Остекление

Симон, митрополит (Гетя Валентин Петрович). Митрополит Симон (Новиков) Митрополит симон

Симон, митрополит (Гетя Валентин Петрович). Митрополит Симон (Новиков) Митрополит симон
Дата рождения: 14 ноября 1949 г. Страна: Россия Биография:

В 1967 г. окончил среднюю школу, работал на Полтавском комбинате строительных материалов, в 1968-1970 гг. служил в рядах Советской Армии.

В 1971 г. поступил в Полтавский медицинский стоматологический институт, затем перешел в Куйбышевский медицинский институт, который окончил в 1977 г.

В 1977-1979 гг. работал военным врачом воинской части г. Черняховска Калининградской обл., в 1979 г. уволился в запас, работал врачом-терапевтом в поликлинике г. Куйбышева.

В 1980 г. поступил в Московскую духовную семинарию, в 1983 г. — в .

2 декабря 1983 г. пострижен в монашество, 8 января 1984 г. рукоположен во иеродиакона, 15 февраля — во иеромонаха.

В 1987 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия и в том же году назначен настоятелем Петропавловского храма в Самаре.

В 1988 г. возведен в сан игумена.

В 1990 г. назначен благочинным 2-го округа Куйбышевской епархии, возведен в сан архимандрита.

С августа 1990 г. — секретарь митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычёва).

С 1991 г. преподавал практическое руководство для пастырей в СПбДС, с 1994 г. — каноническое право в СПбДА.

8 октября 2013 года, за Божественной литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в сан митрополита.

Решением Священного Синода от 26 февраля 2019 г. () назначен Преосвященным Орловским и Болховским, главой , с освобождением от управления Мурманской епархией.

Решением Священного Синода от 4 апреля 2019 г. () почислен на покой. Местом пребывания определен г. Мурманск.

Образование:

1977 г. — Куйбышевский медицинский институт.

1983 г. — Московская духовная семинария.

1987 г. — Московская духовная академия.

Награды:

Церковные:

  • 2009 г. — прп. Серафима Саровского II ст.;
  • орден и медаль прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.

Светские:

  • государственный орден «Знак почета».

В правление митрополита Симона преимущественно по его почину и всегда под его председательством неоднократно созывались Соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. На Соборе года, созванном для благоустроения Православной Церкви, был составлен соборный ответ великому князю Иоанну III о монастырском землевладении.

Митрополит Симон был единомышленником и покровителем преподобного Иосифа Волоцкого .

Принимал активное участие в Соборе года против ереси жидовствующих . Его поддержка сыграла решающую роль в исходе ссоры между волоколамским игуменом Иосифом Волоцким и архиепископом Новгородским Серапионом . Незадолго до смерти митрополит Симон "по великого князя слову " взял "прощение " у Серапиона.

Труды

  • "Поучение священнослужителям," , СПб., 1841-1842, т. 1, № 109.
  • "Ставленная грамота преподобному Корнилию Комельскому от 1 февраля 1501 года," Муравьев, А. Н., Русская Фиваида на Севере , СПб., 1855, 60, 61.
  • "Окружное послание о милостыне, собираемой святогорским старцем Герасимом (1495- 1505гг.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. , СПб., 1841-1842, т. 1, № 103.
  • "Послание духовенству в Пермь о соблюдении пастырских обязанностей (22 августа 1501 г.);" "Послание мирянам в Пермь против языческих обычаев (22 августа 1501 г.)," Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. , СПб., 1841-1842, т. 1, № 112.
  • "Послание во Псков по поводу постановления собора 1503 г. о вдовых священниках (15 июля 1504 г.)," Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею Академии наук: в 4 т. , СПб., 1836, т. 1, 383.

Литература

  • Соловьев, С. М., История России с древнейших времен: в 6 кн. , (3-е изд.), СПб., 1911, кн. 1, 1400, 1412, 1544, 1555, 1558, 1560.
  • Карамзин, Н. М., История государства Российского: в 3 кн. из 12 т. (3-е изд.), СПб., 1842-1843, т. 7, прим. 383.
  • Шемякин, В. И., Москва, ее святыни и памятники , М., 1896, 125, 127, 207.
  • Димитрий (Самбикин), архиеп., Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. , Каменец-Подольск, Тверь, 1892-1902, вып. 8, апрель, 199-204.
  • Житие святителя Серапиона, архиепископа Новгородского , Свято-Троицко-Сергиева Лавра, 1912, 14, 15, 19, 22, 25, 45.
  • Строев, П. М., Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви , СПб., 1877, 5, 138.
  • Булгаков, С. В., Настольная книга для священно-церковнослужителей , Киев, 1913, 1405.
  • Голубинский, Е. Е., История канонизации святых в Русской Церкви (2-е изд.), М., 1903, 366.
  • Ратшин, А., Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России , М., 1852, 97.
  • Сергий (Спасский), архиеп., Полный месяцеслов Востока (2-е изд.), Владимир, 1901 - 1902, т. 2, 372.
  • Денисов, Л. И., Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России , М., 1908, 427.
  • Н. Д[урново], Девятисотлетие русской иерархии 988-1888. Епархии и архиереи , М., 1888, 13.
  • Филарет (Гумилевский), архиеп., Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. (3-е изд.), СПб., 1884, 122.
  • Московский кафедральный Чудов монастырь , М., Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1896, 45.
  • Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. , М., 1903-1911, 1908, 1916, доп. т. 2, 443, прим. 2.
  • Московский некрополь: в 3 т. , СПб., 1907-1908, т. 3, 103.
  • Леонид (Кавелин), архим., Святая Русь , СПб., 1891, № 522.
  • Русская старина , СПб., 1882, апрель, 83; июнь, 64.
  • Православный собеседник , Казань, 1867, июнь, 150.
  • Русский архив , М., 1895, кн. 1, № 1, 15; 1900, кн. 2, № 7, 333.
  • Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. [Изд. П. П. Сойкина], СПб., б. г., т. 2, 2061.
  • Русский биографический словарь: в 25 т. , СПб.; М., 1896-1913, т. 8, 493-494.
  • Макарий (Булгаков), митр., История Русской Церкви: в 9 т. , М., 1994-1997, т. 4, ч. 1, 68, 78, 82-85, 179,185, 209, 233, 268, 328, 340, 341, 490; т. 4, ч. 2, 15.
  • Буланин, Д. М., "Симон (по прозвищу Чиж)," Словарь книжников и книжности Древней Руси , Л., 1989, вып. 2, ч. 2, 336-339.
  • Синицына, Н. В., "Русская Церковь в период автокефалии; учреждение патриаршества," Православная энциклопедия , М., 2000 - Русская Православная Церковь , 73.

