Остекление

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в доу общеразвивающей направленности. Организация сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз в доу общеразвивающей направленности. Организация сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в общеобразовательном дошкольном учреждении

Организация индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ.

Старший воспитатель

МБДОУ "Детский сад комбинированного

вида №14" Смирнова М.П.

Слайд1

Актуальность проблемы

Современное содержание дошкольного образования тесно связано с идеями индивидуализации и гуманизации. (Гуманизм в образовании - прежде всего признание самоценности каждого отдельного человека, обеспечение его внутренней и внешней свободы

В Конвенции о правах ребенка(1989г.), Конвенции ООН о правах инвалидов(2006г.)- закреплено право каждого ребенка на образование, независимо от состояния здоровья.

Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012г.№ 273- ФЗ обеспечивает право каждого человека на образование, гуманистический характер образования, создание условий для получения без дискриминации качественного образования лицами с ОВЗ, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

В ФГОС ДО, основанном на предыдущих документах, также одним из основных принципов является личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Основная его задача - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) . В Стандарте учитываются индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации

. ФГОС ДО обращает внимание на создание необходимых условий для детей с ОВЗ: психолого-педагогических (п.3.2.2.),кадровых (п.3.4.3), финансовых(п 3.6.3), обеспечивающих адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности этих детей.

Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья прописаны также в приказе Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014" Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". В нем указано, что дошкольное образование детей с ОВЗ может быть организовано как совместно со здоровыми детьми, так и в отдельных группах и осуществляется по адаптированной программе с учетом психофизического развития и индивидуальных возможностей.

Таким образом - индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ - актуальная проблема на современном этапе.

Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется путем разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута развития ребенка.

Слайд3

Что же это такое? Применительно к дошкольному образованию четкого определения нет.

Большинство публикаций, в которых отражены содержательные и организационные формы сопровождения, посвящено школьному периоду жизни ребенка.

Индивидуальный образовательный маршрут определяется учёными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, как система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Слайд4

Наряду с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» существует понятие «индивидуальная образовательная траектория» (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.),обладающее более широким значением и предполагающее несколько направлений реализации: содержательное (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностное(специальные педагогические технологии); процессуальное (организационный аспект).

Таким образом, индивидуальная образовательная траектория предусматривает наличие индивидуального образовательного маршрута (содержательный компонент), а также разработанный способ его реализации (технологии организации образовательного процесса).

Слайд5

При проектировании индивидуального образовательного маршрута специалисты и педагоги дошкольного учреждения ориентируются на образовательные потребности, индивидуальные способности и возможности воспитанника. Маршрут создается с целью максимальной реализации образовательных и социальных потребностей детей и рассчитан на детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и на детей с ограниченными возможностями здоровья. В индивидуальном образовательном маршруте определяется специфическое для данного ребенка соотношение форм и видов деятельности, индивидуализированный объем и глубина содержания, специфические психолого-педагогические технологии, учебно-методические материалы.

Слайд 6

При разработке индивидуального образовательного маршрута специалисты, педагоги руководствуются рядом принципов (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие):

  • принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных способностей к усвоению новых знаний как базовой характеристики, определяющей проектирование индивидуального образовательного маршрута.
  • принцип соблюдения интересов ребенка. Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка». Специалист сопровождения призван решить проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка.
  • принцип отказа от усредненного нормирования, т.е. избегание прямого оценочного подхода при диагностическом обследовании уровня развития ребенка.
  • принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов в процессе реализации индивидуального образовательного маршрута.
  • принцип непрерывности, когда ребенку гарантировано непрерывное сопровождение на всех этапах помощи в решении проблемы. Специалист прекратит поддержку только тогда, когда проблема будет решена или подход к решению будет очевиден.

Слайд7,8,9

Алгоритм психолого-педагогического сопровождения ребенка в ДОУ

Этап медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ

I этап - Подготовительный.

Наблюдение за детьми, беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК

II этап – Комплексной диагностики.

Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика психического развития, выявление индивидуально-психологических особенностей; диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей в обучении; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; выявление личностного ресурса, определение зоны ближайшего развития.

III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута

По данным заключений в результате углубленной диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

IV этап – Деятельностный этап . Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем. Максимальное раскрытие личностных ресурсов ребёнка и включение его в образовательное пространство ДОУ. Консультирование и привлечение родителей(законных представителей) к реализации маршрута

Слайд10

Компоненты образовательного маршрута:

  • целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);
  • содержательный (Содержание коррекционно-развивающей работы по разделам программы, которые планируются каждым специалистом, работающим с ребенком с отметкой о выполнении поставленных целей
  • технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
  • диагностический (определение системы диагностического сопровождения);
  • результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

Слайд11

Универсального рецепта создания ИОМ для дошкольника в настоящий момент нет. Специалисты каждого детского сада разрабатывают свой вариант ИОМ, учитывая имеющиеся у них условия, контингент детей и т.д

Предлагается несколько вариантов оформления индивидуальных образовательных маршрутов.

Слайд18

Остановимся на опыте нашего детского сада по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В нашем детском саду, наряду с группами общеразвивающей направленности функционирует две группы компенсирующей направленности: одна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, другая -для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью легкой степени).Наполняемость этих групп по 8 человек. В этом году среди них 10 детей-инвалидов. Кроме того в детском саду есть группа комбинированной направленности, в которой наряду со здоровыми детьми воспитываются дети с нарушениями речи (в этом году их 5 человек)

Слайд19

-"Коррекционно-развивающее обучение и воспитание" Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А.

- "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред.М.А. Васильевой и др.

-"Родничок" Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. под ред. Л.С. Сековец

- «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Слайд 20

Алгоритм сопровождения

Комплектование групп происходит на основе заключений и рекомендаций, выданных районной психолого-медико-педагогической коммиссией и с согласия родителей.

