижений техники и объяснений ученых.

Православные утверждают, что солнце и звезды существовали с первого дня – их было не видно из-за густого пара от земли. С появлением растений и кислорода стало возможным увидеть небесные светила.

Ряд исследователей называют Библию аллегорическим произведением, сочетающим в себе средства художественной выразительности. Поэтому писание имеет столь большой успех и влияние на всех мирян.

Сторонники такой трактовки говорят о том, что авторами писания стали обычные люди древности. Считывать Библию в современном мире дословно и буквально понимать смысл фраз – неправильно. Причина – в абсолютно разном мировоззрении людей. В поэтическом эпосе нет фактов и научных обоснований – это набор чувств, эмоций и впечатлений.

Об этом говорится и в самом писании, это не научная книга или энциклопедия, она учит людей религиозным истинам. Одним из основополагающих тезисов Библии становится создание мира из ничего. В современном мире, опираясь на научные воззрения представить это крайне сложно. В процессе изучения писания и истории миросоздания люди сталкиваются с рядом заблуждений.

Популярным является объединение Творца и творение в одно целое. Сформировалось отдельное научное течение, пропагандирующее, что Бог и его творение – одна субстанция.

Приверженцы теории относят Творца к жидкости, она переполнила имеющийся сосуд и вылилась в окружающий мир. Тогда получается, что в каждом предмете и живом существе частичка Творца.

Следующие исследователи утверждали, что материя и Господь существовали независимо и отдельно друг от друга. Бог сотворил мир, подобно скульптору или художнику.

Третьим воззрением во все времена был атеизм, заключающийся в отрицании существования Бога.

Сложности, связанные с познанием истин сотворения мира, объясняются отсутствием возможности провести научные опыты и повторить процесс, а значит, детально и подробно изучить его. Любая деятельность человека опирается на изначальное наличие исходного материала: художник использует бумагу и краску, повар – продукты питания и бытовую технику, сформировать аналогичную картину для момента создания мира – невозможно.

Но мышление человека построено особым образом, мы познаем любую деятельность, опираясь на предыдущий опыт и наличие материала для строительства. Здесь происходит разрыв со священным писанием, где сказано, что Бог сотворил мир из ничего.

Неоспоримый аспект – это длительный процесс творения Вселенной. Мы не можем сказать, сколько дней Бог творил, потому что земные светила, ночь и день появились лишь на четвертые сутки. До этого время и пространство существовали по непривычным нам законам.

Интересно, что в Библии говорится о продолжение акта творения. Бог продолжает совершенствовать и формировать обновленный мир.

В XVIII–XIX веках начинается повсеместная критика религиозного писания. Современные исследователи объясняют ее заметным скачком науки и культуры и желанием на основе полученных знаний все отрицать.

Библия шла в разрез с вновь полученными знаниями. Но Моисей во время написания Библии не мог объяснять людям процесс творения с точки зрения доступных и понятных ему и современному человеку научных воззрений. Поэтому она так и написана.

Одно из самых красивых архитектурных творений в России. Посетить его рекомендуется всем туристам культурной столицы страны — Санкт-Петербурга!

Сегодня исследователи объясняют и считывают главы книги с помощью средств художественной выразительности и образов. Так создание неба подразумевает не привычную для нас ассоциацию с воздушным пространством над головой. Это место обитания Ангелов и апостолов.

Появление земли означает создание той материи, о которой спорят исследователи. С точки зрения физика, Библия написана очень точно. Соблюдены все естественные законы природы, изученные с течением времени.

Так, сначала появляется свет – то есть энергия, а затем живое и неживое «наполнение» мира. Другими словами появляется энергия, рождающая все остальные элементы мира.

Господь создает жизнь и учит нас духовности и смирению. Понимание библейских истин, их принятие – основы постижения Бога и поиска себя.


Сотворение мира. Адам и Ева.


Бытие 1.

В этой главе рассказывается о том, что Бог сотворил нашу галактику и планету “Земля” за шесть дней.

1-2 В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

(Дух - это разум и сознание).

