Ремонт и отделка

Программа развития ниу. О концепции создания сети национальных исследовательских университетов

Программа развития ниу. О концепции создания сети национальных исследовательских университетов

Решением конкурсной комиссии 26.04.2010г. по итогам тайного голосования НИУ МГСУ вошел в число 15 победителей конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория “национальный исследовательский университет” 2010г.

Категория “национальный исследовательский университет” устанавливается Правительством Российской Федерации на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов, направленных на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, развитие и внедрение в производство высоких технологий, для университетов в равной степени эффективно реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и выполняющих фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук.

На реализацию заявленной Программы НИУ МГСУ будет выделено дополнительное бюджетное финансирование.

Предусматривается софинансирование реализации заявленной Программы из собственных внебюджетных средств НИУ МГСУ.

Приказ Минобрнауки РФ от 11 июля 2016 года «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 июня 2010 года № 602 «Об утверждении программы развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московского государственного строительного университета на 2010-2019 годы»

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2010 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2010 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных,образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2011 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2011 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2012 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2012 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2013 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2013 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2014 год)

Доклад о ходе реализации Программы развития в 2014 году

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2015 год)

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2016 год)

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2017 год)

Отчет по результатам реализации Программы развития на 2010–2019гг. для решения задач кадрового обеспечения, инновационной научной и высокотехнологичной модернизации отрасли на основе интеграции научных, образовательных и информационных ресурсов строительного комплекса России (за 2018 год)

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

1. Общие положения

Программа развития федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «МИЭТ» на период до 2019 года разработана в соответствии с Положением о конкурсном отборе программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2009 г. N 550, и требованиями к структуре, содержанию и форме заявки программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет», утвержденными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 июля 2009 г. N 278 «О сроке проведения в 2009 году конкурсного отбора программ развития университетов, в отношении которых устанавливается категория «национальный исследовательский университет» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 октября 2009 г., регистрационный номер 14960), и актуализирована согласно изменениям, внесенным приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 июня 2011 г. № 2049 и от 13 сентября 2011 г. № 2290. Программа развития Национального исследовательского университета «МИЭТ» утверждена приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июля 2010 г. № 801.

Программа сформирована с учетом целей и задач, представленных в следующих нормативных правовых и стратегических документах:

государственные программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы и «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 и № 301, соответственно;

план мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 722-р.

Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р;

Программа развития инновационного территориального кластера «Зеленоград» на 2013-2016 г., разработанная на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.2013 № 188 «Об утверждении Правил распределения и предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий, предусмотренных программами развития пилотных инновационных территориальных кластеров».

Программа направлена на использование накопленного за предыдущие 5 лет учебно-методического, научного и материально-технического потенциала для решения актуальных задач, которые стоят перед системой профессионального образования в целом и в рамках программ социально-экономического развития г. Москвы и кластера «Зеленоград».

Перед МИЭТ, как ведущим университетом, стоит задача обеспечения специализированной профессиональной подготовки инженерных кадров и кадров высшей квалификации для предприятий радиоэлектронной промышленности.

Располагаясь в Московском регионе Центрального федерального округа, который обладает наивысшей в стране концентрацией научного и инженерного потенциала и самой развитой производственной инфраструктурой, МИЭТ должен участвовать в ускорении внедрения в экономику результатов научной и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере перспективных производственных технологий. Университет на базе созданной современной инфраструктуры производства интеллектуального продукта должен обеспечить требуемое количество квалифицированных кадров для предприятий, выпускающих наукоемкую продукцию. Развитие сегментов приборостроения и радиоэлектронной промышленности является одним из приоритетов в г.Москве и Московской области. В этих условиях важна интеграция МИЭТ, как базы для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ с промышленными и научными организациями, работающими в области информационно-коммуникационных технологий, радиоэлектроники, ядерной энергетики, авиастроения, ракетно-космической и оборонной отраслей.

На территории Зеленоградского административного округа г. Москвы, где распложен МИЭТ, создана особая экономическая зона технико-внедренческого типа «Зеленоград» как центр освоения передовых технологий в микросистемной технике и электронной компонентной базы, электронного приборостроения и информационно-телекоммуникационных технологий, нанотехнологий, технологий волоконной оптики, интегральной оптики, лазерной техники, оптоэлектроники и микросистемной техники.