После зачисления ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности воспитатели и специалисты ДОУ проводят диагностическое обследование детей. Результаты диагностики анализируются на заседании психоло-медико-педагогического консилиума, созданного в ДОУ, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка.

По необходимости(изменившиеся обстоятельства, нет результативности и т.д) индивидуальный образовательный маршрут ребенка может корректироваться, изменяться. Это решение принимается также на заседании ПМПк.

В процессе реализации индивидуального образовательного маршрута педагоги активно сотрудничают с родителями детей с ОВЗ. Родители знакомятся с ИОМ, получают консультативную помощь специалистов.

В ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Родители - активные участники праздников и развлечений, конкурсов и выставок, целевых прогулок и экскурсий.

В конце учебного года реализация ИОМ анализируется, после итоговой диагностики составляется справка по результатам обследования ребенка, намечаются пути его дальнейшего развития и рекомендации (это может быть направление на ПМПК для перевода в другую группу, ДОУ, выпуск в школу или продолжение коррекционо-развивающего обучения по новому ИОМ в данной группе).

Слайд 21

Задачи маршрута сопровождения.

  • развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей)
  • осуществление полноценной адаптации в группе сверстников
  • проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми
  • подготовка к школьному обучению
  • оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Слайд 22

На каждого ребенка с ОВЗ заведена папка индивидуального сопровождения ребенка в которую включаются:

1.Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ

2. Общие данные о ребенке (дата рождения, группа здоровья, заключение ПМПК, сведения о семье

3. Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы(ксерокопия запрашивается у родителей)

4.Информация о специалистах, реализующих ИОМ (воспитатель, учитель-дефектолог, психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре

5.Выписка из протокола Городецкой ПМПК (направление в группу)

6.Выписка из истории развития ребенка и лист медицинских заключений(выдается детской поликлиникой)

7.Карта развития ребенка (заполняется дефектологом)после обследования)

8.Карты диагностического обследования дефектологом, воспитателями, музыкальным руководителем, логопедом)

9.Индивидуальный образовательный маршрут

10.Взаимодействие с семьей (формы взаимодействия, содержание работы, ответственный педагог)

11.Психолого-педагогические характеристики ребенка (представляются на ПМПК, составляются педагогами, которые работают с ребенком)

12.Справка по результатам освоения программы за учебный год(составляет учитель-дефектолог или учитель-логопед)

13.Детские работы (рисунки, аппликации, результаты выполнения диагностических заданий)

Таким образом, происходит непрерывное сопровождение ребенка с ОВЗ с момента обращения родителей для устройства ребенка в детский сад и до выпуска в школу

Слайд 23

Модель взаимодействия специалистов в коррекционно-образовательном пространстве МБДОУ"Детский сад комбинированного вида №14"

слайд 24

Взаимодействие детей с ОВЗ с социальным окружением

Слайд25

Результативность индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ.

Взаимосвязь в работе всех специалистов дает положительный результат:

Высокая посещаемость групп комбинированной и компенсирующей направленности

Анализируя результаты диагностики, прослеживается положительная динамика в освоении детьми программы

Выпускники ДОУ продолжили свое обучение в массовых школах, школах 5 и 8 вида

Родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированны к социуму.

Слайд 26

Трудности индивидуального сопровождения детей с ОВЗ:

Опыт работы детских садов мало освещен в литературе.

Недостаточное обеспечение необходимым количеством специалистов.

Недостаточное обеспечение специализированной литературой.(методики, диагностический инструментарий)

Недостаточна материально-техническая база(специализированное игровое и дидактическое оборудование, специальная мебель, технические средства)

Отсутствуют курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Наличие в одной группе детей разного возраста с разными диагнозами,

Увеличение числа детей со сложной структурой дефекта

Однако есть главное - любовь, доброе и уважительное отношение к детям и их родителям. Педагоги хотят, чтобы каждому воспитаннику детского сада было уютно, спокойно, радостно и интересно.

Слайд 27

Для этого мы стараемся создать все условия. На фотографиях представлена Предметно-развивающая среда в группах, сенсорной комнаты, специальное оборудование для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, специалисты, которые осуществляют индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ.

спасибо за внимание!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Организация индивидуального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ) специалистами ДОУ. Старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида№14» Смирнова М.П.

Актуальность Конвенция о правах ребенка(1989г.) Конвенции ООН о правах инвалидов(2006г.)- Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29декабря 2012г.№ 273- ФЗ ФГОС ДО Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013г. №1014" Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования". идеи индивидуализации и гуманизации образования обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка, независимо от психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) учет индивидуальных потребностей и возможностей освоения ребенком Программы создание необходимых условий для детей с ОВЗ

Индивидуальный образовательный маршрут - целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, система конкретных совместных действий администрации, основных педагогов, специалистов образовательного учреждения, родителей в процессе развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (Воробьева С.В., Лабунская Н.А., Тряпицына А.П., Тимофеева Ю.Ф. и др.).

Понятие “индивидуальная образовательная траектория” (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации: . содержательное - вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут. деятельностное - специальные педагогические технологии. процессуальное - организационный аспект.

