Двери

Как сделать картинный план. Методика формирования умения составлять план

Как сделать картинный план. Методика формирования умения составлять план

Картинный план.

Виды плана.

СИНТЕЗА

НА ЭТАПЕ ВТОРИЧНОГО


Цели:

Раскрыть значимость и содержание работы на этом этапе;

Познакомить с видами работы на этом этапе;

Показать разнообразие планов и пересказов текста;

Познакомить с методикой деления произведения на части и видами пересказа.

Работы синтетического характера на этапе вторичного синтеза могут иметь разные виды:

· деление произведения на части;

· составление плана к произведению;

· пересказ прочитанного;

· словесное рисование;

· музыкальное иллюстрирование текста и др.

Рассмотрим наиболее сложные из них.

Составление плана произведения.

План произведения отражает последовательность эпизодов или намечает порядок изложения. Он способствует более сознательному и глубокому пониманию содержания текста, помогает учащимся выделить главную мысль, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся; учит делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заголовка или пункта простого плана.

Работа над планом состоит из двух этапов:

1. Деление произведения на части, относительно законченные по содержанию

2. Озаглавливание частей.

Деление на части – достаточно трудный этап для учащихся, т.к. эта работа совмещается с выделением основной мысли отрывка. Часто деление текста на абзацы помогает читателю найти границы частей. Иногда учитель указывает, на сколько частей можно разделить произведения. Иногда учитель показывает центральную часть, а дети определяют, о чем говорится до и после этого эпизода. Можно поступить иначе: сказать главную мысль отрывка и дать задание найти доказательства в тексте.

1. Это может быть иллюстрация в книге. Давая задание найти в тексте ту часть, к которой она относится, учитель может попросить определить часть, предшествующую названной, и последующую. Таким образом, произведение может быть разделено на части.

2. Может быть предложено несколько иллюстраций к произведению, которые даны вразнобой, детям предлагается восстановить последовательность, расположив иллюстрации в нужном порядке.

В младших классах полезны заголовки плана в форме вопросов, так как вопрос побуждает к ответу.

Уже в первом классе возможно составление плана на основе выявления последовательности событий. При этом полезна постановка вопросов к каждой части.

В 1-2 классах при составлении плана большая роль отводится учителю, но работа проводится коллективно.

В 3 классе учащиеся уже способны понять причины поступков героев, хотя и не всегда полностью раскрывают мотивы их поведения. Работа над планом в таких произведениях направлена на выявление причин.


В 4 классе составление плана отличается большей самостоятельностью учащихся, может быть дано задание на дом составить план произведения.

При составлении плана могут быть использованы такие обучающие упражнения:

Объединить несколько пунктов плана под общим названием;

Выделить одну крупную часть произведения и разделить на более мелкие;

Найти предложения в тексте к предложенным иллюстрациям, эти предложения могут быть названиями пунктов плана и т.д.

Составленный план служит учащимся опорой при пересказе произведения. Работа над планом, в зависимости от цели урока, может быть на уроке, а может быть домашним заданием.

Надо помнить: не каждое произведение годится для составления плана:

1) длинные, крупнообъемные произведения;

2) произведения со сложной композицией;

3) эмоциональные рассказы;

4) лирические стихотворения.

Самостоятельно? Для опытного человека это не составит особого труда, и научиться такой работе не так уж и сложно. Тем более это занятие очень интересное и увлекательное.

Что это такое?

Художественного литературного произведения? Это сжатый пересказ того, о чём прочитано. Его невозможно написать отдельно от сказки или рассказа, не приступая к его прочтению.

Кто может воспользоваться планом

А кому и для чего нужно знать, как составить план сказки? Прежде всего, подобные вопросы интересуют учителей литературы. Таким образом, они смогут определить, насколько вдумчиво читал произведение ученик. Кроме этого, знания полезны для самих учащихся. Имея перед глазами план, можно легко вспомнить о событиях и и составить грамотный пересказ на уроке.