Использованные материалы

  • Статья Большой биографической энциклопедии :

Поминайте наставников ваших,

которые проповедывали вам слово Божие,

и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их

(Евр. 13, 7)

1 сентября 2016 года исполняется 10 лет со дня упокоения митрополита Симона (Новикова), который более 30 лет возглавлял Рязанскую кафедру.

Митрополит Симон (Новиков Сергей Михайлович) родился 5 февраля 1928 года в семье крестьян села Жолнино Даниловского уезда, что в 40 километрах от Ярославля. Родители владыки были глубоко верующими людьми. Детей у них было трое: дочь и два сына; средний – Сергей. Особенно большое влияние на воспитание и формирование будущего служителя Церкви оказала его благочестивая мать – Анна Дмитриевна. Это она научила его молиться и привила любовь к храму и церковным службам. Владыка вспоминал: «Мама часто болела. Бывало, скажет нам: «Ребята, помолитесь». И мы, трое детей, встаем на колени перед иконами, читаем «Отче наш», «Богородице, Дево, радуйся», «Верую», «Спаси, Господи, и помилуй папу, болящую маму», – и далее перечисляем всех родных. А мне не терпится справиться о здоровье мамы, и спрашиваю ее: «Мама! Тебе полегче?» – «Да, сынок, – отвечает она, – мне получше».

Под влиянием матери же его с детских лет тянуло в храм. «Поэтому, наверное, меня уже тогда прозвали «монахом», – говорил владыка. В их селе была средняя школа. Учась в ней, он часто посещал местный действующий храм. В сельской глубинке это не осуждалось и не преследовалось.

Сергей мечтал об институте, но помешала война. Окончив в 1943 году восемь классов, он поехал в Ярославль. Там поступил в химико-механический техникум и по окончании его в 1947 году был направлен электротехником на военный «номерной» завод.

Юноша по-прежнему любил посещать церковные службы. И жизнь сложилась так, что ему постоянно встречались люди, близкие по духу, взглядам, устремлениям

Юноша по-прежнему любил посещать церковные службы. И жизнь сложилась так, что ему постоянно встречались люди, близкие по духу, взглядам, устремлениям. В техникуме он подружился с юношей, отец которого оказался священником. Рядом с предприятием, на котором молодой человек работал, находился действующий храм, и, выходя после рабочего дня с завода, Сергей шел туда. Пути Господни неисповедимы: здесь, Промыслом Божиим, он познакомился с людьми, ставшими ему не только примером, но на всю жизнь близкими и родными – с двумя иеромонахами-рязанцами – с будущими митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) и архимандритом Авелем (Македоновым), насельником Иоанно-Богословского монастыря в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области. Через них о Сергее Новикове узнал архиепископ Ярославский и Ростовский Димитрий (Градусов, в схиме Лазарь)), который в 1944-1946 годах возглавлял Рязанскую кафедру. Владыка Димитрий дал ему, как ревностному прихожанину, путевку в жизнь – рекомендацию для поступления в Московскую духовную семинарию.

В 1951 году Сергей поступил в Московскую духовную семинарию и по окончании ее в 1955 году – в Московскую духовную академию. Сергей Михайлович окончил академию в 1959 году по первому разряду, со степенью кандидата богословия за сочинение «Митрополит Московский Филарет как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета» (кафедра Священного Писания Ветхого Завета).

17 декабря 1958 года он поступил в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 28 декабря того же года наместником Лавры архимандритом Пименом (Хмелевским; впоследствии – архиепископ Саратовский и Камышинский; † 1993) пострижен в монашество с именем Симона – в честь прп. Симона Радонежского, ученика прп. Сергия. 18 января 1959 года в московском Воскресенском храме в Сокольниках он был рукоположен епископом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом Московским и всея Руси) во иеродиакона, а 12 апреля того же года – во иеромонаха. С 1959 года иеромонах Симон состоял преподавателем Московской духовной семинарии, а затем и академии.

2 января 1964 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I возвел его в сан архимандрита. В том же году архимандрит Симон был утвержден в должности доцента по кафедре византологии и назначен настоятелем Преображенского храма Троицкого Патриаршего подворья в подмосковном селе Лукино, что близ станции Переделкино.

С 1965 по 1972 год архимандрит Симон (Новиков) нес послушание инспектора Московских духовных академии и семинарии. Многие нынешние и архипастыри, и пастыри помнят его как своего наставника.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода от 11 октября 1972 года архимандриту Симону (Новикову), инспектору Московских духовных академии и семинарии, определено быть епископом Рязанским и Касимовским – на одной из древнейших кафедр Русской Церкви, основанной в 1198 году. Наречение архимандрита Симона во епископа Рязанского и Касимовского совершили 13 октября 1972 года, в канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы, после всенощного бдения в Покровском храме Московской духовной академии митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси; † 5.12.2008); архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплев; впоследствии митрополит Калининский и Кашинский; † 7.10.1988); архиепископ Дмитровский Филарет (Вахромеев), ректор МДАиС (впоследствии митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, ныне на покое); епископы Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей (Гондаровский; впоследствии архиепископ Орловский и Брянский † 21.03.1988); Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевский; впоследствии архиепископ; † 10.12.1993,), Виленский и Литовский Анатолий (Кузнецов; впоследствии архиепископ Керченский). 14 октября 1972 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, за Божественной литургией в Покровском храме Московской духовной академии те же иерархи, которые участвовали в наречении, совершили хиротонию архимандрита Симона во епископа.

