Ремонт и отделка

К какой ответственности могут привлекаться должностные лица. Понятие и определение должностного лица в законодательстве

К какой ответственности могут привлекаться должностные лица. Понятие и определение должностного лица в законодательстве

По мнению многих специалистов, рост альтернативных источников финансирования социально-культурной сферы может быть обеспечен прежде всего за счет развития меценатства и спонсорства, получившего широкое распространение за рубежом. Е.П. Челышев “Современная культура России: проблемы развития” ж-л “Москва” № 1 1996;

Меценатство - альтруистическая, как правило, «разовая», не рассчитанная на отдачу финансовая или иная материальная помощь, оказываемая в гуманитарных целях. Меценатство в истории русской культуры имеет давние традиции. Достаточно назвать хотя бы знаменитого русского мецената П.М.Третьякова, именем которого названа Третьяковская картинная галерея - одно из лучших собраний отечественной и мировой живописи. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

Спонсорство - вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений (создание положительного «имиджа» фирмы, получение налоговых льгот, приобретение благоприятных условий для размещения рекламы и т.д.). В отличии от меценатства спонсорство в отечественной практике начало развиваться совсем недавно, с переходом к рыночным отношениям. Сегодня практически каждый крупный культурный проект может состоятся лишь при активной спонсорской поддержке. В качестве спонсоров выступают коммерческие фирмы, крупные промышленные и аграрные предприятия, банки.

Основные формы частного финансирования следующие: патронаж корпораций, индивидуальные пожертвования и деловое (коммерческое) финансирование. В первых двух случаях финансирование происходит в виде частных даров без непосредственного расчета на получение взамен прямых или косвенных выгод. При деловом финансировании средства выделяются только при условии получения от субсидируемых учреждений каких-либо определенных услуг, связанных обычно с рекламой, маркетингом и т.д. Распространена также и косвенная поддержка социальной сферы (предоставление помещений, оборудования и т.д.), весьма значительная в денежном выражении. И. Рождественская, С. Шишкин “Реформы в социально-культурной сфере: в чьих интересах?”, ж-л “Вопросы экономики” № 1 1996;

Как отмечают представители большого бизнеса, при субсидировании социально-культурной сферы они исходят прежде всего из потребностей собственных компаний, то есть финансируются те виды деятельности, которые прямо или косвенно отвечают их интересам. По данным специально проведенного исследования, 40 % опрошенных фирм в качестве основного мотива отметили “паблисити”, 30 % - рекламу и 30 % - социальную ответственность корпораций. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

На деле вложения в социальную сферу, осуществляемые предприятиями, - форма частного косвенного государственного финансирования данной сферы. В условиях льготного налогообложения владельцы теряют намного меньше средств, чем номинально вкладывают. Поэтому в странах с прогрессивным налогообложением прибыли именно крупным фирмам особенно выгодно тратить деньги на благотворительность. Фактические затраты небольшие, а эффект велик. Справедливости ради следует отметить, что при этом выигрывает не только фирма, но и государство в целом, поскольку недополучение налогов меньше объема средств, направленных на социальные нужды. Кроме того, государство избавляется от забот, связанных с распределением средств и контролем за их использованием.

Каковы же реальные возможности российских предприятий в этой сфере?

Промышленное меценатство как явление предусмотрено в отечественной налоговой системе. При этом созданы определенные льготы для предприятий, имеющих собственные учреждения социальной сферы. В то же время общий объем благотворительных отчислений ограничен (в настоящее время он не должен превышать 5 % от налогооблагаемой прибыли). В 1997 году прибыль предприятий на территории Российской Федерации составила 4,89 трлн. руб., следовательно максимально возможная сумма на благотворительные цели - 97,8 млрд. руб. Таким образом, промышленное меценатство не может существенно улучшить финансовое положение социальной сферы без значительного расширения предоставляемых меценатам льгот, другими словами, без помощи государства. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

Вместе с тем в России еще сохраняется, имеющая место на Западе лишь в немногочисленных крупных компаниях, система ведомственных объектов социально-культурной сферы. Затраты на содержание объектов социальной сферы, находящихся на балансе предприятий, составил в 1997 году около 700 млрд. руб., или около 15 % прибыли. Эти расходы по своему размеру сравнимы с государственными издержками на аналогичные цели. Поэтому для того, чтобы ослабить давление на бюджет при сохранении существующего уровня социальной защищенности граждан (включая доступность социально-культурных услуг), необходимо срочно разработать систему мер по поддержанию ведомственной сети социальной сферы в условиях массовой приватизации. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