Составление плана на конкретном примере

Можно потренироваться и представить, что получено задание: составить план сказки «Царевна-лягушка».

Для этого надо внимательно изучить текст задания. Каким должен быть план? Подробным, сжатым, с цитатами или без них.

Если остановиться на подробном варианте, то такой план должен выглядеть следующим образом.

  1. Царский наказ сыновьям.
  2. Удачный выбор старших братьев.
  3. Лягушка в невестах у Ивана-царевича.
  4. Царь проверяет мастерство невесток в выпечке хлеба.
  5. Умеют ли невестки ткать ковры.
  6. Сыновья должны привести своих жён на пир.
  7. Царский пир.
  8. Иван-царевич сжигает кожу лягушки.
  9. Иван-царевич встречает старичка.
  10. Как Ивану помогают животные.
  11. Иван-царевич и баба Яга.
  12. Дуб Кащея.
  13. Возвращение Ивана-царевича.

Вот и всё, составить план сказки «Царевна-лягушка» оказалось не так уж и сложно. Часто ученикам задают выполнить анализ произведений. Не стоит этого пугаться, так как он тоже имеет свою схему, то есть строгий перечень того, о чём стоит вести речь в этом виде работы.

Развитие умения анализировать

Итак, рассмотрим непосредственно В самом начале можно сказать о том, к какому виду сказки относится данное произведение. Они могут быть волшебными, бытовыми или о животных. Эта тема очень подробно изучается в разделе «Сказки» школьной программы по литературе в 5-ом классе. Затем, следует назвать всех главных героев произведения и обозначить то сказочное действие, которое можно считать главным.

Теперь важно определить отличительные черты сказки, как жанра: встречающаяся цифра «три», поучительные высказывания, начало - сказочный зачин и логическое завершение - счастливая концовка. Все черты определены, о действующих персонажах рассказано. Осталось последнее: вывод и то, какую мораль поведения должны вынести из произведения читатели.

В упрощённом варианте сказки будет выглядеть следующим образом:

  • название и вид;
  • сказочные герои;
  • действие, которому всё подчинено;
  • сказочные черты;
  • сказочное поучение.

Детские произведения должны научить ребёнка быть добрым, бороться со злом. А чтобы точно указать на соответствующие поучительные моменты, надо разобрать сказку, что называется, «по косточкам». Разложить на отдельные составляющие, чтобы умело воспользоваться народной мудростью, содержащейся в ней. А ребятам, читающим по школьной программе, надо бороться за положительные оценки по литературе. А если ещё дадут задание написать сочинение по прочитанному тексту, тут уж точно без плана не обойтись. Вот для чего необходимо знать, как составить план сказки.

Помогут цитаты

Следующий вид работы, цитатный план сказки, составлять очень интересно. К готовой краткой схеме необходимо подобрать несколько выдержек из текста. Они должны подтверждать то, о чём говорится в каждом пункте.

Цитатный план сказки «Царевна-лягушка» будет выглядеть следующим образом.

  1. "В некоем царстве-государстве жил царь".
  2. "Вздумалось царю видеть своих сыновей женатыми".
  3. "Сыновья и сделали так, как отец повелел".
  4. "Иван-царевич стрелу свою прямо в болото запустил, к лягушке в лапки..."
  5. "Ковёр хорош! Да мы и лучше видали, в конюшню его, для лошадей!"
  6. "Не пугайтесь, гости! Это лягушонка моя в своей коробчонке пожаловала!"
  7. "Эх, Иван! Зачем ты мою кожу сжёг? Не тебе её надо было снимать!"
  8. "Не тронь меня, Иван-царевич! Пожалей! Я тебе службу сослужу!"
  9. "Повернись, избушка, ко мне крыльцом красным, перед тобой сокол ясный!"

И так в случае с любой другой сказкой нужно выбирать подходящие выдержки из текста, согласно составленному плану. Работа получается интересной, тем более создаётся впечатление, что произведение читается в сокращённом варианте.