Как участник Инновационного территориального кластера «Зеленоград», МИЭТ участвует в создании условий для устойчивого роста компетенций, научно-технического и технологического уровня, конкурентоспособности и объемов реализации продукции участников кластера. Перед университетом поставлены задачи:

Развитие объектов инновационной инфраструктуры и расширение технологических возможностей инновационной инфраструктуры кластера;

Развитие системы кадрового обеспечения участников кластера, реализация мероприятий по повышению уровня подготовки специалистов;

Развитие сектора исследований и разработок, научно-производственной деятельности и инфраструктуры.

2. Миссия, стратегическая цель и задачи университета

Миссия университета: обеспечение инновационной среды генерации и трансфера новых знаний в разработку технологий и изделий электроники различного назначения, информационных и коммуникационных технологий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы.

Направления образовательной и научно-исследовательской деятельности МИЭТ на протяжении всей истории университета были сконцентрированы на решении задач подготовки кадров и создания научной продукции для научных учреждений и предприятий разработчиков, изготовителей и потребителей электронной продукции. Наиболее значимые результаты были получены в области электронной компонентной базы, систем-на-кристалле, микро- и наносистемной техники, электронных информационно-управляющих и телекоммуникационных систем.

Из имеющихся предпосылок закономерно сохранение в качестве приоритетов развития университета следующих направлений (далее - ПНР):

· микро- и наноэлектроника,

· радиоэлектронные устройства и системы.

Направления ориентированы на подготовку кадров и создание научно-инновационной продукции в области наноэлектроники, микро- и наносистемной техники, электронной компонентной базы; современных систем связи, информационно-управляющих систем, систем навигации и позиционирования, интеллектуальных систем для энергосбережения и высокотехнологичной медицинской техники.

Указанные ПНР представляют собой технологическую платформу для создания на базе современных технологий электронной компонентной базы конкурентоспособных радиоэлектронных устройств, систем и комплексов различного назначения, в том числе специального.

Актуальность проблем, решаемых в рамках этих направлений, подтверждается объективными предпосылками долгосрочного спроса на высокотехнологичные изделия, которые обеспечивают безопасность страны и направлены на создание продукции для высокотехнологичных секторов экономики.

В целом деятельность МИЭТ в рамках выбранных ПНР направлена на кадровое обеспечение высокотехнологичных секторов экономики страны специалистами в области электроники, развитие научных исследований и коммерциализацию наукоемкой продукции в сфере микро- и наноэлектроники, вычислительной техники, средств связи, систем управления и автоматизации, транспорта, космической и авиационной аппаратуры, медицинской техники, энергосберегающих технологий.

Целью Программы является развитие кадрового, научно-технического и инновационного потенциала в области электроники для высокотехнологичных отраслей экономики и социальной сферы.

Достижение поставленной цели будет обеспечено решением следующих взаимосвязанных задач:

· модернизация образовательной деятельности по подготовке кадров;

· развитие и повышение эффективности научно-инновационной деятельности по ПНР;

· развитие кадрового потенциала МИЭТ, обеспечивающее преемственность поколений и повышение квалификации научных и научно-педагогических работников университета;

· совершенствование системы управления МИЭТ, направленное на решение задач Программы и повышение качества образовательной и научно-исследовательской деятельности.

Реализацию Программы предполагается осуществить в 2010 - 2019 годах в один этап.

Показатели оценки эффективности реализации Программы приведены в приложении № 3 к настоящей Программе.

3. Мероприятия программы развития и этапы их реализации

Решение задач Программы будет осуществляться путем скоординированного выполнения следующих взаимоувязанных по срокам, ресурсам и источникам финансового обеспечения мероприятий, сгруппированных по следующим направлениям:

1. Совершенствование и/или модернизация образовательной деятельности

Мероприятие 1.1. Формирование качественного контингента обучающихся в университете.