В декабре 1992 года Верховным Советом Российской Федерации установлен новый налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в размере 1,5 % от объема реализованной продукции (работ, услуг), произведенной юридическими лицами, расположенными на территории Российской Федерации. Вместе с тем в нынешних российских условиях, когда почти все предприятия - на картотеке, а свободные средства имеются в основном у коммерческих банков и кредитных учреждений, имеет смысл предусмотреть механизм специального их налогообложения в пользу социально-культурной сферы. Л. Зайцева “Источники финансирования социально-культурной сферы и роль промышленного меценатства”, ж-л “Вопросы экономики” № 4 1998;

В период становления рыночной экономики в России не следует ожидать, что предприятия, тем более частные, будут безвозмездно и бескорыстно тратить деньги на социальную сферу. Такие случаи, конечно, возможны, но не как правило, а как исключение. Несмотря на систему льгот для меценатов, говорить о меценатских вложениях как об альтернативном государственному источнике поддержки социально-культурной сферы в России вряд ли возможно.

Не исполнение обязанностей либо нарушение запретов квалифицируется как правонарушение и поэтому влечет неблагоприятные последствия для нарушителя.

Ответственность за совершение правонарушений установлена федеральными законами. Уголовный кодекс Российской Федерации содержит свод запретов, нарушение которых является наиболее тяжким видом правонарушений и, как следствие, предусматривает наиболее тяжкие виды наказаний. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает основания ответственности за менее тяжкие правонарушения. Кроме того, основания привлечения к ответственности содержаться и в других законах: Налоговом кодексе Российской Федерации, Таможенном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации.

Каждый должен представлять, что за одно и то же противоправное действие (бездействие), будь то нарушение трудовых отношений или нарушение в сфере хозяйственных, налоговых или иных отношений, может повлечь за собой ответственность в любых ее проявлениях (дисциплинарную, материальную, гражданскую, административную или уголовную). Квалификация ответственности зависит от сопутствующих нарушению обстоятельств, наличия (отсутствия) умысла и вины, а также от степени опасности (тяжести) последствий, явившихся результатом этого нарушения.

Квалифицируют противоправные действия, как административное или налоговое нарушение, а равно как уголовное деяние (преступление), и определяют меру наказания органы государственной власти, имеющие на то специальные, законодательно установленные, полномочия (суд, прокуратура, милиция; органы экономического, финансового, налогового и иного государственного контроля).

Что касается квалификации дисциплинарных проступков, то она базируется на нормах трудового права, являющегося руководством для работодателя. А вопросы материальной ответственности должностных лиц организаций могут регулироваться как трудовым, так и гражданским законодательством.

Следует иметь в виду, что понятие «должностное лицо организации» является собирательным и не имеет законодательного определения.

Более того, Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), называя в качестве субъекта того или иного наказуемого деяния должностных лиц, в первую очередь, имеют в виду лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административные функции в органах государственного управления. В частности, в «Примечании» к статье 2.4 КоАП РФ разъясняется, что:

«Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное».

В Российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «ответственность», поэтому приходится обращаться к науке. Теория права выработала огромное количество определений ответственности, но, как и по многим юридическим вопросам единой точки зрения нет, что опять таки связано с отсутствием легального определения данного понятия.

Как правило, под юридической ответственностью понимают:

наказание за совершенное правонарушение;

реализацию санкции нормы права;

меру государственного принуждения, которая выражается в отрицательных последствиях для правонарушителя;

обязанность претерпевать определенные лишения личного или имущественного характера;

порицание, как совершенного правонарушения, так и правонарушителя;

особое правоотношение, возникающее в связи с совершенным правонарушением. Как правило, основным правоотношением является отношения правонарушителя и государства в лице соответствующих органов.

Каждое из вышеперечисленных определений имеет право на существование. Таким образом, под ответственностью понимается предусмотренная нормами права обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия вследствие совершенного им правонарушения.

Виды юридической ответственности обычно классифицируют в зависимости от отрасли права: гражданская, налоговая, дисциплинарная, административная, уголовная и так далее.

Следует отметить, что юридическая ответственность является видом социальной ответственности, наряду с моральной и этической.