Придумать сказку нелегко

Когда учащимися будет усвоено, как составить план сказки, можно попробовать дать более творческое задание - сочинить произведение самим. Бесспорно, это не так легко, как может показаться на первый взгляд. Поэтому и в собственном творении потребуется план составления сказки.

Почему это так необходимо? Мысль человеческая так быстра, что за ней требуется очень зорко наблюдать. Не запомнишь, где герой по замыслу должен оказаться, так как это не записано вовремя и в план не занесено - все, нарушилась сказочная связка. А когда что-то не получается, пропадает всякое желание продолжать начатое. Дети должны уметь фантазировать и сами пробовать составлять сказки с традиционными добрыми персонажами. В них добро всегда должно быть светлым и всепобеждающим.

Составление плана волшебной сказки

План волшебной сказки мало чем будет отличаться от обычного. Только следует помнить о том, что произведение имеет статус волшебного, поэтому в работе должны быть пункты, рассказывающие о тех сказочных предметах и превращениях, которые и отличают её от остальных. В плане должен раскрываться смысл волшебства, кто его совершает и какую роль для персонажа оно сыграло.

Прежде чем приступать к работе, необходимо понять, в чем заключаются особенности волшебной сказки. Задачей жанра в данном случае является: вызвать у читателя восхищение положительным героем и осудить отрицательного, выражая, таким образом, уверенность в торжестве добра.

Тип конфликта служит критерием, по которому волшебные сказки делят на:

Героические (борьба героя с волшебной силой);

Социально-классовые (борьба героя с несправедливостью представителя высшего сословия - барина, царя);

Семейные (повествуют о конфликте в семье и носят нравоучительный характер).

В плане волшебной сказки герои оппозиционируются с точки зрения принадлежности к одному из типажей: заступники, злодеи, страдальцы, помощники. При составлении следует включить пункты, указывающие на очевидную фантастику, волшебство и чудо, присущие данному жанру.

Отличаться от всех предыдущих видов будет план пересказа сказки. В нём должно быть сконцентрировано цитирование, характеристика героев, очень подробная передача содержания. В завершение, должно быть высказано мнение о том, что понравилось в произведении, а что не понравилось, и почему. Пересказывает сказку отдельная личность со своим видением ситуации, проблемы. То есть, в данном случае повествование может носить субъективный характер.

Сказка о маленькой девочке

В данном разделе попытаемся составить план сказки «Дюймовочка», чтобы еще раз сделать акцент на основных этапах работы при выполнении подобного рода заданий.

Тому, кто знаком с теорией составления разных планов, это не составит никакого труда. Главное: прочесть саму сказку. А теперь дело за малым: вспомнить последовательность событий, происходящих в сказке и записать их в виде пунктов плана.

  1. Рождение маленькой девочки из тюльпана.
  2. Жизнь Дюймовочки в доме.
  3. Жаба увидела в Дюймовочке жену для своего сына.
  4. Дюймовочка отправляется в путешествие по реке.
  5. Майский Жук влюбился.
  6. Одна в большом лесу.
  7. Наступает холодная зима.
  8. Дюймовочка живёт у
  9. Подготовка к свадьбе с Кротом.
  10. Больная Ласточка.
  11. Дюймовочка заботится о птице.
  12. Девочка улетела с Ласточкой.
  13. Знакомство с королём эльфов.
  14. Дюймовочка выходит замуж за короля эльфов и получает в подарок крылья

Совместное творчество

Современные образовательные программы предполагают интеграцию различных областей знаний и предметов. Поэтому, в рамках домашней работы дети нередко получают задания вроде: "Дюймовочка". Составь картинный план сказки.

Надо взять кисточку, краски и альбом, усадить малыша, вспомнить сказку шаг за шагом. Попробовать нарисовать то, о чём только что вспомнили. Это первый вариант. Но есть и второй. При нынешних технологиях легко найти иллюстрации к любой сказке. И сказка Андерсена не будет исключением. Можно воспользоваться поиском в интернете, найти картинки к сказке и расположить их в определённой последовательности, каждую под своим номером.