В соответствии с Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования», одной из основных целей развития профессионального образования и НИУ МИЭТ должно стать существенное увеличение вклада профессионального образования в социально-экономическую и культурную модернизацию Российской Федерации и повышение ее глобальной конкурентоспособности, обеспечение востребованности экономикой и обществом каждого обучающегося.

Развитие инженерно-технического образования является важнейшим условием инновационного развития государства, В связи с чем, университет ставит перед собой задачу подготовки выпускников, которые станут интеллектуальным и трудовым ресурсом модернизации российской экономики и повышения конкуренто-способности России в стратегически значимых сферах электроники, наноэлектроники, всокотехнологичных разработок и производства IT-продуктов и технологий.

В основе достижения этой цели лежит формирование качественного контингента обучающихся в университете. Мероприятие включает:

· Развитие инновационных форм довузовского образования на основе научно-образовательного комплекса, в который включены научные школы, выпускающие и базовые кафедры НИУ МИЭТ, инновационный и производственный комплексы МИЭТ, школы – партнеры МИЭТ, с которыми подписаны договоры и соглашения о сотрудничестве, высококвалифицированные вузовские преподаватели во взаимодействии с ведущими школьными учителями.

· Разработку и реализацию новых направлений работы с одаренными детьми и учащимися, склонными к творческой, исследовательской деятельности.

Мероприятие 1.2. Актуализация содержания образовательных программ.

В деятельности по обеспечению актуального содержания образовательных программ НИУ МИЭТ реализует акцентированную государством необходимость структурных, содержательных, технологических изменений на уровне основных образовательных программ (ООП) вуза, которые во многом задают основные параметры качества образовательного процесса и определяет конкуренто-способность, как самого вуза, так и выпускников, которых он готовит.

Разработка и реализация ООП будет осуществляться на основе ФГОС ВО, с учетом профессиональных стандартов и требований работодателей, что позволит в полной мере отразить в ООП логику тесной взаимосвязи формируемых в ходе образовательной деятельности компетенций и компетентностной модели выпускника с будущей профессиональной деятельностью выпускника. В соответствии с ФГОС ВО при проектировании и реализации ООП в Национальном исследовательском университете «МИЭТ» будет осуществляться стратегия дальнейшей актуализации задачи оценки качества образования.

Кроме того, в ближайшие годы университет планирует активно развивать обучение разных категорий слушателей по дополнительным образовательным программам, создавая новые и модернизируя действующие в соответствии с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утвержденным приказом Минобрнауки России № 499 от 1 июля 2013 г.

Будет внедряться приобретенный университетом положительный опыт не только совместной с ведущими сотрудниками предприятий разработки дополнительных профессиональных программ (ДПП), но и опыт их совместной реализации. Такие программы будут предлагаться для обучения, как сотрудников предприятия – партнера, так и для сотрудников других предприятий. Альянс преподавателей НИУ МИЭТ, владеющих теорией и практикой предмета, применяющих передовые образовательные технологии и методики обучения, и ведущих специалистов-практиков из реального сектора экономики позволил уже создать программы, представляющие большой интерес для предприятий – производителей микроэлектронной и радиоэлектронной продукции в стране. Модульный характер построения программ позволяет мобильно конструировать на их базе новые - под требования конкретного заказчика. Для удобства заказчиков обучения по ДПП и увеличению аудитории обучающихся в уже разработанные программы будут в обязательном порядке включены дистанционные модули. Для распространения опыта, накопленного учеными МИЭТ, планируется внедрение повышения квалификации сотрудников предприятий в форме стажировок.

В вопросах переподготовки будет продолжать развиваться система обеспечения предприятий отрасли высококвалифицированными специалистами через заказную подготовку магистров.

Мероприятие направлено на создание образовательных программ опережаю-щей подготовки и переподготовки, модернизацию образовательной деятельности для обеспечения кадровых потребностей отечественной электроники и включает:

· развитие системы практико-ориентированного обучения для целевой подготовки кадров с учетом квалификационных требований заказчиков и развивающихся международных профессиональных стандартов по направле-ниям, востребованным современным производством: разработка и внедрение образовательных программ прикладного бакалавриата и магистратуры;

· сертифицирование ООП через процедуры внешних экспертиз со стороны общественно-профессионального сообщества и бизнеса;

· создание профильно-ориентированных дополнительных образовательных программ формирования компетенций исследователя и разработчика с целью увязки базисных знаний с опытом современной инженерии;

· совершенствование системы взаимодействия с корпоративными заказчиками в области подготовки кадров по ПНР в рамках развития частно-государственного партнерства;

· привлечение кадров из сферы науки и бизнеса к разработке и модернизации учебных программ и учебно-методических комплексов.