Владыка Симон признавался, что его устрашала высота, на которую его возвели, и ответственность, которую он взял на себя, но он твердо верил, что это воля Божия

Владыка Симон признавался, что его устрашала высота, на которую его возвели, и ответственность, которую он взял на себя, но он твердо верил, что это воля Божия. Он знал, что «через века пронесла Рязань свой говор, свой нрав, свой лик. Сохранила в сердцах святых». Сберегла множество православных памятников и святынь: это святые иконы Божией Матери: чудотворная явленная Феодотьевская (Одигитрия Рязанская), «Знамение-Корчемная», «Боголюбская-Зимаровская», «Казанская-Вышенская», Срезневская «Споручница грешных» из Шиловского района, древние образы святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Иоанно-Богословского монастыря и святителя Николая Чудотворца из села Ижеславль Михайловского района и многие-многие другие.

19 октября 1972 года в 18 часов епископ Симон (Новиков) прибыл в Рязань. На архиерейском служении в Рязани полностью раскрылся его многогранный талант как руководителя, ученого-историка и богослова, проповедника и литератора, наставника и воспитателя, патриота и общественного деятеля. Еще в 1988 году Святейший Патриарх Пимен писал владыке Симону: «Вы в нашей Церкви известны как примерный архипастырь, который проявляет заботу о благоустройстве всей Рязанской епархии, о благочинии вверенной Вам паствы».

Когда он заступил на должность Управляющего епархией, в ней был только 51 церковный приход. Первые десятилетия его служения на Рязанской земле были крайне тяжелым для Церкви временем, но, не смотря на продолжающиеся гонения на Православие, – десятки сохраненных приходов, а самое главное – сохраненных душ человеческих.

В 1978 году епископ Симон был возведен в сан архиепископа. При Патриархе Пимене он трижды вызывался для участия в работе Священного Синода.

Домик на Фрунзе, где располагалось Епархиальное управление

В девяностые годы прошлого века, когда начался период, возвращения поруганных православных храмов, их восстановления и возрождения, владыка Симон был уже тяжело болен, но стойко нес свое послушание, мужественно борясь со своим недугом. Необходимо было изыскивать средства на восстановление возвращенных Церкви порушенных храмов, готовить кадры священства, которых катастрофически не хватало. За годы управления епархией владыки Симона было открыто и освящено около 250 храмов, то есть число приходов выросло почти в 5 раз; в 1988 году Церкви возвращен Иоанно-Богословский монастырь, а к концу XX столетия – еще семь обителей; в 1993 году Успенский собор Рязанского кремля передан для совместного использования епархии с музеем-заповедником; в Рязани открылись 2 духовных учебных заведения: в 1990 г. – Духовное училище, в котором с первого дня существования учебного заведения владыка Симон преподавал литургику; в 1995 г. – Православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского. В эти же годы 15 угодников Божиих были прославлены в Соборе Рязанских святых; были обретены мощи четырех святителей: Феодорита, Мисаила, Гавриила, Мелетия, а также блаженных Любови и Василия Рязанских, праведного Софрония Ибердского. В Рязанской епархии начали издаваться журналы «Рязанский церковный вестник», «Вышенский паломник», газета «Благовест». На Рязанском телевидении по благословению владыки Симона начала работу православная программа «Зерна». На базе Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина и Рязанского института развития образования создан Центр православной педагогики. При городской библиотеке им. С.А. Есенина – Православный молодежный центр. В епархии возродилась работа по духовно-нравственному воспитанию детей и юношества, военнослужащих в военно-учебных заведениях города Рязани. К 2001 году в Рязанской епархии действовало более 70 воскресных школ при храмах и монастырях. 1 сентября 2001 года в РГУ им. С. А. Есенина на факультете русского языка и литературы открылось отделение теологии.

В 1974 году в составе делегации Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Московским и всея Руси Пименом владыка Симон участвовал в церковных празднествах в Болгарии, где ему за развитие и укрепление дружественных связей между двумя Церквами был вручен орден св. Иоанна Рыльского 2 степени.

В августе 1988 года владыка Симон возглавил паломническую группу РПЦ на Святую гору Афон для участия в престольном празднике русского Пантелеимонова монастыря.

Известный богослов и проповедник, владыка Симон почти десятилетие был членом Смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу, участвуя в заседаниях Комиссии в Болгарии, Норвегии, Швейцарии, Южной Корее и других странах, где непременно выступал с докладами. Лишь ухудшение с годами состояния здоровья вынудило его просить Священный Синод об освобождении от подобных поездок.

Следует отметить его активное участие в миротворческой деятельности. В этом служении обществу и Церкви он являл собою пример для подражания, перечисляя ежемесячно свои средства в копилку мира с пометой: «Неимущим и обездоленным, детям-сиротам, на милосердные акции». Когда владыку Симона однажды спросили: «А в чем, на ваш взгляд, заключается милосердия чистый свет?», – он ответил: «Нести добро людям, нуждающимся в помощи, – это и есть милосердие». Он подчеркивал: «Воспитание доброты должно начинаться с детства, когда душа ребенка чиста. Если в семье царит милосердие, забота друг о друге, о ближних своих, то и ребенок вырастает отзывчивым, добрым. Наша общая задача – научить людей с сочувствием относиться друг к другу». Участвуя в светских миротворческих организациях Рязанской области, владыка Симон внес значительный вклад в воспитание граждан в духе мира и согласия, любви к своему Отечеству. За активную миротворческую деятельность митрополит Симон трижды награждался золотыми медалями Фонда Мира (в 1984, 1991, 2001 гг.); за активную деятельность по укреплению дела мира между народами он был награжден почетной медалью «Борцу за мир» (1990 г.).