Применительно к теме настоящей статьи субъектами правоотношений являются - должностные лица организации, к числу которых относятся:

Руководитель организации. Согласно статье 273 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ), руководитель организации - , которое в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается Федеральными законами от 26 декабря 1995 года №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (статья 69, далее Закон №208-ФЗ), от 8 февраля 1998 года №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (статья 40, далее Закон №14-ФЗ), от 14 ноября 2002 года №161-ФЗ «Об унитарных предприятиях» (статья 21) и иными. Подробный порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа устанавливается учредительными документами организации.

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается учредительными документами организации, внутренними документами организации, а также договором, заключенным между организацией и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа.

К компетенции исполнительного органа организации относятся все вопросы руководства текущей деятельностью организации, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции иных органов.

Единоличный исполнительный орган (директор, ) без доверенности действует от имени организации, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени организации, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками организации.

Члены коллегиального органа управления организацией (совета директоров, правления);

Порядок избрания коллегиального органа устанавливается Федеральными законами №208-ФЗ (статья 64, 66), №14-ФЗ (статья 41) и иными. Подробный порядок избрания коллегиального органа управления устанавливается учредительными документами организации;

Заместители руководителя организации;

Иные лица, выполняющие в организации организационно-распорядительные функции ( , руководители отделов и так далее).

Особенность указанных субъектов определяется их правовым статусом.

Главный бухгалтер организации является особым должностным лицом любой организации, так как через него осуществляется вся хозяйственная деятельность организации. Кроме того, главный бухгалтер, как правило, является представителем организации во взаимоотношениях с налоговыми органами.

Согласно статье 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 года №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Главный бухгалтер подчиняется непосредственно руководителю организации и также несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Но все вышесказанное, применительно к рассматриваемой теме, следует представлять в рамках иной ответственности, под которой авторы понимают наличие у главного бухгалтера и руководителя организации (как работников вообще и как должностных лиц в частности) прав и обязанностей в осуществляемой ими деятельности и в управлении делами, определенными трудовым договором, должностными инструкциями, а также предписаниями нормативных правовых актов, касающихся выполнения главным бухгалтером и руководителем значительного объема полномочий для реализации своих трудовых функций.

В своей деятельности должностные лица организации обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации, а также трудовым договором, заключаемым при приеме на работу. Помимо трудового договора, полномочия (официально предоставляемые работнику права и обязанности) главного бухгалтера и руководителя указываются в должностной инструкции. Должностная инструкция, является достаточно важным внутренним документом, который регламентирует реализацию функциональных обязанностей по выполнению условий трудового договора и содержит ряд требований к работникам, занимающими эти должности.

В должностной инструкции помимо всего прочего должны содержаться положения об ответственности.

Кроме того, законодатель предоставляет работодателю возможность при заключении трудового договора с работником (назначаемым на должность главного бухгалтера либо заместителя руководителя) установить условия о материальной ответственности в полном размере за ущерб, причиненный работодателю (часть 2 статьи 243 ТК РФ).

Общие положения о правах и обязанностях главного бухгалтера, а также об ответственности главного бухгалтера и руководителя организации содержится в Положении о главных бухгалтерах, утвержденном Постановлением Совмина СССР от 24 января 1980 года №59 «О мерах по совершенствованию организации бухгалтерского учета и повышении его роли в рациональном и экономном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов».

Из всего сказанного выше следует сделать следующие выводы:

1. Главный бухгалтер и руководитель организации, как граждане, могут нести ответственность гражданскую, в соответствии нормами гражданского законодательства (смотрите Гражданский кодекс Российской Федерации), уголовную ответственность за преступления, кроме должностных, предусмотренные УК РФ, административную, предусмотренную КоАП РФ.

2. Главный бухгалтер и руководитель организации, как работники, могут нести дисциплинарную или материальную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством (ТК РФ), и уголовную - за преступные действия (бездействие) в сфере трудовых отношений, предусмотренные УК РФ.

3. Главный бухгалтер и руководитель организации, как должностные лица, могут нести:

Уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности и за злоупотребление полномочиями вопреки интересам службы, предусмотренные УК РФ.

Административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, предусмотренные КоАП РФ.