Первый вариант интересен тем, что родители и дети занимаются творчеством сообща. Ребёнок сам создаёт образ хрупкой Дюймовочки и противного Крота, уродливой Жабы и глупого Майского Жука. В рисунке он выражает своё отношение к сказочным героям. Это очень важно для развития творческих способностей малыша.

Рассказ по картинкам

Второй вариант тоже неплох. Он заставляет ребёнка логически мыслить. К тому же есть ряд наводящих вопросов, которые можно задавать, работая с каждой картинкой. Отвечая на них, ребенок будет учиться давать правильно сформулированные ответы.

  • Какое время года изображено на картинке?
  • Почему две картинки нельзя поменять местами?
  • Как по изображению можно рассказать о характере Дюймовочки, Ласточки?

В картинном плане пересказ сказки строится по опорным изображениям. Используя такой вид работы, родители решают важную задачу по развитию умения соблюдать последовательность в развитии событий, а также выработке навыка правильно подбирать нужные слова при сравнении двух предметов, для описания их форм. Ученик научится рассказывать о своих чувствах и правильно выстраивать фразы.

Сложный план

Сложный план сказки или любого другого произведения составляется по принципу «рассказ в рассказе». Сначала озаглавливается одна большая часть, она разбивается ещё раз на небольшие отрезки, но уже меньшего объёма, у которых тоже есть своё название. Такой план имеет сложную нумерацию и не должен упускать ни одной важной детали. Его точность поможет в будущем написать хорошее сочинение с привлечением литературного материала.

Сказка - это тот же текст, имеющий свои характерные особенности. План составления сказки можно рассматривать в контексте работы с обычным текстом. Просто в процессе нужно обращать внимание на придание сказке основных жанровых характеристик.

Заключение

Подведем итог и резюмируем в нескольких предложениях основные моменты, которые нужно учитывать при работе по составлению плана сказки.

Произведение нужно прочитать. Если в нем имеются непонятные для вас слова, следует выяснить их значение. Определяется тема сказочного текста и его основная мысль. Произведение делится на смысловые части, к ним подбираются заглавия. Рекомендуется сначала составить черновик, так как в процессе создания плана может возникнуть необходимость корректировки. Затем намеченный план нужно сопоставить с текстом с целью проверки последовательности пунктов, указанных в работе, с событиями, отражёнными в сказке. Далее следует попытаться самому воспроизвести произведение по составленной схеме. Если это удалось, и остались подмеченными важные детали, работа удалась на славу.

Планы бывают абсолютно разные, всё зависит от цели и характера задания. Они бывают простыми и сложными, могут состоять из одних вопросов или только из цитат. Также, они могут носить тезисный характер или состоять только из В любом случае составление плана предполагает прочтение произведения и понимание его смысла.

Формирование навыков работы с информацией в начальной школе на примере обучения составлению плана прочитанного.

МО учителей начальных классов.

Пономаренко Л.А.

Почему большое внимание в начальной школе уделяется работе по составлению плана.

Составление плана готового текста требует умения логически обоснованно делить текст на части и озаглавливать их. Умение делить текст на части, видеть его структуру - это важное общеучебное умение, облегчающее работу с текстом по любому предмету. Не менее важно для успешной работы с любой книгой и умение озаглавливать. Озаглавить - это значит увидеть и выделить главное, т.е., обобщить все то, что есть в данной части текста, и выразить обобщение в слове. А умение обобщать и выделять главное при работе с текстом, с книгой позволяет быстро и точно воспринимать, воспроизводить и использовать полученную информацию. В своей работе я использую следующие виды плана:

1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.

2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;

3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.

Начиная работу над литературным произведением, «идеальный учитель» должен ставить перед собой задачу создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразных видов работы. Дети должны сначала понять весь материал, затем запомнить его. То есть работа до начала чтения, работа во время чтения и работа над текстом после чтения должна проводиться обязательно именно на уроке, следовательно, и обучать детей подробному пересказу следует тоже на уроке.