Владыка Симон откликался на все волнующие события в жизни народа, поддерживал все добрые дела и начинания, был непременным участником православных чтений, научно-практических краеведческих и педагогических конференций, симпозиумов, круглых столов, перед началом которых совершал молебен, а затем выступал с докладом.

В октябре 2000 года при активном участии митрополита Симона было подписано Соглашение между Рязанской епархией и администрацией Рязанской области, областной Думой, администрацией города Рязани, городским советом об объединении усилий по духовно-нравственному возрождению общества, укреплению российской государственности и правопорядка на территории города Рязани и области.

Владыка притягивал людей обаянием своей личности. Его глубоко уважали все, в том числе и люди неверующие, признавая его человеком скромным, благородным и высоконравственным. Сколькие прибегали к нему за благословением, советом и утешением, со своими нуждами и проблемами, радостями и сомнениями! Двери его резиденции – маленького дома на улице Фрунзе (Певческой) всегда были открыты для всех. И на всех беседа с ним, простым и доброжелательным, производила неизгладимое впечатление, согревала душу, вызывала глубокую симпатию и уважение.

Владыка Симон в одном из своих публичных выступлений как-то сказал: «Смирение и кротость – вот что украшает человека, делает его приятным и милым для окружающих. А если к этому добавляется горячее любящее сердце, – то все это делает человека «солью земли, свечой, которую ставят на подсвечнике, чтобы светить всем в доме». Эти слова в полной мере можно отнести к нему самому.

Более тридцати лет владыка Симон возглавлял одну из древнейших епархий Русской Православной Церкви. Хотя корни его в славной своими святынями и своей историей Ярославской земле, но за три десятилетия архипастырского служения на Рязанской земле он сроднился с этим краем, ставшим для него второй родиной.

Во внимание к усердному архипастырскому служению на пользу Святой Церкви митрополит Симон удостоен орденов Русской Православной Церкви: равноапостольного великого князя Владимира 2-й степени, преподобного Сергия Радонежского 1-й и 2-й степеней, благоверного князя Даниила Московского 2-й степени. Президент России Владимир Владимирович Путин вручил митрополиту Симону орден Почета «за большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций».

Митрополит Симон широко известен своими научными исследованиями. Все его опубликованные работы проникнуты глубоким патриотизмом, любовью к России, а публичные выступления отличаются высочайшей нравственностью и гуманизмом. Владыка Симон – автор богословских трудов: «Митрополит Московский Филарет (Дроздов) как истолкователь Священного Писания Ветхого Завета», «Святитель Василий, епископ Рязанский», «Святая гора Афон» и множества других. Исполняя различные административные послушания, митрополит Симон никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение богослужений он считал своим основным призванием и главным долгом. Его самоотверженное архипастырское служение на благо Церкви, труды во славу Отечества, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к каждому человеку, энциклопедические знания привлекали к нему людей. Многих, кто встречался с приснопамятным митрополитом Симоном, когда он еще был на Рязанской кафедре, поражали его кротость и тихость, которые были сродни какому-то возвышенному благоговению.

Владыка Симон родился на Ярославской земле, там же – дорогие его сердцу могилы родителей, сродников, храм, в котором его крестили. Этот храм во имя Воскресения Христова на протяжении многих лет находился под его попечением – владыка поддерживал его материально, всегда совершал в нем богослужения в приезды на свою малую родину. Когда ему исполнилось 75 лет, он ушел на покой и переехал в Ярославскую епархию. Местом своей уединенной жизни митрополит Симон избрал Николо-Бабаевский монастырь (ныне Некрасовский район Ярославской области) – также как полтора века назад святитель Игнатий (Брянчанинов). Пребывая на покое в Николо-Бабаевской обители, он продолжал служить Церкви и людям. Поселившись там, владыка не скрывал, что хотел серьезно заняться исследованием творений святителя Игнатия и способствовать их распространению в мире.

Многие ярославцы полюбили старца, отмечали его смирение, любовь, мирный дух. Нередко в дни особых торжеств на Ярославской земле он принимал участие в богослужениях в кафедральном Феодоровском соборе Ярославля. Зачастую, когда позволяло здоровье, митрополит Симон возглавлял Божественную литургию. Многим запомнились его проповеди, проникновенный тихий голос.

Никольский храм в Николо-Бабаевском монастыре

К митрополиту Симону приезжало немало гостей. Один из паломнических маршрутов включает посещение Николо-Бабаевского монастыря, места упокоения одного из светочей Русской Церкви – святителя Игнатия (Брянчанинова). Каждого из паломников владыка Симон встречал архиерейским благословением и приветливыми словами. Люди, однажды встретившись с ним, старались приехать туда вновь. Трудно сказать, скольких митрополит Симон духовно опекал и молитвенно поддерживал. Это известно только Всевышнему! Господь слышал молитвы старца и посылал этим людям утешение и неожиданную помощь. Нередко навещали старца-митрополита учащиеся Ярославской православной гимназии во имя святителя Игнатия (Брянчанинова). Встречи эти, несомненно, останутся в их памяти надолго. Во время бесед с гимназистами владыка рассказывал о своих исследованиях, иногда поучал детей, с искренним вниманием интересовался их успехами.