Цель создания индивидуального образовательного маршрута (ИОМ): максимальная реализации образовательных и социальных потребностей детей ИОМ разрабатываются: для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования Для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. ИОМ ориентируется: на образовательные потребности воспитанника индивидуальные способности и возможности воспитанника

Принципы построения ИОМ (Т.В. Волосовец, Т.Н. Гусева, Л.М. Шипицына и другие) : принцип опоры на обучаемость ребенка, принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития. принцип соблюдения интересов ребенка. (Л.М. Шипицына называет его «на стороне ребенка»). принцип отказа от усредненного нормирования принцип тесного взаимодействия и согласованности работы специалистов принцип непрерывности

Этапы индивидуального сопровождения Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы I этап - Подготовительный. Сбор информации о ребенке. Наблюдение за детьми, беседы с ними, Изучение сведений о родителях(законных представителях)беседа с ними, анкетирование; анализ ситуации социального окружения ребенка; изучение данных о развитии ребенка из медицинских карт; анализ протоколов ПМПК и других документов

Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы II этап – Комплексной диагностики. Выявление особенностей физического, психического развития, личностной и познавательной сферы ребенка: диагностика речевого развития; педагогическая диагностика, выявление трудностей; определение уровня актуального развития; фиксирование характера отклонений в развитии; определение зоны ближайшего развития. III этап – Разработка индивидуального образовательного маршрута В результате диагностики “команды” специалистов на заседании психолого-медико-педагогического консилиума составляется и утверждается индивидуальный образовательный маршрут, разрабатывается план конкретных мероприятий, направленных на решение выявленных проблем.

Этап сопровождения ребёнка с ОВЗ Содержание работы IV этап – Деятельностный. Коррекционно-развивающая и образовательная работа по реализации индивидуального образовательного маршрута. Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом, дефектологом, воспитателем, другими специалистами. Консультирование и привлечение родителей к реализации маршрута V этап – Рефлексивный. Итоговая диагностика. Анализ результатов. Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Составление прогноза относительно дальнейшего развития ребёнка.

Компоненты образовательного маршрута: целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); диагностический (определение системы диагностического сопровождения); результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения).

Варианты оформления ИОМ

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №14: 9групп общеразвивающей направленности 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1 группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью легкой степени) 1 группа комбинированной направленности для детей с нарушениями речи

Реализуемые программы: "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание" Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред.М.А. Васильевой и др. "Родничок" Программа комплексной физической реабилитации детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. под ред. Л.С. Сековец «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

Алгоритм сопровождения ПМПК Базовая диагностика ПМПк Разработка ИОМ Реализация ИОМ Итоговая диагностика ПМПК или ПМПк (определение дальнейшего маршрута)

Задачи маршрута сопровождения. развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) осуществление полноценной адаптации в группе сверстников проведение коррекционно-педагогической, психологической работы с детьми подготовка к школьному обучению оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка

Папка индивидуального сопровождения: Соглашение для родителей на организацию индивидуального образовательного сопровождения ребенка специалистами ДОУ Общие данные о ребенке Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида Информация о специалистах, реализующих ИОМ Выписка из протокола Городецкой ПМПК Выписка из истории развития ребенка, лист медицинских заключений Карта развития ребенка Карты диагностического обследования Индивидуальный образовательный маршрут Взаимодействие с семьей Психолого-педагогические характеристики на ребенка Справка по результатам освоения программы за учебный год Детские работы

Модель взаимодействия специалистов Ребенок с ОВЗ Административное сопровождение комплектование групп в соответствии с решением ПМПК создание климата психологического комфорта для детей с ОВЗ Формирование коррекционно-развивающей среды в группах Медицинское сопровождение (врач-педиатр, медицинская сестра, психоневролог, массажист,физиосестра,инструктор ЛФК) Осмотры детей Антропометрические измерения Лечебно-оздоровительная профилактика Сезонная профилактика эпидемий гриппа и ОРВИ Проведение медицинского массажа Физиопроцедуры Занятия ЛФК Участие в ПМПк ДОУ Контроль за организацией полноценного питания Консультирование педагогов, родителей: Психолого-педагогическое сопровождение Социальный педагог Координирование сопровождения детей-инвалидов Консультирование педагогов Работа с семьями Учитель-дефектолог диагностика психических процессов, познавательной деятельности Разработка ИОМ, их реализация Коррекционно-развивающая работа оснащение и оформление кабинета консультирование педагогов, родителей Участие в ПМПк ДОУ Представление детей на ПМПК Воспитатели Педагогическая диагностика НОД Создание предметно-развивающей коррекционной среды коррекционная направленность режимных моментов индивидуальная работа по заданию учителя -дефектолога реализация ИОМ работа с семьями культурно - досуговая деятельность Музыкальный руководитель: педагогическая диагностика музыкальные занятия Индивидуальная коррекционная работа коммуникативные игры, танцы Праздники, развлечения Работа с семьями Педагог-психолог Занятия в сенсорной комнате Консультирование педагогов, родителей по запросу Диагностическое обследование, коррекционные занятия по запросу

Взаимодействие с социумом Ребенок с ОВЗ Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ Коррекционная школа V вида Коррекционная школа Vlll вида Центральная детская библиотека Городецкий Федоровский мужской монастырь Детский музей на Купеческой, Музей добра Центр социальной помощи семье и детям Детская поликлиника

Результативность работы высокая посещаемость групп комбинированной и компенсирующей направленности положительная динамика в освоении детьми программы выпускники ДОУ продолжили свое обучение в массовых школах, школах 5 и 8 вида родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированны к социуму.

Основные трудности в работе Опыт работы детских садов мало освещен в литературе. Недостаточное обеспечение необходимым количеством специалистов. Недостаточное обеспечение специализированной литературой(методические разработки, диагностический инструментарий и т.д.) Недостаточна материально-техническая база(специализированное игровое и дидактическое оборудование, специальная мебель, технические средства) Отсутствуют курсы повышения квалификации для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

Развивающее пространство ДОУ

Специальное оборудование

Лечебный массаж Медицинский осмотр Комплекс ЛФК Занятие с учителем-дефектологом

Музыкальные занятия Физкультурные занятия Занятия и игры с воспитателями

Взаимодействие с речевой школой Взаимодействие с музеями Взаимодействие с родителями

Спасибо за внимание!