Но в большинстве случаев учителя уделяют внимание такому этапу работы над литературным произведением, как анализ, т.к. считают его наиболее сложным и трудоемким и подготовке работы перед непосредственным прочтением. Так же внимательно следят за совершенствованием навыков чтения. При этом такой этап работы как вторичный синтез отходит на второй план или вовсе не проводится. Учитель практически не учит детей подробному пересказу текста литературного произведения, а просто дает в качестве домашнего задания пересказать рассказ, сказку и т.п.

Дети, в свою очередь, не зная как пересказывать литературное произведение, на что следует обратить внимание, в какой последовательности должна проводиться работа и подготовка, и каковы критерии оценки, стараются, как правило, выучить текст наизусть, слово в слово. А ведь одним из главных критериев оценивания любого пересказа является живая речь ученика.

Поэтому и необходимо сделать так, чтобы ребенок, не затрудняясь, смог самостоятельно подготовиться к изложению содержания произведения своими словами, полно и выразительно. А для этого учителем должны использоваться приемы работы над подробным пересказом.

Одним из таких приемов является составление плана литературного произведения.

Оно приведет к осмысленному пересказу своими словами, так как нельзя составить план текста, не поняв его содержания, а понимание – это, прежде всего, перевод текста на «свой» язык.

Работа, подготавливающая детей к составлению плана, проводится уже в период обучения грамоте. Самый простой ее вид – установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов.

Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, – выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части. Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.

В младших классах работа над планом рассказа или сказки проходит на основе эмоционального восприятия содержания и сам план часто имеет образное (картинное) выражение. В качестве начального упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картинный план .

Затем детей обучают составлению плана на основе выявления последовательности событий (простейшей логической связи). Такой план называется логическим планом . В 1 классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребенка к поиску ответа.

На начальных этапах обучения составления плана текста, рассказа или сказки учителя используют часто прием – показ на примере, каким должен быть план. Для этого школьникам вначале дают готовый план. Как правило, это бывает план к изложению. Написав несколько изложений по готовому плану, дети должны начать составлять такой план сами.

На примере им показывают и как формулируются заголовки. Они тоже даются в готовом виде. Работая с такими заголовками, дети должны не только видеть в них образец, но и определять, к какой части текста относится каждый из них.

Вместе с этим учащимся выдаются памятки составления плана рассказа.

Составление плана рассказа.

    Прочитай весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?

    Прочитай первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.

    Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай. Убедись, отражает ли он главное, не упущено ли основное.

    Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.

Основной приём обучения - это показ на примере, каким должен быть план. (Готовый план) .

На примере учащимся показывают и как формулируются заголовки. Например, задание, предполагающее данный прием, такое:

Прочитай текст, расположи пункты плана по порядку.

Другим распространенным приёмом обучения является методика восстановления текста. При таком обучении школьникам даётся текст, разрезанный на части (чаще всего это бывают абзацы), из которых они должны составить рассказ.

Задание: «Напечатанные ниже смысловые части текста расположены не по порядку. «Собери их» – в этом тебе поможет план» (Даны части текста и план, нужно расставить части в соответствии с планом)

С первого класса предлагается детям вопросный план , т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.

Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.

Подведем итог:

План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.

Вместе с тем составление плана помогает запомнить материал. Составление плана влияет на полноту, скорость, точность и прочность запоминания материала.

Работа над планом начинается с 1 класса. План произведения отражает последовательность эпизодов, составляющих содержание произведения. Значение работы над планом в начальной школе велико. Составление плана помогает читателю лучше понять содержание, определить основную мысль, установить смысловые связи между частями текста и развивает логическое мышление учащихся.

Виды плана:

1. Словесный план (логический) – это план, который составлен на основе выявления последовательности событий, простейшей логической связи.

2. Картинный план – это план, который составлен на основе эмоционального восприятия содержания произведения, и сам план имеет образное (картинное) содержание;

3. Деформированный план – это план с нарушением последовательности, которую дети должны восстановить.