О владыке заботились многие, начиная с правящего архиерея – архиепископа Кирилла (Наконечного), ныне – митрополит Екатеринбургский и Верхотурский, священников, монахов, и заканчивая мирянами. Рядом всегда был иеромонах Савва (Михеев), ныне – епископ Воскресенский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы, который из Рязани поехал вслед за митрополитом Симоном в Ярославскую епархию, в Николо-Бабаевский монастырь, и нес послушание келейника старца-митрополита.

Последние месяцы жизни владыка Симон особенно тяжело болел, но стойко боролся с недугом. Об этом времени можно сказать – сила Божия в немощи совершается (2 Кор. 12, 9-10). Много читал, трудился – даже на покое он оставался деятельным, все силы полагая на восстановление поруганной обители. Его чаяниями и стараниям в течение года в Николо-Бабаевском монастыре был возведен деревянный храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. Вскоре в Никольском храме обители состоялось освящение каменного престола, который в советское время изъяли из упраздненного советской властью Николо-Бабаевского монастыря и приспособили в качестве постамента памятника Ленину. Много десятилетий этот престол стоял в центре поселка Некрасовского. Митрополит Симон изучал историю Николо-Бабаевской обители и считал, что старинный престол пребывал в монастыре еще при святителе Игнатии (Брянчанинове). Он молился, прося помощи Божией, чтобы святыня вернулась в храм. В 2005 году местные власти приняли решение о передаче престола Церкви. По благословению митрополита Симона была проведена реконструкция памятника: его поставили на новый постамент, а древний каменный престол вернулся в свою обитель.

Незадолго до кончины владыка Симон сказал: «Вот освятим Никольский храм, и мне пора будет отойти ко Господу». Новый храм освятили 11 августа 2006 года, а 1 сентября в 3 часа утра митрополит Симон на 79-м году жизни мирно скончался. В Никольском храме пребывало перед погребением тело почившего его устроителя, в нем провожали архипастыря в последний путь.

Отпевание владыки Симона состоялось 4 сентября в Никольском храме обители. Чин отпевания совершили пять архиереев, среди которых были архиепископ Рязанский и Касимовский Павел (Пономарев), ныне Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит, и бывший епископ Шацкий Иосиф (Македонов), викарий Рязанской епархии, а ныне митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский. Проводить в последний путь одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви приехали сотни людей: из Ярославля и других городов и областей и, конечно, из Рязани: представители власти, духовенства, люди близкие владыке и простые прихожане. И это только те, кто смог приехать. Мысленно с митрополитом Симоном в этот день прощалось гораздо больше людей – все, кто знал и любил владыку, считал его своим духовным наставником, кто хоть однажды встречался с ним и пронес радость встречи с мудрым старцем через всю жизнь.

Похоронили митрополита Симона в Николо-Бабаевском монастыре у алтаря храма во имя святителя Иоанна Златоуста.

Митрополит Симон всегда говорил, что, пребывая на покое в древней обители Ярославской епархии, он продолжал молиться за Рязанскую землю, за рязанцев. Люди верят, что и после его кончины эта молитва продолжается. Рязанцы помнят этого великого архипастыря, человека бесконечной преданности воле Божией, отмечают его кротость, смирение, доброту и сердечность.

Монахиня Мелетия (Панкова),

заслуженный работник культуры РФ,

2001 год

Рождение 5 февраля (1928-02-05 )
  • Жолнино [d] , Середское сельское поселение , Даниловский район , Россия

Биография

Родился 5 февраля 1928 года в деревне Жолнино в верующей крестьянской семье. Отец - Михаил Гаврилович - некоторое время был председателем колхоза. Мать - Анна Дмитриевна - была особенно религиозна, в связи с чем и Сергей с детства посещал церковь. В семье, кроме него, было ещё двое детей: дочь Нина (затем монахиня Нонна) и сын Александр.

18 января 1959 года епископом Дмитровским Пименом (Извековым) рукоположен в сан иеродиакона , а 12 апреля - в сан иеромонаха .

В 1959 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Оставлен преподавателем Московской духовной семинарии, а с 1963 года и академии.

С 1964 - доцент по кафедре византологии Московской духовной академии.

14 октября 1972 года в Покровском храме Московской духовной академии хиротонисан во епископа Рязанского и Касимовского. Хиротонию совершали: митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) , архиепископ Краснодарский и Кубанский Алексий (Коноплёв) , архиепископ Дмитровский Филарет (Вахромеев) , епископ Ташкентский и Среднеазиатский Варфоломей (Гондаровский) , епископ Саратовский и Волгоградский Пимен (Хмелевский), епископ Виленский и Литовский Анатолий (Кузнецов) .

За период его управления епархией количество приходов увеличилось в несколько раз. В епархии были открыты восемь монастырей (четыре мужских и четыре женских), основаны Рязанское духовное училище ( ; владыка Симон преподавал в нём литургику) и православная гимназия во имя святителя Василия Рязанского (), на факультете русского языка и литературы Рязанского государственного педагогического университета имени С. А. Есенина было создано отделение теологии. Являлся главным редактором «Рязанского церковного вестника». В течение почти 10 лет был членом Смешанной Богословской комиссии по православно-реформаторскому диалогу, участвовал в её заседаниях в Болгарии , Норвегии , Швейцарии , Республике Корея и других странах, выступал с докладами.

Решением Рязанского городского Совета № 329 от 23 августа 2001 года «за большой личный вклад в укрепление взаимодействия церкви с органами представительной и исполнительной власти, развитие церковной благотворительности» митрополиту Симону присвоено звание «Почётный гражданин города Рязани». Постановлением Губернатора Рязанской области № 327-пг от 24 января 2003 года «за большой личный вклад в возрождение духовности, культуры и образования Рязанской области» владыке присвоено звание «Почётный гражданин Рязанской области» .

Находясь на покое в Николо-Бабаевском монастыре, митрополит Симон продолжал служить литургию и проповедовать, принимал многих гостей, в том числе учащихся Православной гимназии имени святителя Игнатия (Брянчанинова) . При его активном участии в монастыре был построен деревянный Никольский храм.