Подготовила педагог-психолог Арутюнян А.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 18 «СВЕТОФОРИК» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Сопровождение – это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем. Сопровождение мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка.

Идея сопровождения объединяет работу всех специалистов к решению проблем ребенка, т.к. ребенок – это целостное существо. Для коррекции развития детей в нашем саду существует служба сопровождения. В которую входят:

Медицинские работники: они осуществляют мониторинг здоровья воспитанников, заполняют листы здоровья, в которых отмечаются особенности соматического развития дошкольников, и проводят оздоровительные мероприятия – ЛФК, массаж и др.

Педагог-психолог: проводит психодиагностику, коррекционно-развивающую работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.

Учитель-логопед: проводит диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.

Учитель-дефектолог: педагогическая диагностика, разработка и уточнение образовательных маршрутов, обеспечение индивидуальных, подгрупповых занятий с детьми в соответствии с выбранными программами.

Музыкальный руководитель: реализация используемых программ музыкального воспитания, программ дополнительного образования с элементами музейной, музыкальной, танцевальной, театральной терапии.

Инструктор по физической культуре: разработка и реализация программ по физическому воспитанию, определение уровня физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, выработка рекомендаций для воспитателей.

Воспитатель: определение уровня развития разных видов деятельности ребенка, особенности коммуникативной активности и культуры, уровня формирования целенаправленной деятельности, навыков самообслуживания согласно возрастному этапу, реализация рекомендаций учителя-логопеда, психолога, учителя-дефектолога, врача (организация режима, развивающих и коррекционных игр) .

Целью службы сопровождения – является создание условий для максимального личностного развития дошкольника.

Именно в ситуации взаимодействия мы можем достигнуть эту цель и результатом процесса сопровождения, будет являться дошкольник, обладающий достаточным уровнем готовности к обучению в школе.

Все мы хорошо знаем и понимаем, что эффективность нашей работы зависит и возможна лишь, при условии активной, заинтересованной позиции родителей и педагогов.Конечно же, педагог был и будет основной фигурой, проводником разнообразных воздействий и влияний на ребенка.Поэтому консультирование педагогов – эта форма, которая позволяет организовать ситуацию сотрудничества в решении проблем, вопросов касающихся воспитанников и профессиональных задач самого педагога. Как правило, от нас ждут «готовых рецептов» или «как поступить?» Я стараюсь не брать на себя роль всезнающего специалиста, «самого умного» и не принимать ответственность за результаты обсуждения, а путем равноправного сотрудничества находить пути и методы тех или иных возникающих, интересующих вопросов.

Просвещение всех педагогических работников осуществляется через различные формы: - тематические консультации - семинары-практикумы - выступление на педагогических советах.Психопросвещение способствует не только повышению психологической компетентности, но и полученные сведения и знания позволяют педагогам в группах создать условия для успешного развития ребенка, осуществлять индивидуальный подход к каждому.

Также очень важна работа с родителями.Цель данной работы: создание условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка.Задачи: необходимо создавать ситуацию сотрудничества, формировать установку ответственности родителей по отношению к проблемам ребенка. Работа строится в двух направлениях. ПРОСВЕЩЕНИЕ. Цель: передача психологических знаний. Используются всевозможные формы – лектории, семинары-практикумы, тренинги, игры.КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. Задачи: 1) информирование родителей об особенностях и проблемах развития ребенка; 2) оптимизация детско-родительских отношений; 3) поддержка, если есть серьезные проблемы у ребенка.

И в заключении, если говорить об эффективности сопровождения, то наверное в первую очередь показателем будет является эмоциональное состояние и отношение детей к посещению детскому саду. Итог реализации сопровождения в системе ДО на современном этапе рассматривается через интегративные качества ребенка: соответствие нормам физического развития, владение основными культурно-гигиеническими навыками; любознательность, активность, эмоциональная отзывчивость; владение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; способность управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения; способность решать личностные задачи, адекватные возрасту; сформированность первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире природе; владение универсальными предпосылками учебной деятельности, умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; владение необходимыми умениями и навыками для осуществления различных видов детской деятельности.


К числу недостатков развития, характерных для всех категорий лиц с ОВЗ, относятся дети с замедленным и ограниченным восприятием; недостатком развития моторики недостатками речевого, сенсорного развития; недостатком развития мыслительной деятельности; недостаточной по сравнению с обычными детьми познавательная активность; пробелами в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях; недостатком в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением).


Дети - инвалиды К категории детей - инвалидов относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем.


Услуги, предоставляемые детям с ОВЗ и имеющими инвалидность группы кратковременного пребывания и полного дня, Интеграционные, инклюзивные группы для детей с соматическими, двигательными и другими видами нарушений, создаются условия для индивидуального развития детей с ОВЗ




Задачи психолого - педагогического сопровождения: выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого - медико - педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого - медико - педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ОВЗ Общеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.


Алгоритм действий с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами, посещающих дошкольное образовательное учреждение Первичная встреча с семьей, сбор информации о развитии ребенка, выявление образовательного запроса Заключение договора между ДОУ и родителями (законными представителями) Разработка индивидуального маршрута на основе заключения ПМПК консилиумом ДОУ, в который входят методист и специалисты ДОУ Составление сетки занятий и перспективного плана для детей обучающихся по коррекционной программе Создание условий в развивающей среде для ребенка с ОВЗ во время его пребывания в ДОУ Реализация индивидуальной программы или маршрута Проведение промежуточной диагностики и анализ Консультирование родителей


Индивидуально - образовательный маршрут Это движение в образовательном пространстве, создаваемом для ребенка при осуществлении образовательного и психолого - педагогического сопровождения в конкретном образовательном учреждении специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития


Задачи маршрута сопровождения. развитие личности ребенка (с учетом его индивидуальных физических и умственных возможностей) осуществление полноценной адаптации в группе сверстников проведение коррекционно - педагогической, психологической работы с детьми подготовка к школьному обучению оказание помощи и поддержки родителям, консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка


Комплекс факторов, влияющих на выбор индивидуального маршрута Возраст ребенка Состояние здоровья Уровень готовности к усвоения ООП Возможность раннего выявления проблем в развитии ребенка и своевременного обращения к специалистам Профессионализм специалистов образовательного учреждения возможность и желание семьи взаимодействовать со специалистами и продолжать занятия дома Возможность материально - технической базы ОУ Особенности интересов и потребностей ребенка и его семьи в достижении необходимого образовательного результата


Информация для родителей О предельно - допустимой норме учебной нагрузки Об основных образовательных программах О дополнительных коррекционно - развивающих программах О содержании психолого - педагогической коррекции О возможности и правилах изменений в образовательный маршрут


Индивидуально - образовательный маршрут Ф. И. ребенка _________________________ на 20__ - 20__ учебный год Наименование программы:_______________________________________ режим пребывания:____________________________________________ Направление работы специалиста Количеств о часов в неделю Время проведения Использо вание программ и технолог ий Форма проведения занятия Ф. И. О специалиста Психолого - педагогическая помощь (педагог - психолог) Дефектологическая, логопедическая помощь (логопед) Общеразвивающая подготовка (воспитатели, физ инструктор, музыкальный руководитель)


Принципы работы с детьми с ОВЗ Личностно - ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий. Гуманно - личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной « Я - концепции » каждого ребенка, его представления о себе (необходимо, чтобы слышал слова одобрения и поддержки, проживал ситуацию успеха). Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте психолога с логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями. Принцип деятельностного подхода – психологическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности ребенка (в игровой деятельности), кроме того, необходимо ориентироваться также на тот вид деятельности, который является личностно - значимым для ребенка.




Примерный перечень документации педагога, ведущего занятия с ребенком - инвалидом. 1. Приказ о зачислении ребенка. 2. Приказ о начале занятий с ребенком. 3. Договор между ДОУ и родителем (законным представителем). 4. Психолого - педагогическая характеристика на ребенка. 5. Индивидуальная коррекционная программа для ребенка - инвалида или образовательный маршрут. 6. Примерный объем образовательной нагрузки на ребенка. 7. Расписание занятий на месяц (по неделям). 8. Календарное планирование. 9. Итоги обследования знаний и умений ребенка 3 раза за учебный год. 10. По итогам работы проводится анализ работы с указанием реализации задач, при наличии отрицательных результатов указать причины, поставить задачи на следующий год.




Психолого - педагогическая характеристика на ребенка Представление воспитателя на ребенка (для ПМПК) Ф. И. О. ребенка ________________________________________________ Дата рождения ______________ Адрес _____________________________ ДОУ _________________________________________________________ Цель обращения в ПМПК _______________________________________ Сведения о семье ______________________________________________ Знания и представления об окружающем ___________________________ Физическое развитие (группа здоровья, недостаточно развит, быстро устает, часто болеет, плохо ест, трудно засыпает и т. д.)_______________________ Поведение в группе (восприятии требований воспитателя, неуверен, боязлив, плаксив без видимой причины, двигательная и речевая расторможенность и т. д.)_____________________________________________________________ Игра и общение с детьми и взрослыми (играет один, конфликтует с детьми, не умеет поддерживать игру, мало контактен со взрослыми, соблюдает правила и т. д.______________________________________________________ Социально - бытовые навыки самообслуживания, помощь воспитателю и детям, любимое занятие и т. д.________________________________________ Отношение к занятиям и их успешность (способность контролировать свою деятельность, нуждается в помощи, постоянном контроле воспитателя, с трудом овладевает необходимым объемом знаний, неусидчив, не доводит дело до конца, мешает детям, способен понять и принять инструкцию, отношение к неудаче и т. д.__________________ _____________________________________________________________________________ Темповые характеристики деятельности (сонлив, вял в течение дня, медлителен, невнимателен и т. д.___________________________________________________________ Эмоциональное состояние в различных ситуациях (раздражение, агрессия, испуг и т. д.) Доминируют увлечения и интересы _____________________________________________ Общие выводы и впечатления о ребенке Дата ___________ Воспитатель ___________________ Заведующий _____________________

До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.

Дети с ОВЗ: что это такое?

Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ – это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент – недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

  • речи,
  • слуха,
  • зрения,
  • опорно-двигательного аппарата,
  • интеллекта,
  • психических функций.

Как организовать обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов?

Отвечает Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета

К этой категории детей с ОВЗ относят дошкольников с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками:

  • гиперактивность;
  • неврозы;
  • страхи;
  • повышенная тревожность;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушения навыков самообслуживания;
  • социальная дезадаптация, трудности при установлении эмоциональных контактов;
  • склонность ребенка к однообразным действиям – моторным, речевым и пр.

Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой. Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее. Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в учебно-воспитательный процесс.

Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид». В чем разница? «Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.

Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование

Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма:

  1. психические процессы – нарушение памяти, внимания, речи, мышления, эмоций;
  2. сенсорные функции – нарушения слуха, зрения, осязания, обоняния;
  3. функции обмена веществ, дыхания, кровообращения, выделения, внутренней секреции, пищеварения;
  4. статодинамическая функция.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Существует психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования:

  • с нарушениями в развитии, вызванными органическими поражениями центральной нервной системы и функционирования зрительного, слухового, речевого, двигательного анализаторов;
  • с отклонениями в развитии – имеют перечисленные выше нарушения, однако ограничения их возможностей выражены меньше;
  • со значительными нарушениями в развитии.