3-5 И сказал Бог да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
(Здесь говорится о другом свете, не том свете, которое дают солнце, луна и звёзды).

6-8 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И стало так. И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день второй.
(Здесь говорится о том, что за пределами нашей галактики осталась вода).

9-13 И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так…. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя по роду и по подобию её, и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так…. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий.

14-19 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений, времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; … И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20-23 И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землёю по тверди небесной. И стало так…. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день пятый.

24-25 И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. … И увидел Бог, что это хорошо.

26-31 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землёю, и над всяким животным пресмыкающимся по земле.
Далее говорится, что Бог дал, людям и животным, в пищу растения.
И увидел Бог, что всё, что Он создал, весьма хорошо. И был вечер, и было утро: день шестой.

Эта глава дополняет первую.
1-6 Так совершенны небо и земля и всё воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих….

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

(Здесь говорится о том, что Бог дал людям дух. Дух - это разум и сознание).

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
(Рай - это место, где проживают люди, которые слушаются Бога).

9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

(Здесь имеется в виду то, что когда человек познаёт зло, то начинает грешить. Любое зло является грехом. Грешники, после смерти на земле, попадают в ад (Лука 16:19-31), где существует смерть вторая (Откровение 20:11-15). На земле существует смерть первая, в аде - смерть вторая.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
(Животным Бог не дал разума и сознания (духа), поэтому они не осознают происходящего вокруг них, а значит и не умеют говорить).

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

1 Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
2 И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
3 только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
4 И сказал змей жене: нет, не умрете,
5 но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
6 И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

(Бог, через змея, испытал Адама и Еву на послушание (1 Петра 4:12-19; Иакова 1: 12-18). Они ослушались Бога. Нельзя создать человека святым, для этого он должен пройти свой путь, то есть познать и добро, и зло, а затем отказаться от зла и не грешить. Например: если человек не страдал, то он не может жалеть других людей.)

7 И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.
8 И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11 И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
13 И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.
14 И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;
15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.
16 Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.
17 Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;
18 терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;
19 в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих.
21 И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
22 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
23 И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.
24 И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

(Дерево жизни - это бессмертие. Бог закрыл людям путь в рай. Человечеству предстояло прожить несколько тысячилетий, после которых будет этот путь открыт. Культура, на земле, находилась на очень низком уровне, поэтому люди не могли логически мыслить, а это значит, что слушаться Бога они так же не могли. Рим. 5:12-21 - 14 Однако же смерть царствовала от Адама до Моисея и над несогрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего).

Бытие 4.
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.
17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.
18 У Еноха родился Ирад; Ирад родил Мехиаеля; Мехиаель родил Мафусала; Мафусал родил Ламеха.
19 И взял себе Ламех две жены: имя одной: Ада, и имя второй: Цилла.
20 Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами.
21 Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели.
22 Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачом всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина Ноема.
23 И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне;
24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.
25 И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она, Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
26 У Сифа также родился сын, и он нарёк ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа.

1 Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его,
2 мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их.
3 Адам жил сто тридцать лет и родил сына по подобию своему по образу своему, и нарек ему имя: Сиф.
4 Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.
5 Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер.
6 Сиф жил сто пять лет и родил Еноса.
7 По рождении Еноса Сиф жил восемьсот семь лет и родил сынов и дочерей.
8 Всех же дней Сифовых было девятьсот двенадцать лет; и он умер.
9 Енос жил девяносто лет и родил Каинана.
10 По рождении Каинана Енос жил восемьсот пятнадцать лет и родил сынов и дочерей.
11 Всех же дней Еноса было девятьсот пять лет; и он умер.
12 Каинан жил семьдесят лет и родил Малелеила.
13 По рождении Малелеила Каинан жил восемьсот сорок лет и родил сынов и дочерей.
14 Всех же дней Каинана было девятьсот десять лет; и он умер.
15 Малелеил жил шестьдесят пять лет и родил Иареда.
16 По рождении Иареда Малелеил жил восемьсот тридцать лет и родил сынов и дочерей.
17 Всех же дней Малелеила было восемьсот девяносто пять лет; и он умер.
18 Иаред жил сто шестьдесят два года и родил Еноха.
19 По рождении Еноха Иаред жил восемьсот лет и родил сынов и дочерей.
20 Всех же дней Иареда было девятьсот шестьдесят два года; и он умер.
21 Енох жил шестьдесят пять лет и родил Мафусала.
22 И ходил Енох пред Богом, по рождении Мафусала, триста лет и родил сынов и дочерей.
23 Всех же дней Еноха было триста шестьдесят пять лет.
24 И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его.
(Из всех людей, проживающих до потопа, в рай попал один Енох).