Деятельность и личные качества

В некрологе владыки Симона говорилось:

Исполняя различные административные послушания, митрополит Симон никогда не переставал быть пастырем, и служение Церкви Христовой, совершение Богослужений он считал своим главным долгом и основным призванием. Самоотверженное архипастырское служение митрополита Симона, его удивительный дар слова, внимательное и доброжелательное отношение к человеку, энциклопедические знания привлекали к нему множество людей.

По воспоминаниям диакона Никольского храма в городе Рыбное Рязанской епархии,

когда Владыка Симон узнал о моём желании стать диаконом , то он пригласил меня к себе и познакомился со мной поближе. Узнав, что я художник, говорил со мной об искусстве, рассказывая о художниках и их работах такие уникальные факты, которые я не знал. Владыка любил поэзию, хорошо знал историю искусств. Он сам лично преподавал мне азы диаконского служения.

Владыка особенно почитал святителя Василия Рязанского . Автор богословских и церковно-исторических трудов, в том числе посвящённых святому князю Роману Рязанскому , епископу Рязанскому и Муромскому Гавриилу (Бужинскому) . В опубликовал в «Журнале Московской Патриархии» статью о великом князе Рязанском Олеге Ивановиче , в которой защищал его репутацию от историков, считавших, что этот исторический деятель был союзником татаро-монгольского хана Мамая в период Куликовской битвы . Считал великого князя Олега патриотом Руси и защитником интересов Рязанской земли, поддерживал народное почитание князя в епархии. Предлагал канонизировать князя Олега, но получил отказ Священного Синода. Уделял особое внимание возрождению Богородице-Рождественского монастыря в Солотче , основанного князем Олегом, в котором похоронены сам князь и его жена Евпраксия.