Мероприятие 1.3. Разработка и внедрение современных образовательных методик и технологий.

Мероприятие включает:

· Реализацию образовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: представление методического обеспечения в электронной образовательной среде; проведение он-лайн консультаций и обсуждения результатов проектов в формате видеоконференций и др.;

· Внедрение мобильных технологий в очное обучение студентов: проведение экспресс - опросов с использованием специализированного программного обеспечения и др.;

· Перевод на электронное обучение по направлениям подготовки бакалавриата: «Прикладная информатика» и «Программная инженерия», и программы магистратуры по направлению «Прикладная информатика».

Мероприятие 1.4. Внедрение сетевой формы реализации образовательных программ с различными образовательными и научными учреждениями и предприятиями реального сектора экономики.

Разработка и внедрение сетевых образовательных программ является важнейшим направлением обеспечения гибкости и открытости научно-образовательной среды университета, понижения барьеров между монодисциплинарными направлениями исследований, которые оформляются со временем в научные школы, различающиеся по уровню и подходам от вуза к вузу. Объединение ресурсов в рамках сети позволяет повысить эффективность их использования и оптимизировать работу участников сети.

Сетевое обучение позволяет более эффективно использовать ресурсы НИУ МИЭТ: расширить контингент студентов и улучшить его качество без дополнительных затрат на его отбор, повысить качество выпускников, повысить эффективность использования научного оборудования; развивать новые междисциплинарные направления исследований; расширить круг компаний-работодателей и заказчиков; углубить практикоориентированность получаемых студентами знаний и навыков. Привлечение к участию в сетевом взаимодействии аспирантов и молодых сотрудников университета позволит подготовить для учебного заведения преподавателей новой формации – «европейский преподаватель инженерного вуза».

Мероприятие включает:

Проектирование сетевых образовательных программ, подписание протоколов о намерениях с участниками сети, разработку комплекта локальных нормативных актов для реализации сетевых программ, подготовку макетов 2 образовательных программ (2015г.); создание реестра кадров и ресурсов для реализации программ (2016г.); реализация программы сетевого обучения магистров, подготовка аналитических отчетов о реализации программ (2017г. -2018г.); доработка программ (2019г.).

2. Совершенствование и/или модернизация научно-исследовательской и инновационной деятельности

Мероприятие направлено на развитие материально-технической базы научных исследований, создание лабораторий мирового уровня и повышение эффективности научно-инновационной деятельности. Мероприятие включает:

· развитие и оснащение научных лабораторий вуза, центров коллективного пользования современным, в том числе уникальным, оборудованием, приведение парка научного оборудования в соответствие с мировыми требованиями с целью создания условий для генерации знаний мирового уровня, расширения спектра и повышения качества научных исследований по ПНР;

· интеграция научной и образовательной деятельности в рамках проведения исследований по приоритетным научным направлениям;

· реализация инновационных проектов, развитие инновационной инфраструктуры и создание исследовательских лабораторий мирового уровня;

· расширение эффективного взаимодействия с предприятиями и организациями реального сектора экономики.

Развитие сектора исследований и разработок, научно-производственной деятельности и инфраструктуры будет проводиться в рамках проектов Российского научного фонда, Фонда перспективных исследований, Российского фонда фундаментальных исследований, Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы», программы развития Центра коллективного пользования «Микросистемная техника и электронная компонентная база».