Существует 4 этапа работы над словесным планом:

1. Чтение произведения;

2. Осмысление содержания произведения по вопросам учителя;

3. Деление текста на части, выявление границ каждой части, анализ каждой части; выявление главной мысли каждой части;

4. Озаглавливание.

С первого класса предлагается детям вопросный план, т.е. логические вопросы, по которым дети выделяют главную пару слов в предложении.

Затем дети учатся составлять план под руководством учителя. Они должны определять количество частей, группировать предложения вокруг главной мысли в каждой части текста.

На последнем этапе дети должны научиться самостоятельно составлять план к тексту.

Самым сложным является подбор и формулировка заголовка. Эта работа связана с составлением словесных картин и подписей к ним, с выбором заголовков плана из текста.

При составлении плана необходимо руководствоваться следующими требованиями:

1. В пунктах плана должна выражаться главная мысль текста, чтобы было понятно, о чём (о ком) и что говорится в каждой части произведения;

2. Пункты плана должны быть связаны между собой по смыслу;

3.Должны быть краткими; их лучше формулировать в повествовательной форме.

Работа над картинным планом также рассредоточена во времени. Учащиеся учатся устанавливать соответствие одной сюжетной иллюстрации частям текста. Далее предлагается несколько сюжетных иллюстраций. На последнем этапе предлагается картинный план ко всем частям.

Деформированный план предлагается для проверки осознанности содержания произведения.

Трудности при составлении плана детьми:

В планах дети передают последовательность действий, совершаемых персонажами, а не смысл этих действий;

Языковая трудность, т.е. учащимся трудно найти те точные слова, которые бы передавали концентрированную мысль. Чаще всего планы, составленные детьми, расплывчаты, не конкретны, повторяют одни и те же слова.



Критериями хорошего плана для учащихся начальных классов могут быть последовательность и точность (возможность по плану представить смысл прочитанного)

Тема. Современная система формирования читательской самостоятельности младших школьников. Структура уроков внеклассного чтения.

Согласно проведенным статистическим исследованиям получены данные об особенностях чтения и восприятия литературы младшими школьниками. У большинства школьников отмечено устойчиво положительное отношение к книге. Дети любят слушать чтение книг сказочного и фантастического жанра: о путешествиях, о животных, об исторических событиях и т.д. Этот перечень составляет основной круг тем детского чтения. Дети помнят конкретные книги (70%), но слабо связывают тему чтения с названием книги и ее автором. Могут назвать писателя -10-12%; название произведения - 20-24%; связать все вместе – 4%.

Учет особенностей чтения младших школьников, учет восприятия книги и отношения к ней стал стимулом разработки в 70-ые годы 20 века системы обучения внеклассному чтению группой методистов под руководством методиста Натальи Николаевны Светловской.

Метод обучения внеклассному чтению в этой системе был назван «методом чтения-рассматривания». Суть этого метода: действие ребенка должны повторять систему действия взрослого человека, выбирающего нужную ему книгу.

1. Определение внешних характеристик книги.

2. Прогнозирование содержания книги по системе внешних показателей.

3. Решение относительно надобности или ненужности совершаемого выбора.

На разных этапах обучения урок внеклассного чтения предполагает достижение следующих образовательных целей:

Расширение читательского кругозора детей в объеме определенного уроком количества книг (все этапы);

Формирование умения аудирования (подготовительный и начальный этапы);

Формирование умения ориентироваться в книге и среди книг по различным источникам (по внешним показателям, оглавлению, предисловию, аннотации, каталогу и т.д. - в зависимости от этапа обучения);

Формирование умения предугадывать примерное содержание книги до чтения;

Формирование умения выбирать книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;

Формирование умения анализировать и аннотировать самостоятельно прочитанную книгу (основной и заключительный этапы).

Развивающие и воспитательные цели те же, что и на уроках классного чтения.

В системе Н.Н.Светловской выделяется 4 этапа.

1-ый этап - подготовительный , рассчитан на (у семилеток) – 1 полугодие 1 класса; (у шестилеток) – 1 класс.Работа по внеклассному чтению составляет 15-20 мин. от урока еженедельно. Желательно, чтобы они проходили в один день и час. Объем чтения – 2-4 страницы.