Музей митрополита Симона

Награды

Публикации

Статьи и послания

  • Симеон Новый Богослов - учитель опытного богословия [актовая речь на годичном акте в МДА] // Журнал Московской Патриархии . М., 1966. № 11. стр. 54-60
    • Syméon le Nouveau Théologien - maître de la théologie vécue // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1967. № 59. стр. 148-156
  • Основоположник русской библейской науки и экзегетической школы // Журнал Московской Патриархии. М., 1968. № 2. стр. 59-64.
  • Магистерский диспут в Московской Духовной академии [Митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. «Иоанн XXIII, папа Римский»] // Журнал Московской Патриархии. М., 1970. № 7. стр. 39-41
  • Профессор Московской духовной академии М. Д. Муретов и его труды по Четвероевангелию // Журнал Московской Патриархии. М., 1972. № 4. стр. 75-80.
  • В честь 550-летия со дня прославления Преподобного Сергия Радонежского // Журнал Московской Патриархии. М., 1972. № 9. стр. 42.
  • О богослужении, таинствах и обрядах в Эфиопской Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1974. № 4. стр. 59-67.
  • Рязанская епархия и ее покровитель святитель Василий, епископ Рязанский // Журнал Московской Патриархии. М., 1978. № 4. стр. 68-73
  • Святой благоверный князь Роман, Рязанский страстотерпец // Журнал Московской Патриархии. М., 1979. № 12. стр. 64-69.
  • Во вторую Неделю святого Великого поста // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. № 3. стр. 39-40.
  • Слово на Успение Пресвятой Богородицы // Журнал Московской Патриархии. М., 1981. № 8. стр. 45-46.
  • О милосердном самарянине (в Неделю 25-ю по Пятидесятнице) // Журнал Московской Патриархии. М., 1982. № 12. стр. 82-83
  • В день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла // Журнал Московской Патриархии. М., 1983. № 7. стр. 20-21.
  • Преосвященный Гавриил, епископ Рязанский и Муромский (+27 апреля 1731) // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 2. стр. 10-13.
  • На заседании в Рязанском областном комитете защиты мира // Журнал Московской Патриархии. М., 1984. № 10. стр. 41.
  • Святейший Патриарх Тихон и его служение // Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. М., 1988. № 117. стр. 155.
  • Олег Иванович, великий князь рязанский // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. № 1. стр. 10-16.
    • Рязанский следопыт. - 1995. - № 4. - С. 5-10;
    • Переяславль: Литературный краеведческий сборник - Рязань, 1995. - № 4. - С. 32-40;
    • Благовест. - 1998. - № 8 (авг.). - С. 3, № 9 (сент.). - С. 7, № 10 (окт.). - С. 7;
    • Рязанский ежегодник 2002. - Рязань, 2002. - С. 102-104.
  • Снова о Святой Горе / Беседовал А. Козлов // Эхо планеты . - 1989. - № 2. - С. 36-38. -
  • «Сохранить священный дар жизни…» // Рязанский комсомолец. - 1989. - 30 марта.
  • Вместе восстанавливать нравственность / Беседовал С. Солотчин // Рязанское узорочье. - 1989. - № 1 (сент.). - С. 6.
  • О проповеди // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 8. стр. 47
  • Обращение архиепископа Рязанского и Касимовского Симона к верующим, всем жителям области: Уборка урожая - общий нравственный долг // Приокская правда. - 1990. - 26 авг.;
  • «Милосердия чистый свет» // Ориентир. - 1990. - № 9. - С. 10-12.
  • Святейший Патриарх Тихон и его служение Русской Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 4. стр. 63-66.
  • Рождественское послание архиепископа Рязанского и Касимовского Симона пастырям, клиру и всем верным чадам паствы Рязанской // Благовест. - 1993. - № 1 (дек.). - С. 2; 2000. - № 1 (янв.). - С. 2.
  • Прославление Живоначальной Троицы // Журнал Московской патриархии. М., - 1993. - № 6. - С. 45-51.
  • «Всякий в своем кругу делай, что можешь»: Об обязанностях христианина благотворно влиять на нравственность общества по творениям святителя Феофана, Вышенского затворника // Благовест. - 1994. - № 2 (февр.). - С. 2.
  • Рязанская епархия - православная жизнь // Рязанский ежегодник 1996. - Рязань, 1996. - С. 105-108.
  • «Да буду и я пастырем по сердцу Божию…» / Подготовила С. Аксенова // Благовест. - 1996. - № 9 (сент.). - С. 2.
  • Рязанская епархия и ее покровитель святитель Василий, епископ Рязанский // Вышенский паломник. - 1997. - № 4. - С. 55-61.
  • Рязань гордится своим знатным земляком: Никодим (Ротов Б. Г.) // Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Человек церкви. - М., 1998. - С. 308-317.
  • Возродим и сохраним нашу духовность // Рязанские ведомости. - 1998. - 2 апр. - (В соавт.).
  • Троицкий монастырь // Святые врата. - 1998. - № 1 (июнь). - С. 1-2.
  • Епископ Михаил (Грибановский) (1856-1898) // Альфа и Омега . М. , 1998. № 1(15). 20-31.
  • «Славься, славься, родная земля…»: К 800-летию Рязанской епархии // Рязанские ведомости. - 1998. - 23 июня.
  • Прекрасная, неповторимая, неотделимая от Великой Руси // Журнал Московской Патриархии. М., 1998. № 8. стр. 18-20.
  • О скорбях // Журнал Московской Патриархии. М., 1998. № 8. стр. 59-61.
  • Система непрерывного образования и ее роль в развитии личности // Рязанский церковный вестник. - 1998. - № 11-12. - С. 4-6.
  • Приветствие на празднике города в соединении с празднованием 300-летия со дня основания Успенского собора Рязанского кремля // Там же. - 1999. - № 9-10. - С. 2-3.
  • Культура и нравственность // Земля Михайловская: История. Современность. XX век. - Рязань, 2000. - С. 85-87.
  • Пасхальное послание митрополита Рязанского и Касимовского Симона пастырям, инокам и инокиням и всем верным чадам паствы Рязанской. - Рязань: ЗАО «Приз», 2000. - 4 с.: ил.
    • Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 3-4. - С. 2-5.
  • Несите тяготы друг друга! / Беседовала Л. Родина // Рязанский церковный вестник. - 2000. - № 3-4. - С. 17 - 20.
  • «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь…»: Проповедь // Там же. - 2000. - № 5-6. - С. 19-20.
  • «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи, сил…»: Проповедь // Там же. - 2000. - № 7-8. - С. 2-5.
  • На Покров Пресвятой Богородицы: Проповедь // Там же. - 2000. - № 9-10. - С. 2-3; 2001. - № 5-6. - С. 6-7
  • Рождественское Послание митрополита Рязанского и Касимовского Симона пастырям, клиру, инокам и инокиням и всем верным чадам паствы Рязанской. - Рязань: ЗАО «Приз», 2001. - 4 л.: ил.; Рязанские церковный вестник. - 2001. - № 1-2. - С. 6-7.
  • Церковь, нация, государство: Доклад на 67-м Всемирном Русском Народном Соборе «Россия: вера и цивилизация. Диалог эпох» // Рязанский ежегодник’ 2001. - Рязань, 2001. - С. 46-47;
    • Благовест. - 2002. - № 1 (янв.).- С. 2;
    • Рязанский церковный вестник. - 2002. - № 3-4. - С. 2-7.
  • Приветственное слово митрополита Рязанского и Касимовского Симона в день вступления в должность главы Администрации Рязанской области В. Н. Любимова // Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 1-2. - С. 24-25.
  • «Необходимо раскрыться душе народа» / Беседовала И. Матвеева // Рязанский ведомости. - 2001. - 14 апр.
  • Приветственное слово митрополита Рязанского и Касимовского Симона в день вступления в должность главы администрации города Рязани П. Д. Маматова // Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 5-6. - С. 6-7.
  • Благодарственное слово митрополита Рязанского и Касимовского на присвоение ему звания «Почетный гражданин города Рязани» // Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 11-12. - С. 18-19.
  • Речь митрополита Рязанского и Касимовского на открытии теологического факультета Рязанского государственного педагогического университета имени С. А. Есенина // Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 11-12. - С. 16-17.
  • Речь митрополита Рязанского и Касимовского на празднике Дня города [Рязани] // Рязанский церковный вестник. - 2001. - № 11-12. - С. 20-22.
  • Крепкое государство немыслимо без крепкой семьи // Эфир. - 2002. - № 1 (9 янв.). - С. 4.
  • Бойтесь греха, а не числа // Эфир. - 2002. - № 6 (12 февр.). - С. 2.
  • Митрополит Рязанский и Касимовский Симон архимандриту Авелю (Македонову): [Поздравления по поводу 75-летия] // Благовест: Спецвыпуск - 2002. - Июнь. - С. 14.
  • Рождество Христово. Проповедь // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 2. - С. 28-30
  • Церковь, нация, государство: Доклад на VI Всемирном русском народном соборе // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 3-4. - С. 2-7
  • Пасха Христова // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 5-6. - С. 15-16
  • Слово на Рождество Пресвятой Богородицы // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 9. - С.6-8
  • Слово на Воздвижение Креста Господня. // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 9. - С.9-10
  • Олег Иванович, великий князь Рязанский // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 9. - С. 22-28
  • Покров Пресвятой Богородицы // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 10. - С. 4
  • Проповедь на Рождественский пост // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 11. - С. 7-8
  • Слово на Новый год // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 12. - С. 10-11
  • Рождественский сочельник // Рязанский Церковный Вестник. - 2002. - № 12. - С. 11
  • Пасхальное послание митрополита Рязанского и Касимовского Симона пастырям, клиру, инокам и инокиням и всем верным чадам паствы Рязанской. - Рязань: ЗАО «Приз», 2003. - 4 с.: ил.
  • Духовность и проблемы национального хозяйствования // Благовест. - 2003. - № 2 (февр.). - С. 3.
  • Да вси едино будут / Записала И. Матвеева // Рязанские ведомости. - 2003. - 5 февр.
  • «Рязанские губернаторы всегда поддерживали Церковь Рязанскую» // Рязанский церковный вестник. - 2003. - № 3. - С. 25-28.
  • «На основах православия строилась и гражданская жизнь» // Благовест. - 2003. - № 4 (апр.). - С. 4.
  • Спасительное значение и духовный смысл таинства Крещения по его чинопоследованию // Рязанский Церковный Вестник. - 2003. - № 1. - С. 12
  • Прощеное воскресенье // Рязанский Церковный Вестник. - 2003. - № 2. - С. 13-15
  • «Рязанские губернаторы всегда поддерживали Церковь Рязанскую»: доклад на торжественном собрании, посвященном 225-летию образования Рязанской губернии // Рязанский Церковный Вестник. - 2003. - № 3. - С. 25-28
  • Вознесение Господне // Рязанский Церковный Вестник. - 2003. - № 5. - С. 15-16
книги
  • Труды, Послания, Слова и Речи. - Рязань: Узорочье, 1998. - 464 с.
  • Проповеди. - Рязань: Фавор; Пресса, 2000. - Т. 1. - 272 с
  • Проповеди. - Рязань: Фавор, 2002. - Т. 2. - 271 с., 1 л. портр.
  • Воспеваю благодать Твою, Владычице: Проповеди, произнесенные в рязанских храмах на Богородичные праздники. - Рязань: Зерна, 2004 (ПИК ВИНИТИ). - 48 с. : ил.; 20 см;