Категории детей с ОВЗ

Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития:

  • слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  • зрения (слепые, слабовидящие);
  • речи в разной степени;
  • интеллекта;
  • психоречевого развития;
  • эмоционально-волевой сферы.

Также существует классификация по степени нарушений функций и возможностей адаптации.

  • Первая степень – развитие с легким или умеренным нарушением функций, патологии могут выступать показаниями к признанию инвалидности или же полностью исчезнуть при правильном воспитании и обучении.
  • Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности взрослых. Нарушения являются выраженными и относятся к функционированию органов и систем. Такие дети нуждаются в создании особых условий, поскольку их социальная адаптация ограничена.
  • Третья степень соответствует второй группе инвалидности взрослых. Сильно выраженные нарушения дают серьезные ограничения возможностям ребенка.
  • Четвертая степень – нарушения функций органов и систем настолько резкие, что ребенок оказывается социально дезадаптированным. Поражения имеют необратимый характер. Усилия врачей, семьи и педагогов направляются на недопущение критического состояния.

Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения:

  • слуха, речи, зрения;
  • задержка психического развития;
  • психического состояния;
  • опорно-двигательного аппарата;
  • педагогическая запущенность;
  • психопатоподобное поведение;
  • тяжелые формы аллергии;
  • частые общие заболевания.

Перечисленные нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей.

Инклюзивное образование: группы комбинированной и компенсирующей направленности

Термин «инклюзивное образование» появился в законодательной базе Российской Федерации в 2012 году, до этого он не употреблялся. Его внедрение вызвано необходимостью разработки и внедрения направлений соцполитики, связанной с ростом численности детей с ОВЗ.

В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти. Поэтому новые направления в соцполитике призваны сделать их обучение в дошкольных учреждениях и школах более комфортными. Базой для развития этого направления выступают актуальные научные подходы, подробные юридические механизмы, востребованные материально-технические средства, общественные и общенациональные программы, высокая квалификация педагогов.

Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни. Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды.

На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности:

  • отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы;
  • не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения;
  • родители могут быть против включения в группу особенных детей;
  • зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям.

Группы комбинированной направленности подразумевают включение в детский коллектив детей с проблемами здоровья (нарушения зрения, речи, слуха, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Наполняемость таких групп должна соответствовать требованиям СанПиНов. Для работы с детьми воспитатель использует адаптированную образовательную программу. При этом одна программа может использоваться только в том случае, если ребенок с ОВЗ один или их несколько, но с одинаковым видом нарушений. Если у детей разные виды нарушений, то адаптированная образовательная программа прописывается под каждого из них.

Группы компенсирующей направленности посещают дети с одним и тем же видом нарушения здоровья. В таких группах работают по единственной адаптированной основной образовательной программе. Сложность заключается в том, что примерные программы пока не разработаны, а создавать их дошкольным учреждениям сложно.

Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх. Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого. Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности.

Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ.

Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств.

Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как:

  • физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);
  • познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);
  • социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);
  • художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя – выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.

Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду

Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей. Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю. Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.

  1. Педагог-психолог:
    1. организация взаимодействия педагогов;
    2. психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми;
    3. коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;
    4. разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;
    5. повышение уровня психологической компетентности воспитателей;
    6. консультации родителей.
  2. Учитель-логопед:
    1. диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;
    2. составление индивидуальных планов занятий;
    3. проведение индивидуальных занятий;
    4. консультирование педагогов и родителей.
  3. Музыкальный руководитель:
    1. эстетическое и музыкальное воспитание детей;
    2. подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей;
    3. использование элементов музыкотерапии.
  4. Инструктор по физкультуре:
    1. проведение мероприятий по укреплению здоровья детей;
    2. улучшение психомоторных способности воспитанников.
  5. Воспитатель:
    1. проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы;
    2. развитие моторики;
    3. прививание культурно-гигиенических навыков;
    4. организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога;
    5. создание благоприятного микроклимата в группе;
    6. консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.
  6. Медперсонал:
    1. проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий;
    2. осмотры детей;
    3. контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм.

Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка. Собранная информация систематизируется и под руководством психолога разрабатываются индивидуальные карты развития.

в структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней

общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр»

имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области

Детский сад «Солнышко» с. Борское

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Новые тенденции в развитии современной системы образо­ вания повышают требования к речево­ му развитию детей, воспитанию осоз­ нанного отношения к языку как нацио­ нально-культурной ценности, овладе­ нию его литературными нормами. Не­ однократно ученые Л. Выготский, А. Леонтьев, А. Лурия, М. Хватцев об­ ращали внимание на значимость сво­ евременного развития речи и мышле­ ния в становлении личности ребенка, на их взаимозависимую роль в онтоге­ незе. Знания о закономернос­ тях развития речи и особенностях раз­ вития коммуникативной компетенции позволяет прогнозировать успешность дальнейшего развития и обучения в школе.

Проблема формирования коммуникаций у детей с нарушениями устной речи одна из важнейших в общей и специальной педагогике.

Схема реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание комплексной системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Содержание коррекционной работы обеспечивает:

Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);

Возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья о бщеобразовательной программы и их интеграции в образовательном учреждении.

В структурном подразделении государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №2 «Образовательный центр» имени Героя Российской Федерации Немцова Павла Николаевича с. Борское муниципального района Борский Самарской области – Детский сад «Солнышко» с. Борское группа комбинированной направленности создана в целях оказания помощи воспитанникам, имеющим нарушения в развитии речи.

Основными задачами являются:

Своевременное выявление нарушений речи воспитанников;

Определение их уровня и характера;

Устранение нарушений устной речи;

Профилактика возникновения нарушений письменной речи;

Распространение специальных знаний по логопедии среди специалистов, родителей (законных представителей) воспитанников.

Характеристика детей с ОНР.

При нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями слож­ных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владе­ют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готов­ность к звуковому анализу и синтезу.

I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые "безречевые дети").

II уровень речевого развития (начатки общеупотреби­тельной речи) знаменуется тем, что, кроме жестов и лепетных слов, появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные обще­употребительные слова ("Алязай. Дети алязай убиляют. Капутн, лидоме, лябака. Литя одают земю" - Урожай. Дети урожай убирают. Капусты, помидоры, яблоки. Листья падают на землю).

Одновременно намечается различение некоторых грамматиче­ских форм. Однако это происходит лишь по отношению к словам с ударными окончаниями (стол - столы; ноет поют) и относящим­ся лишь к некоторым грамматическим категориям. Этот процесс но­сит еще довольно неустойчивый характер, и грубое недоразвитие ре­чи у данных детей проявляется достаточно выражено. Высказывания детей обычно бедны, ребенок ограничивается пе­речислением непосредственно воспринимаемых предметов и дейст­вий.

Рассказ по картине, по вопросам строится примитивно, на ко­ротких, хотя и грамматически более правильных, фразах, чем детей первого уровня. При этом недостаточная сформированность грам­матического строя речи легко обнаруживается при усложнении рече­вого материала или при возникновении необходимости употребить такие слова и словосочетания, которыми ребенок в быту пользуется редко. Формы числа, рода и падежа для таких детей по существу не несут смыслоразличительной функции. Словоизменение носит случайный характер, и потому при использовании его допускается много разно­образных ошибок ("Игаю мятику" - Играю мячиком).

Слова нередко употребляются в узком значении, уровень словес­ного обобщения очень низкий. Одним и тем же словом могут быть названы многие предметы, имеющие сходство по форме, назначе­нию или другим признакам (муравей, муха, паук, жук - в одной ситу­ации - одним из этих слов, в другой - другим; чашка, стакан обознача­ются любым из этих слов). Ограниченность словарного запаса под­тверждается незнанием многих слов, обозначающих части предмета (ветки, ствол, корни дерева), посуду (блюдо, поднос, кружка), и др. Отмечается отставание в использовании слов-признаков предме­тов, обозначающих форму, цвет, материал. Часто появляются заме­ны названий слов, обусловленные общностью ситуаций (режет -рвет, точит -режет). При специальном обследовании отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм. Углубленное обследование детей позволяет легко выявить недо­статочность фонематического слуха, их неподготовленность к освое­нию навыков звукового анализа и синтеза (ребенку трудно правильно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т.д.).

III уровень речевого развития характеризуется наличием развер­нутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими, но лишь в присутствии родителей (воспитателей), вносящих соответствую­щие пояснения.

2. Основа (предварительная работа) для создания модуля сопровождения, детей с ОВЗ и их родителей.

    Разработана нормативно - правовая база коррекционно-развивающего обучения с учетом индивидуальных потребностей и возможностей детей с нарушениями психофизического развития. В этом процессе участвуют специалисты: педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели и специалисты по физическому и музыкальному развитию.

    Создан банк данных.

    Изучены потребности родителей

    Разработан алгоритм сопровождения детей с нарушениями в развитии речи.

3. Технологическая схема реализации модуля сопровождения детей с ОВЗ

Практика работы показала, что все задачи возможно решить только совместными усилиями ДОУ, семьи, детской поликлиники, построив работу целенаправленно и планомерно. После зачисления ребенка в ДОУ и заключения договора между ДОУ и родителями (законными представителями), с согласия последних, специалисты проводят первичное обследование детей, изучив предварительно заключение районной ПМПК. Результаты первичного обследования анализируются, составляется индивидуальный маршрут сопровождения ребенка Затем мы составляем расписание занятий с учетом индивидуальных особенностей и заболеваний ребенка, составляем циклограмму работы специалистов.

Содержание работы с детьми данной категории определяется:

    примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой М., Мозаика-синтез, 2010

    «Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития» С-П, ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2010

Для воспитателей и специалистов, работающих с данной категорией детей, разработаны рекомендации

Алгоритм работы специалистов:

    составление перспективного плана работы

    работа по индивидуальному плану обследование

Основные направления работы по сопровождению детей дошкольного возраста с ОВЗ по развитию речи являются:

    формирование полноценных произносительных навыков;

    развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.

По мере продвижения ребенка в указанных направлениях на скорректированном речевом материале осуществляется:

    развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

    обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;

    воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

    развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

    формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия.

Индивидуальная и подгрупповая образовательная деятельность - основные формы коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая большое значение для формирования коммуникативной функции речи и общей готовности к школе.

Основная цель индивидуального взаимодействия выбор и применение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм речевой патологии - дислалии, ринолалии, дизартрии и др.

Основная цель подгрупповой коррекционной деятельности - воспитание навыков коллективной работы. Во время этих деятельностей дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.

Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальной и подгрупповой деятельности является то, что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных модулях НОД в группе. Важную роль в развитии и воспитании детей с ОНР играет четкая организация их жизни в период посещения детского сада. Поэтому следует создать необходимые условия, чтобы обеспечить разнообразную активную деятельность детей.

Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов в работе с ребенком с ОВЗ:

Педагог-психолог:
организует взаимодействие педагогов;
разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка;
проводит психопрофилактическую и психодиагностическую работу с детьми;
организует специальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска;
повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада;
проводит консультативную работу с родителями.
Учитель-логопед:
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи;
составляет индивидуальные планы развития;
проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов);
консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Музыкальный руководитель:
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
Осуществляет укрепление здоровья детей;
Совершенствует психомоторные способности дошкольников.
Воспитатель:
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда);
применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Медицинский персонал:
проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия;
осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.

Взаимодействие с родителями.