Задачи подготовительного этапа:

1. Воспитывать у детей интерес к книге;

2. Уметь размышлять над прочитанным;

3. Учить слушать произведение в чтении учителя;

4. Развивать читательское внимание, расширять кругозор.

Уголок внеклассного чтения на подготовительном этапе:

Рядом с уголком ставятся стол и стулья.

Структура урока:

1. Беседа, предшествующая чтению (2-3 минуты). Может вывешиваться картинка с персонажами.

Она создаёт представление о предмете как явлении, о котором будет идти речь в данном произведении;

2. Выразительное чтение произведения учителем (3-7 минут).

Все повторы наизусть (присказки);

3. Размышление о прочитанном, беседа по содержанию (до 5 минут).

Основной метод – беседа. Она включает в себя обращение к иллюстрациям, мысленное рисование картин, определение темы и главной мысли произведения, заучивание коротких песенок, повторов, пересказ, инсценирование, хоровая декламация, постановка живых картин;(ведущие методы)

4. Молчаливое рассматривание книги (до 4 минут).

На данном этапе дети учатся правильно рассматривать книгу, отыскивают произведение, которое читали на уроке.

Порядок рассматривания детской книги:

1.Внимательно рассмотрите рисунок на обложке. О чём он говорит?

2. Найдите название этой книги. Кто может прочитать его? Кто может назвать отдельные буквы?

4. Переверните книгу, рассмотрите вторую обложку. Что на ней находится? О чём это говорит? Подумайте.

5. Откройте книгу и рассмотрите её постранично. Сколько произведений в книге? Какие иллюстрации вам особенно понравились? Что вы можете рассказать о них? К какому эпизоду подходит иллюстрация?

Дети выполняют задание по желанию: читают вместе с родителями, находят другие книги с теми же персонажами.

Правила знакомства с детской книгой:

2.Прибаутки, потешки, песенки, присказки, повторы знать наизусть;

3.Во время чтения ходить по классу нельзя;

4.Иллюстрации и обложку во время чтения показывать нельзя;

5. Книгу держит учитель на уровне груди.

2-ой этап – начальный , охватывает 2 класс (по программе 1-4) и 2-ое полугодие 1 класса (по программе 1-3). Уроки проходят 1 раз в неделю по 40 минут. Объем чтения – от 8 до 30 страниц.

Структура урока:

1. Ориентировка в книгах (до 5 минут).

Учитель подбирает выставку сам. Выставляется от 2 до 4 книг, среди которых обязательно находится та книга, которую дети будут читать на уроке. Учитель даёт задание: «Найдите книгу о товарищах (о животных и так далее)».

Виды заданий:

б) вычленение книг из группы книг:

Все ли книги соответствуют теме? Уберите лишние.

Выберите среди выставленных книги определенного писателя, заданного жанра, заданной структуры (например, сборник);

в) дополнение выставки другими книгами;

г) группировка книг по определенному признаку: по теме, жанру, эмоциональной окраске произведений;

д) выбор книги по заданию учителя. По внешним показателям сделать вывод о примерном содержании книги.

2. Чтение учителем вслух произведения (до 7 минут);

3. Беседа - рассуждение (до 5 минут);

4. Самостоятельное знакомство с новым произведением, новой книгой. (до 5 минут);

5. Чтение произведения учащимися про себя (10-12 минут);

6. Выявление и оценка самостоятельного чтения - рассматривания (7-10 минут).

Учитель может вывешивать иллюстрации, давать карточки с индивидуальными заданиями. Проводится сопоставление героев или тем рассказов;

Уголок внеклассного чтения:

Т е м а у р о к а п е ч а т а е т с я.

Приёмы работ на данном этапе:

1. Выборочное чтение;

2. Выразительное чтение;

3. Все виды пересказов;

4. Ориентировка в группе книг;

5. Все приёмы работ, используемые на подготовительном этапе.