Главный бухгалтер и руководитель организации не несут ответственность за налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, поскольку это не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. В данном случае ответственность наступает непосредственно у юридического лица. В тоже время, должностные лица организаций могут быть одновременно привлечены к административной ответственности (пункт 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года №2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Исключением из этого правила составляют правонарушения хотя и предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации (далее НК РФ), но не связанные непосредственно с уплатой налогов и сборов (например, статьи 128, 129, 129.1 НК РФ). Указанные правонарушения не связаны со статусом должностного лица и поэтому могут быть наложены на любое лицо.

Более подробно с вопросами, касающимися ответственности руководителей организации, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-ИНТЕРКОМ-АУДИТ» «Ответственность должностных лиц организации».

Показывает, что:

1) они подлежат применению лишь постольку, поскольку административное правонарушение совершило должностное лицо. При этом нельзя забывать:

а) что должностное лицо - это физическое лицо. В связи с этим к административной ответственности этих лиц применяются правила:

2) должностное лицо подлежит административной ответственности, когда совершенное им правонарушение связано:

а) с неисполнением своих служебных обязанностей. Последние чаще всего предусмотрены в федеральных законах (например, в Законе о госслужбе, Законе о муниципальной службе), законах субъектов Российской Федерации (например, в Уставе г. Москвы), а также в иных нормативных правовых актах (например, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ о полномочиях должностных лиц различных федеральных органов исполнительной власти), во всякого рода служебных, должностных инструкциях, правилах внутреннего распорядка, уставах о дисциплине работников, наставлениях и т.п. нормативных правовых актах. Поэтому в каждом случае привлечения должностного лица к административной ответственности необходимо изучить тот или иной нормативный правовой акт (из числа указанных выше) и убедиться, что должностное лицо не исполнило свои служебные обязанности;

б) с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Постоянно;

Временно (например, во время отпуска руководителя);

В соответствии со специальными полномочиями (они могут быть выражены в доверенности, в специальном удостоверении, в приказе, в учредительных документах организации и т.п.);

б) осуществляет функции представителя власти. Иначе говоря, это лицо наделено (в порядке, установленном законом, например, Законом о госслужбе, Законом о ФСБ, Законом о милиции) распорядительными полномочиями (т.е. его указания, приказы, распоряжения и т.п. обязательны к исполнению другими гражданами, организациями, должностным лицом) в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Так, распоряжения должностного лица милиции, отданные в соответствии со ст. 10-12 Закона о милиции, обязательны к исполнению всеми гражданами и организациями;

в) выполняет организационно-распорядительные функции (в т.ч. прием на работу, увольнение, издает обязательные для подчиненных приказы, дает распоряжения, осуществляет руководство подчиненными, планирует и направляет их работу, деятельность и т.п.) в государственных органах, органах местного самоуправления, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях (например, Железнодорожных войсках, формированиях МЧС России, Минюста России);

г) осуществляет (в упомянутых органах, войсках, организациях) также административно-хозяйственные функции (например, подписывает банковские документы, выдает доверенности, организует использование бюджетных средств, распоряжается имуществом в установленном порядке);

3) к упомянутым должностным лицам Примечание приравнивает также тех, кто совершил административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в организациях; т.е. от "классических" должностных лиц данная группа лиц отличается тем, что они никогда не осуществляют функции представителя власти; в связи с этим противоречат КоАП случаи создания, например, при государственных органах, органах местного самоуправления всякого рода коммерческих и полукоммерческих организаций, которые якобы выполняют чисто техническую работу (по подготовке документов, анализу представленных документов, оформлению их, регистрации и т.п.), но фактически осуществляют (на платной основе) функции, присущие только государственным органам, органам местного самоуправления и иным представителям власти (например, осуществляют государственную регистрацию прав, выдают свидетельство о государственной регистрации юридического лица, оформляют заграничные паспорта), а именно:

а) руководителей организаций (независимо от форм собственности);

б) работников организаций. При этом речь идет о тех из них, которые выполняют административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции:

Постоянно, в силу своего служебного положения (например, главный бухгалтер организации, коммерческий директор ОАО, первый заместитель генерального директора государственного унитарного предприятия). В практике возникает вопрос: относятся ли к числу таких работников руководители совета директоров АО, наблюдательного совета ООО и иных подобных органов юридических лиц? Да, если они состоят в трудовых (но не гражданско-правовых) отношениях с юридическим лицом, а также фактически (хотя в учредительных документах это и не отражено) осуществляют упомянутые выше функции;