Митрополит Московский. Управлял митрополией с 6 сентября 1494 г. по 30 апреля 1511 г. Поставление С., бывшего до того времени игуменом Троице-Сергиева монастыря, на митрополичий престол отличалось небывалою в Московском государстве торжественностью и было совершено при личном участии великого князя. В самый день посвящения, по окончании литургии, когда настало время возвести нового митрополита на митрополичье место, великий князь, передавая новому архипастырю жезл, обратился к нему с краткою речью. Митрополит в свою очередь отвечал великому князю кратким словом. После посвящения С. ездил кругом города на осляти, причем осля водил под ним боярин великого князя. Подобного рода поставление на управление митрополией было нововведением против предшествующего времени и на него надо смотреть, как на желание великого князя Иоанна III, с одной стороны, внести в нашу высшую общественную жизнь новые внешние формы, которые бы более соответствовали "украшенному, благообразному царскому чину" (по выражению Константина Порфирогенита), а с другой стороны - показать и заявить о царских правах государя по отношению к митрополиту. В правление митрополита С., преимущественно по его почину и всегда под его председательством, неоднократно созывались соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. Так, в 1503 г. состоялся собор, созванный для благоустроения православной церкви; на этом соборе были сделаны следующие определения: о невзимании епископами платы за поставление в церковные степени; о неслужении в миру вдовым священникам и диаконам; о несовершении священниками и диаконами не вдовыми литургии на другой день после того, как напьются допьяна и о не житии монахам и монахиням в одних и тех же монастырях. На этом же соборе был затронут вопрос и об отобрании у монастырей недвижимых имений или вотчин, но был оставлен без разрешения, так как после прений по этому вопросу митрополит С. представил Иоанну, что духовенство не считает себя вправе отнять от монастырей те земли и другие недвижимые имущества, которые были пожертвованы разными благочестивыми людьми. В 1504 г., в ноябре, был составлен собор против секты жидовствующих, на котором приверженцы этой секты были преданы проклятию, причем главные из них были казнены, а прочие еретики разосланы в заточение и по монастырям. От митрополита С. сохранились два учительных послания в Великую Пермь, писанные 22 августа 1501 г. В первом послании, обращенном к пермскому духовенству, митрополит С. убеждал представителей духовной власти не только своим учением, но и жизнью наставлять пермяков, их князя и все правящее сословие, побуждая их искоренять в народе служение идолам. В послании же ко всем пермским христианам митрополит увещевал этих новокрещеных христиан твердо и неуклонно держаться принятой ими истинной христианской веры, строго и с усердием исполнять все христианские обязанности; в особенности же митрополит С. увещевал новообращенных христиан отстать от всего языческого, убеждая их не служить кумирам, не молиться болвану Воителю, не совершать браков по ветхому и татарскому обычаям, строго соблюдать посты и т. д. Во все время своего архипастырского служения С. пользовался большим уважением и расположением Иоанна III. После шестнадцатилетнего управления митрополией С. скончался 30 апреля 1511 г.

Е. Голубинский, "История русской церкви", т. II. Первая половина. - Строев, "Списки иерархов и настоятелей монастырей". - Карамзин, "История Государства Российского", т. VI. - Соловьев, "История России с древнейших времен", т. V.

А. Юрьев.

{Половцов}

Симон, митрополит московский

Митрополит московский с 1496 по 1511 г.; перед тем был игуменом Троицко-Сергиева монастыря. Пользовался большим уважением Иоанна III. Главным образом по почину С. и всегда под его председательством составлялись соборы для решения важнейших вопросов церковной жизни. В 1501 г. С. написал пермскому духовенству послание, в котором убеждал его не только своим учением, но и жизнью наставлять пермяков, их князя и все правящее сословие их, побуждая их искоренить в народе служение истукану Воппелю и всякие языческие требы. В 1503 г. под председательством С. состоялся собор, определивший ничего не взимать за посвящение в священнический сан. Другое состоявшееся при нем соборное Уложение направлено было против бесчинств в жизни вдовых священников и диаконов.

Н. Б-в.