Основными инфраструктурными проектами развития должны стать:

Инфраструктурный проект «Создание Центра расширенного доступа к новейшим базовым технологиям 3D–интеграции изделий микро- и наноэлектроники и электронных устройств на их основе»

Инфраструктурный проект «Создание специализированного диагностико-метрологического центра общего доступа для оказания услуг по исследованиям, диагностике, измерениям и испытаниям ЭКБ, в том числе в нанометровом диапазоне»

Центр расширенного доступа к новейшим базовым технологиям 3D–интеграции изделий микро- и наноэлектроники и электронных устройств на их основе (Центр) организован в 2013 году и реализуется на базе инновационного комплекса Национального исследовательского университета «МИЭТ». Для развития Центра предоставлена современная научно-производственная инфраструктура, реализующая полный цикл создания современной наукоемкой продукции в области микроэлектроники, микросистемной техники, информационно-телекоммуника-ционных систем и радиоэлектронной аппаратуры - от проектирования электронной компонентной базы до выпуска опытных партий изделий конечной продукции.

В Центре сконцентрированы инфраструктурные возможности, научно-технические заделы, ресурсы и компетенции Национального исследовательского университета «МИЭТ» и других участников проекта. Проект реализуется в рамках консорциума, в составе которого МИЭТ, Зеленоградского нанотехнологического центра, Зеленоградского инновационно-технологического центра, предприятия города Москвы «Корпорация развития Зеленограда», ОАО «Росэлектроника», Фонд «РОСНАНО» и Fraunhofer Institute IZM на принципах партнерства и экономической целесообразности.

В структуру создаваемого специализированного диагностико-метрологи-ческого центра общего доступа для оказания услуг по исследованиям, диагностике, измерениям и испытаниям ЭКБ Национального исследовательского университета «МИЭТ» войдут профильные центры и лаборатории: Центр коллективного пользования «Диагностика и модификация микроструктур и нанообъектов», Научно-исследовательская лаборатория электронной микроскопии, Научно-технологический центр «Нано- и микросистемной техники», в том числе лаборатория по исследованию изделий нано- и микросистемной техники, Центр «Технологии и испытания электронных компонентов».

Проект направлен на создание условий беспрепятственного доступа к новейшим техническим средствам исследований, диагностики, измерений и испытаний электронной компонентной базы, в том числе в нанометровом диапазоне, для участников кластера «Зеленоград».

Заинтересованность в услугах Специализированного диагностико-метрологического центра в письменном виде продемонстрировали ключевые участники кластера. Услуги центра будут в перспективе распространены на предприятия города Москвы.

Создание Специализированного диагностико-метрологического центра будет способствовать расширению возможностей исследований, диагностики, измерений и испытаний электронной компонентной базы (ЭКБ) для участников кластера за счет предоставления услуг в режиме коллективного доступа к оборудованию и взаимным услугам участников кластера.

3. Развитие кадрового потенциала университета

Мероприятие 3.1. Развитие академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников университета.

Мероприятие направлено на реализацию возможностей перемещения студентов и аспирантов, педагогических и научных работников в другие образовательные, научные и иные, обладающие ресурсами для реализации академической мобильности, российские и зарубежные организации с целью осуществления всех видов академического обмена, в рамках учебной и научно-образовательной деятельности, на определенный академический период. Мероприятие включает:

· участие в программах поддержки академической мобильности, партнерства и международного сотрудничества научно-педагогических работников, студентов и аспирантов;

· направление студентов университета в партнерские вузы для обучения в рамках совместных программ двойных дипломов или включенного обучения в рамках межвузовского сотрудничества (без выдачи второго диплома), в том числе в рамках программ академического обмена;

· направление студентов и аспирантов университета в сторонние организации для прохождения различных видов стажировок, участия в летних школах по направлениям подготовки, в конференциях и семинарах;

· направление научно-педагогических работников в партнерские вузы и организации для чтения лекций, проведения занятий и консультаций, проведения научных исследований в рамках совместных тем, участия в программах повышения квалификации, прохождения стажировок, участия в конференциях и семинарах.

Мероприятие 3.2. Создание гибких форматов привлечения перспективных сотрудников для работы в университете.