3- 4 ый этапы – основной и заключительный охватывают 3-4 классы. В 3 классе уроки проводятся 1 раз в неделю, в 4 классе – 1 раз в 2 недели. Увеличивается объём, тематика, больше самостоятельности при чтении, т.е выбирают и читают книги учащиеся дома, а в классе – рассказывают.

Структура урока:

1. Выставка книг, прочитанных детьми по теме урока. Выставку теперь готовят сами дети (до 5 минут).

Выявление, кому какие книги понравились и чем, краткие рассказы об этих книгах или аннотация к ним.

Составьте библиографическую карточку заданной книги.

Соответствие теме, группировка книг по жанрам, по микротемам и др.

2. Всесторонний анализ прочитанных книг (ставятся сквозные вопросы о всём творчестве писателя (20-25 минут); Чтобы не терять время, учитель дает план рассказывания: краткий или подробный для отрывка из текста.

3. Расширение читательского кругозора (знакомство с новыми жанрами писателя, рассказы о писателе, литературная викторина). Чтение интересного отрывка из произведения к следующему уроку, чтобы заинтересовать ребят (12-15 минут);

Уголок внеклассного чтения на основном этапе:

Ведущие методы и приёмы:

1. Свободные высказывания учащихся;

2. Групповые отчёты по плану;

3. Индивидуальные сообщения;

4. Фронтальная беседа;

5. Все виды чтения;

6. Читательские диктанты (ответы на вопросы);

7. Игра «Алфавит».

В данной статье рассказывается о пользе применения мнемотехники (картинно-графического плана) в работе с детьми, имеющими речевую патологию. Представлен пример составления мнемотаблицы на основе составления пересказа текста.

Картинно-графическую схему (мнемотехнику) разработал профессор, детский психолог Л. А. Венгер. Он сделал акцент на способности дошкольников к наглядному моделированию.

Мнемотаблица (пиктограмма) — это схема, ряд рисунков, символов и обозначений, в которых отражена определенная информация.

Сама мнемотехника – это особая система приемов и методов, которые помогают запомнить, сохранить и воспроизвести информацию, способствует продуктивному развитию высших психических процессов, а именно развитию памяти, внимания, мышления, воображения. Она увеличивает объем памяти ребенка, благодаря дополнительным ассоциациям, в частности ребенка, имеющего недостаточно развитый активный и пассивный словарь, навыки словообразования и словоизменения, нарушения фонематического слуха.

Пересказ с помощью картинно-графической схемы, с опорой на пиктограмму (мнемотаблицу) активизирует не только слуховое, но и зрительное внимание ребенка. Такая опора позволяет ребенку лучше понять текст, добавляет эмоциональности, информативности в воспроизведение текста. Кроме того, ребенок учится самоконтролю над тем, как он строит собственные высказывания.

Мнемосхемы могут применяться в целях увеличения словарного запаса, при обучении ребенка правильно и грамотно составлять рассказ или пересказ художественного текста, при заучивании стихотворений.

Как должен быть составлен картинно-графический план?

  1. Он должен отражать содержание текста (произведения) последовательно.
  2. Все графические объекты, которые вы используете в плане, ребенок должен легко узнавать.
  3. Не нужно стремиться к идеальному рисунку. Можно изображать схематично, с помощью геометрических фигур. Но ребенок должен запоминать, что зайчик – это, например, треугольник. Хорошо, если ребенок сам предложит, как изобразить что-то.

Как работать с текстом по мнемотехнике?

1. Сначала читаете произведение.

2. Потом, основываясь на предложениях ребенка, рисуете картинно-графический план текста.

3. Читаете текст еще раз, указывая по ходу произведения на определенные картинки картинно-графического плана.

4. Предлагаете ребенку попробовать пересказать текст по картинно-графическому плану.

5. Если у ребенка не выходит пересказ с первого раза, пересказываете его сами по картинкам, указывая на них. А после просите ребенка повторить попытку.

Гололобова Мария Александровна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №26, г. Санкт-Петербург