25 Мафусал жил сто восемьдесят семь лет и родил Ламеха.
26 По рождении Ламеха Мафусал жил семьсот восемьдесят два года и родил сынов и дочерей.
27 Всех же дней Мафусала было девятьсот шестьдесят девять лет; и он умер.
28 Ламех жил сто восемьдесят два года и родил сына,
29 и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь.
30 И жил Ламех по рождении Ноя пятьсот девяносто пять лет и родил сынов и дочерей.
31 Всех же дней Ламеха было семьсот семьдесят семь лет; и он умер.
32 Ною было пятьсот лет и родил Ной Сима, Хама и Иафета.

1 Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери,
2 тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал.

(Сыны Божии - это те, которые призывали имя Господа).
3 И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками; потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет.
4 В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди.
5 И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время;
6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем.
7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа.
9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
10 Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета.
11 Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями.
12 И воззрел Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле.
13 И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли.
14 Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.
15 И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей.
16 И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье.
17 И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни.
18 Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою.
19 Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут.
20 Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых.
21 Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.
22 И сделал Ной все: как повелел ему Бог, так он и сделал.

Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 4 -
Часть 5 -
Часть 6 - Библия. Ветхий завет. Сотворение мира. Адам и Ева.
Метки:

(1день) Вначале сотворил(=сотварил от слова "твари" божьи(или создал?) Бог небо и землю.(как выглядит земля? как устроено небо?)
“Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою.(что значит "безвидна"? как "дух божий"носился? и над какой водой?)
И сказал Бог: да будет свет; и стал свет.(откуда свет? кто даёт свет? что такое свет?)
И отделил Бог свет от тьмы.И назвал Бог свет днем, а тьму ночью.(как отделил? механизм отделения?)

(2день)И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды
И создал Бог твердь. И назвал Бог твердь небом;(как выглядит твердь?какую воду от какой воды? если назвал Бог твердь небом-то где эта вода над небом?)
===================================================================
(3день)И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место; и да явится суша; и стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями.
да произрастит земля зелень, траву, дерево
===================================================================
(4день)И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов,(как хронометр) и да будут они светильниками на тверди небесной.(как выглядят светильники? почему и как они светят? откуда берётся энергия для свечения светильников? как отсчитывают времена события и года?)
И создал Бог два светила великие, светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы.(что это за управление?кто и кем управляет? как закреплены светильники и звёзды на тверди небесной?как отделяется день от ночи?(механизм))

(5день)И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую;(как вода произведёт душу живую? и пресмыкающихся?) и птицы да полетят над землею, по тверди небесной;(как птицы могут летать по"тверди"?) И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных(так кто сотворил душу-вода или бог?) пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее.
====================================================================
(6день)И сказал Бог: сотворим(вместе с кем?) человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и птицами небесными, и над зверями, и над скотом,(чем отличается "скот" от "зверей"?) и над всею землёю (но не над водою?), и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил (теперь "он" один?)Бог человека по образу Своему, по образу Божьему сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землёю, и над всяким животным пресмыкающимся по земле.
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу.(но не мясо этих зверей и скотов?)


Вот стихи из 1-й главы, описывающие начало творения, а также 5-й и 6-й дни, или периоды творения:

1 Вначале сотворил Бог Поле (Единое для всех Законов Природы) (эт ха шамайм) и вещество (в виде квантов этого Поля) (эт ха эрец).
2 Вещество же (ха эрец) было безвидным и пустым (т. е. кванты в Поле ещё не были проявлены, т. к. Поле в момент сотворения находилось в низшем энергетическом состоянии и представляло собою вакуум), и тьма над бездною, и Дух Божий носился над этим вакуумом (ха майм).