Мероприятие предусматривает:

· проведение университетом целенаправленной кадровой политики с использованием возможностей конкурсного отбора на должности научно-педагогических работников с целью привлечения наиболее квалифицированных специалистов;

· расширение практики привлечения перспективных преподавательских и научных кадров с квалификацией международного уровня, успешных ученых, выпускников аспирантур ведущих зарубежных университетов, а также ведущих отечественных преподавателей и ученых, путем установления различных форм сотрудничества - включение в штат университета, чтение курса лекций, проведение цикла практических занятий, мастер-классов;

· расширение практики привлечения квалифицированных практикующих специалистов для ведения преподавательской и научной деятельности из отечественных и зарубежных компаний, научно-исследовательских и проектных институтов;

· подготовка кадров высшей квалификации – направление для обучения в аспирантуру зарубежных университетов лучших выпускников магистратуры, с последующим привлечением их к работе по ключевым позициям в университете;

· разработка и реализация программ поддержки выпускников аспирантуры МИЭТ и других отечественных и зарубежных университетов, показавших успехи в исследовательской деятельности, с последующим их закреплением для работы в университете, в том числе по результатам успешно пройденных стажировок.

Мероприятие 3.3. Создание конкурентоспособной системы оплаты труда, мотивации и развития персонала, формирование и обучение кадрового резерва университета.

Мероприятие направлено на повышение мотивированности работников к эффективному труду и к профессиональному и личному развитию. В том числе через внедрение эффективного контракта, устанавливающего прямую зависимость назначения стимулирующих выплат от результативности труда работника, способствующего повышению ответственности работника как за качество своей работы, так и эффективность деятельности университета в целом. Мероприятие включает:

· поэтапное внедрение и дальнейшее совершенствование механизмов эффективного контракта с научно-педагогическими и иными категориями работников;

· создание системы оценки и стимулирования научно-педагогических работников, внедряющих инновационные методики преподавания и успешно ведущих научную деятельность по приоритетным для университета направлениям развития;

· установления конкурентоспособной заработной платы научно-педагогических работников университета относительно заработной платы местных рынков труда;

· проведение работ по совершенствованию структуры, а также численного и качественного состава административно-управленческого и вспомогательного персонала университета;

· разработку и реализацию программы формирования кадрового резерва педагогических, научных и управленческих кадров;

· формирование единой корпоративной культуры университета и развитие системы интеграции трудовых ресурсов (поддержка программ и проектов, реализуемых сотрудниками разных структурных подразделений совместно).

Мероприятие 3.4. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка работников университета.

Мероприятие направлено на развитие и совершенствование кадрового потенциала университета, создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений, на развитие системы непрерывного обучения и повышения квалификации сотрудников, позволяющей им приобретать дополнительные профессиональные навыки, необходимые для успешного выполнения корпоративных задач. Мероприятие включает:

· развитие ведущих научных школ, включая организацию специальных семинаров для молодых преподавателей с привлечением ведущих ученых и специалистов в области электроники, организацию целевых стажировок и повышения квалификации членов коллективов научных школ в ведущих российских и зарубежных научных центрах;

· повышение квалификации и профессиональную переподготовку научно-педагогических работников, административного и управленческого персонала университета;

· повышение квалификации и обучение персонала для эксплуатации уникального оборудования в лабораториях мирового уровня;

· развитие системы управления кадрами, направленной на повышение компетентности и улучшение качественного состава научных и научно-педагогических кадров, развитие системы привлечения талантливой молодежи к педагогической и научной деятельности и создание системы их профессионального роста.

4. Совершенствование материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры

Мероприятие 4.1. Развитие социально-культурных и спортивных объектов университета.

Мероприятие направлено на развитие университетского регионального центра науки, спорта и культуры, интеграцию социально-культурной инфраструктуры университета и близлежащего региона. Мероприятие включает:

· создание регионального центра здорового образа жизни и внедрения физкультурно-спортивного комплекса «ГТО» – модернизацию открытых спортивных сооружений и спортивного комплекса университета до соответствия требованиям к приему норм «ГТО» во всех возрастных группах;

· разработку и внедрение инновационных методик ведения социально-культурной деятельности, физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы, развития органов студенческого самоуправления, повышения корпоративной культуры университета;

· привлечение представителей общественности, бизнеса и промышленных партнеров к совместному участию в процессе интеграции социально-культурной и спортивной инфраструктуры университета и близлежащего региона;

· организацию просветительских и культурных мероприятий, направленных на выявление и профилактику негативных социальных явлений в молодежной среде, содействие решению проблем социального и культурного развития региона.