Мы активно сотрудничаем с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья. Наши специалисты стараются помочь родителям понять сущность имеющихся у ребенка отклонений; определить и осознать сильные и слабые стороны ребенка.

Это подготавливает и настраивает родителей на направленный поиск наиболее эффективных способов помощи их ребенку.

Для родителей работает консультационный пункт, который создан в целях оказания помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста.

Принципы работы:

Добровольность

Компетентность

Соблюдение педагогической этики

Основные направления:

Повышение педагогических знаний

Оказание содействия в социализации ребенка

В ДОУ в ходе индивидуальных и тематических консультаций, родительских собраний, занятий-практикумов родители получают всю необходимую информацию о том, как создавать спокойную, доброжелательную атмосферу по отношению к ребенку, организовывать правильный режим дня и питания, занятия в домашних условиях. Эта работа проводится по разработанному плану

Результативность реализации представляемых разработок.

Наш опыт работы показывает, что специально организованный коррекционный воспитательно-образовательный процесс, взаимосвязь в работе всех специалистов с детьми дает положительный результат:

    Психологическое обследование детей с проблемами в развитии проводится в системе и включает в себя изучение всех сторон психики (познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие). За время пребывания в детском саду у детей развиваются психические процессы память, мышление, воображение, логика и т.д.

    Поднимает ребенка на более высокий уровень развития

    Развивает личностные качества, которые позволяют адаптироваться в социуме

    Обеспечивает подготовку детей к школе

Показатели результативности работы ДОУ:

    Наработали определенную систему работы с детьми ОВЗ и их родителями, которую будем в дальнейшем совершенствовать;

    Создали условия для развития ребенка: физического, психического, эмоционального.

    С сентября 2011года в ДОУ открыта вторая диагностико-коррекционная группа для детей с ограниченными возможностями здоровья (по запросу родителей района)

    А самое главное родители получают надежду и уверенность в том, что их дети будут адаптированы к социуму.

Алгоритм реализации моделей интеграции детей с ОВЗ

Критерии

Старший дошкольный возраст

начало года

конец года

очень низкий

низкий

средний

выше среднего

высокий

очень низкий

низкий

средний

выше среднего

высокий

1. Звукопроизношение %

2. Фонематическое восприятие

3. Лексико-грамматический строй речи %

4. Связная речь %

5. Овладение элементами грамоты

В развитии детей подготовительных к школе групп отмечается значительная положительная динамика за учебный год, что свидетельствует о достаточной эффективности коррекционно-развивающего процесса, основанного на профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО . На конец года отсутствуют дети с низким уровнем успешности выполнения заданий по различным направлениям обследования. Наибольшее количество детей показали высокий уровень по разделу обследования «Фонематическое восприятие», а также «Звукопроизношение» и «Овладение элементами грамоты». Несмотря на то, что на конец учебного года у детей отмечается достаточно высокая динамика в развитии лексико-грамматического строя и связной речи, наименьшее количество детей с высоким уровнем развития выявлено по разделу обследования «Связная речь».

2. Информация о наличии специалистов для оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого – педагогических подходов в соответствии с ФГОС ДО.

п/п

Ф.И.О., должность

Уровень образования, образовательное учреждение, специальность (направление подготовки) и квалификация по документу об образовании и (или) квалификации

Информация о курсах повышения квалификации

Стаж пед. работы

(полных лет)

Хрон Ольга Сергеевна, старший воспитатель

высшее, Оренбургский государственный университет, 2002 г.

Квалификация: «Преподаватель педагогики и психологии».

Специальность: «Дошкольная педагогика и психология».

Синельникова Лариса Ивановна, воспитатель

Главное управление здравоохранения Администрации Самарской области Борское медицинское училище, 2002,

Квалификация: «Фельдшер»

Специальность: «Лечебное дело»

НОУ ВПО «Восточная экономико – эридическая гуманитарная академия»

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования (72 часа)

2. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС (72 часа)

Дубасова Наталья Петровна, воспитатель

Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1984 г.

Квалификация: «Воспитатель в дошкольных учреждениях». Специальность: «Воспитание в дошкольных учреждениях»

Попова Ольга Николаевна, воспитатель

Среднее – специальное, Бузулукское педагогическое училище, 1989 г. Специальность: «Дошкольное образование»

(72 часа)

(36 часов)

(36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Корчагина Наталия Геннадьевна, инструктор по физической культуре

Среднее – специальное, Бузулукский педагогический колледж, 1999 г. Специальность: «Дошкольное образование»

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Маликова Елена Андреевна, педагог - психолог

Высшее, Поволжская Государственная социально – гуманитарная академия, 2011 год. Квалификация: «Педагог – психолог». Специальность: «Педагогика и психология».

Григорьева Юлия Марсовна, воспитатель

Борское медицинское училище, 2005 ГОУ высшего профессионального образования Поволжский государственный университет сервиса, 2011

Квалификация: «Специалист по социальной работе»

Специальность: «Социальная работа» НОУ ВПО «Восточная экономико – юридическая гуманитарная академия»

Специальность: «Педагогическое образование (Дошкольное образование)» студентка 5 курса

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Начарова Анна Александровна

Высшее, ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Учитель биологии с правом преподавания химии», 2011 г.

1. Основные направления региональной образовательной политики в контексте (72 часа) модернизации российского образования.

2.Эмоциональное развитие дошкольников (36 часов)

3. Коммуникативная деятельность дошкольников с учетом ФГОС ДО (36 часов)

4. Педагогические технологии дошкольного образования в условиях ФГОС ДО (72 часа)

Табакова Елена Вячеславовна

ФГБОУ высшего профессионального образования «Поволжская государственная социально – гуманитарная академия». Специальность: «Специальное (дефектологическое) образование».

Квалификация: «Бакалавр», 2015 год