20 И сказал Бог: да произведёт вода начало души живой (представляющее собой полевую форму жизни) (шерец нефеш хая); и птица (оф) (т. е. душа) да полетит над землею по тверди небесной. (Так называемая «твердь небесная» создана во второй «день» творения нашей вселенной (сразу же после выделения из вакуума первого физического корпускулярно-волнового, т. е. обладающего свойствами и волны, и частицы явления – света), и представляет собой полевую составляющую нашей материальной вселенной, со строго определёнными для неё Создателем значениями констант, вошедших в физические законы, действующие сегодня в нашей вселенной, позволяющие ей определённым образом функционировать и не смешиваться с более глубокой реальностью, из которой она сотворена (а может быть также и с другими сотворёнными реальностями)).
21 И сотворил Бог восходящую полевую основу всех душ живых (она же – ствол Дерева Жизней и познания добра и зла, о котором говорится в стихах Быт. 2:9,17) (эт ха таниним ха гдолим) и все души живые (представляющие собой ветви этого так называемого Дерева) (эт коль нефеш ха хая) первоначальных телесных существ (ха ремесот), которые (ашер) произвела вода по роду их, и (таким образом сотворил) всякую птицу пернатую (т. е. душу) по роду её. И увидел Бог, что это хорошо.
22 И благословил их (души) Бог, говоря: плодитесь (пру) и расчленяйтесь на пары (рву), и наполняйте воды в морях, и птицы (души) да размножаются на земле
24 И сказал Бог: да произведёт земля душам живым (нефеш хая) по роду их парных и бесполых существ (бехема и ремес) покров земной (хитон-эрец) по роду их. И стало так.
25 И создал Бог телесных существ (эт хает) из вещественной материи (ха эрец) по роду их: и парных (эт ха бехема) по роду их, и каждого из бесполых (эт ха коль ремес), соответствующих полевым образованиям материи (из которых сотворены души) (ха адама) по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.
26 И сказал Бог: сделаем (наасе) человека по образу Нашему как некоторое подобие Наше (ки дмутэйну)…
27 …Мужчину и женщину сотворил их – это значит, что сотворённая душа человека была двуединой.

А это стихи из 2-й, обобщающей главы:

7 И создал (в проекте) (йийецер) Господь Бог человека (эт ха адам) летучего (или лёгкого) (афар) из полевой материи (мин ха адама) (можно сказать, что сначала Господь Бог создал информационную основу зарождающейся жизни человека, нечто подобное яйцеклетке, только не на вещественном, а на полевом плане), и вдунул в ноздри его дыхание жизней (хайим) (т. е. оживотворил, что в некотором роде напоминает оплодотворение на вещественном плане), и стал человек душою живою (а точнее – её началом).
19 Господь Бог образовал из полевой материи (мин ха адама) всех животных полевых и всех птиц небесных и привёл к человеку, т. е. включил в человека на стадии формирования его души…

Из данного текста явствует, что что сначала творились души первоначальных земных существ «по роду их». Именно о душах живых, а не о телесных существах идёт речь в 20-м, в 21-м и в 22-м стихах первой главы. А в 24-м и в 25-м стихах уже говорится о создании телесных существ, соответствующих этим душам. И при этом в 25-м стихе сказано, что тела формировались из вещественной материи – эрец на основании полевого её образования – адама, представляющего собою души. Из 26-го и 27-го стихов первой главы следует, что человек является завершающей стадией этого процесса.
А в стихах 7-ом и 19-ом второй главы, в которой резюмируется сказанное в первой главе, отмечается, что формирование человека начинается с сотворения Богом зачатка души живой, общего для всех душ (стих 7), и что души всех существ были «приведены к человеку», т. е. включены в человека на стадии формирования его души (стих 19). И т. о. выходит, что формирование человека является не только завершающей стадией процесса творения живых существ, но и его началом.
И т. д.