Мероприятие 4.2. Создание доступной среды для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Мероприятие включает:

· развитие инфраструктуры учебных корпусов, общежитий, спортивных и культурных объектов университета с целью формирования безбарьерной среды обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

· разработку инновационных научно-образовательных, физкультурно-реабилитационных технологий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.

5. Повышение эффективности управления университетом

Мероприятие 5.1. Формирование критериев результативности академической деятельности.

Мероприятие направлено на обеспечение высоких целевых показателей эффективности деятельности университета. Мероприятие включает:

· создание и реализацию организационно-экономического механизма управления университетом, разработку и внедрение системы бюджетирования деятельности университета с учетом инновационной составляющей развития;

· создание комплексного механизма управления информационным обеспечением инновационной подготовки специалистов;

· реформирование системы управления воспитательной работы с приоритетом повышения творческой активности студентов и созданием студенческой инновационной среды;

· совершенствование системы управления качеством образовательной и научной деятельности.

Мероприятие 5.2. Развитие системы поддержки бизнес-процессов административной, учебной и научно-исследовательской деятельности.

Мероприятие направлено на повышение эффективности деятельности и сокращение сроков принятия управленческих решений. Мероприятие включает:

· развитие системы управления основными процессами образовательной и научной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий и сетевой инфраструктуры взаимодействия университета с вузами, организациями-партнерами и всеми заинтересованными в деятельности университета сторонами;

· внедрение в деятельность университета передовых технологий целевой доставки разнородной информации на мобильные устройства;

· развитие информационных ресурсов и информационно-коммуникационной среды университета на основе внедрения корпоративных информационно-технологических решений и систем.

Сроки реализации мероприятий и их основные результаты представлены в приложении 1.

4. Финансовое обеспечение программы развития

Ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение мероприятий Программы не предусмотрены. Внебюджетное финансовое обеспечение мероприятий Программы составляет всего 610,0 млн. рублей, в том числе: 2015 г. – 110 млн.руб.; 2016 г. – 120,0 млн.руб.; 2017 г. – 120,0 млн.руб.; 2018 г. – 130,0 млн.руб.; 2019 г. – 130,0 млн.руб.;

Объемы финансового обеспечения Программы приведены в к настоящей Программе.

Внебюджетные средства на реализацию Программы привлекаются от стратегических партнеров университета, а также со стороны ОАО «Особые экономические зоны» и ОАО «Зеленоградский инновационно-технологический центр».

5. Ожидаемые результаты и риски реализации программы развития

Реализация Программы позволит:

· создать современную интегрированную многоуровневую систему проектно-исследовательского и практико-ориентированного обучения для непрерывной целевой профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области электроники для высокотехнологичных секторов экономики и социальной сферы за счет формирования для каждого обучающегося системного развивающего пространства, реализации новых методических подходов при формировании компетенций разработчика-исследователя на основе интеграции учебной, научной и инновационной деятельности, обеспечивающей профессиональную адаптацию выпускников к требованиям современного производства и перспективным потребностям рынка труда;

· создать совместно со стратегическими партнерами новую инновационную, конкурентоспособную и импортозамещающую научно-техническую продукцию для обеспечения паритетных позиций страны в области электронной компонентной базы, систем-на-кристалле, микро- и наносистем для современных отечественных радиоэлектронных устройств и систем электронной техники, электронных интеллектуальных систем управления транспортом, авиационной, ракетно-космической и специальной техникой;

· способствовать снижению зависимости страны от зарубежных поставщиков электронной компонентной базы и изделий электроники, которые во многом определяют тактико-технические характеристики современной военной техники, уровень безопасности информационно- телекоммуникационных систем государственного значения, а также перспективы создания новой продукции массового потребления;

· создать эффективную систему коммерциализации и трансфера технологий в области электроники;

· создать основу кадрового обеспечения развития технико-внедренческой зоны «Зеленоград» как регионального кластера электроники на основе опережающей подготовки специалистов по актуальным направлениям развития;

· организовать новые рабочие места путем существенного расширения инновационного пояса университета за счет создания стартовых высокотехнологичных малых и средних предприятий в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также образования совместных предприятий с зарубежными компаниями - лидерами в области электроники.

Реализация Программы приведет к существенному изменению облика МИЭТ как научно-образовательного учреждения нового типа за счет более глубокой интеграции в мировое научно-образовательное пространство и формирования прочных связей с высокотехнологичным сектором экономики. В результате выполнения Программы МИЭТ станет одним из мировых центров науки и образования в области электроники, реализующим международные учебные, научные, инновационные проекты и программы с привлечением иностранных обучающихся и специалистов. Вместе с тем, основной акцент в деятельности МИЭТ будет сделан, прежде всего, на подготовку национальных российских кадров, имеющих опыт участия в международных проектах, что будет способствовать реализации государственной политики по переводу экономики на инновационные рельсы развития.


Каждый из вузов, получивший статус НИУ в результате первого и второго этапов конкурса, разработал свою программу развития. Наш университет получил статус НИУ в 2010 году и разработал собственную программу развития на 2010-2019 гг.

Программа охватывает следующие приоритетные направления развития (ПНР):

1. Энергоэффективность и энергосбережение в освоении и использовании углеводородных ресурсов.
2. Наращивание ресурсной базы топливно-энергетического комплекса - разведка и освоение месторождений углеводородов на шельфе, залежей с трудноизвлекаемыми запасами и нетрадиционными источниками углеводородов.
3. Экологическая и промышленная безопасность нефтегазового производства.

Основные блоки программы:

1. Развитие инфраструктуры и системы управления для повышения научно-педагогического потенциала университета.
2. Развитие научно-исследовательской деятельности по ПНР, повышение результативности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ университета.
3. Повышение качества образовательной деятельности университета
4. Укрепление и развитие международных связей университета
5. Обеспечение тиражирования в высшей школе достижений университета в инновационной деятельности, повышение его роли в нефтегазовой отрасли как центра аккумулирования и распространения новых знаний

Национальный исследовательский университет (НИУ) - образовательная организация высшего образования, которая одинаково эффективно осуществляет образовательную и научную деятельность на основе принципа интеграции науки и образования. Важнейшими отличительными признаками НИУ являются способность генерировать знания и обеспечивать эффективный трансфер технологий в экономику; проведение широкого спектра фундаментальных и прикладных исследований; наличие высокоэффективной системы подготовки магистров и кадров высшей квалификации, развитой системы программ переподготовки и повышения квалификации. Практически НИУ должен являться интегрированным научно-образовательным центром или объединять ряд таких центров в виде совокупности структурных подразделений, осуществляющих исследования по общему научному направлению и подготовку кадров для определенных высокотехнологичных секторов экономики.
Основной задачей государственной поддержки университетов, имеющих статус НИУ, является вывод на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за сохранение и развитие кадрового потенциала науки, высоких технологий и высшего образования, развитие и коммерциализацию в Российской Федерации высоких технологий.
Формирование сети национальных исследовательских университетов в России началось в 2009 году в соответствии с решением Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 24.12.2008 г. и поручением Президента Российской Федерации от 4.01.2009 г. №Пр-26. На первом этапе в качестве пилотного проекта были выбраны два вуза - НИТУ «МИСиС» и НИЯУ «МИФИ».

В 2009 году по результатам конкурсного отбора Университет ИТМО в числе двенадцати вузов получил категорию «национальный исследовательский университет» , в 2010 году данная категория была установлена в отношении еще пятнадцати вузов.

На сегодняшний день статус «национального исследовательского» имеют 29 университетов, из них 9 - классические университеты, 17 - вузы технического профиля, один университет медицинского профиля, один университет экономического профиля, а также академический научно-образовательный центр Российской академии наук.

Предусматривает развитие университета как единого научно-образовательного комплекса мирового уровня по ряду направлений науки и технологий в соответствии с приоритетными областями модернизации экономики России. Программа носит преимущественно инфраструктурный характер и нацелена на создание условий для дальнейшего развития научной, образовательной и инновационно-предпринимательской сфер деятельности университета.