Утепление

Рассказывать ли на собеседовании о конфликте на старой работе: мнения рекрутеров расходятся. Как задавать вопросы в ходе кейс-интервью

Рассказывать ли на собеседовании о конфликте на старой работе: мнения рекрутеров расходятся. Как задавать вопросы в ходе кейс-интервью

Проанализируйте ваш обычный способ разрешения конфликтов. Пусть это будет частью подготовки к собеседованию. Те, кто проводят собеседование, хотят узнать, как вы ладите с другими людьми и решаете вопросы, связанные с конфликтными ситуациями. Это указывает на умение оценивать себя и работать с другими.

  • Проанализируйте ситуации из вашего прошлого опыта работы, характеризующиеся спорами и несогласием. Непонимание, возникшее между вами и сотрудниками, могло вызвать у вас негодование, что могло привести к проблемам с начальством. Нежелание начальства пойти вам на уступки могло вызвать ваше опоздание на свадьбу друга. Проанализируйте ваш опыт работы, чтобы найти подобные примеры конфликтных ситуаций.
  • Вспомните, как вы справлялись с конфликтом в каждом из этих случаев. Подумайте об эффективных и неэффективных стратегиях, которыми вы руководствовались. Хотя вы не будете делиться своим негативным опытом в решении конфликта на собеседовании, вы должны понимать, как поступать в той или иной ситуации в будущем. Также будьте готовы к тому, что ваш будущий начальник попросит вас сказать, чему вы научились и что вы вынесли из вашего прошлого опыта решения конфликтов.
  • Будьте внимательны к вопросам на собеседовании. У человека, который проводит собеседование, могут быть особые причины для того, чтобы задавать вам вопросы о конфликтных ситуациях. Вас могут попросить описать обычную реакцию на конфликт, приведя пример. Вы должны понимать вопрос и контекст.

    • Попросите уточнить контекст вопроса, если это необходимо. Если вас попросят описать реакцию на конфликт, вы наверняка задумаетесь, хочет ли опрашивающий вас человек услышать пример жизненной ситуации или касается ли вопрос только рабочего пространства. Если это возможно, не приводите пример из личной жизни, а сконцентрируйтесь на ситуациях на рабочем месте.
  • Отвечайте четко и правдиво. Вас могут спросить, было ли у вас значительное недоразумение или расхождение во мнениях с вашим начальством или учителем, и как вы поступали, чтобы решить конфликт. Если вы противоречили начальству или профессору, это не значит, что вам не примут на работу. От вас требуется рассказать то, как вы выразили свое несогласие, и привел ли конфликт к безвыходной ситуации.

    • Можно рационально преуменьшить масштабы конфликта. Старайтесь быть как можно объективным при описании ситуации. Объясните расхождение во мнениях и то, какие проблемы это вызвало.
    • Старайтесь не винить и не судить людей. Когда будете приводить пример конфликта, сконцентрируйтесь на фактах и событиях, а не негативных аспектах или недостойном поведении других людей.
    • Найдите собственный способ решения конфликта. Вопросы с открытым концом дают возможность объяснить, как найти общий язык с другими людьми. Пассивно-агрессивное поведение, упрямство, вспышки гнева и противоречие другим является неэффективным способом разрешения конфликта. Опишите эффективные стратегии разрешения конфликта, основываясь на вашем прошлом опыте, к примеру, когда вы прислушивались к мнению других людей, четко и спокойно выражали свое мнение и находили компромисс.
  • Быстрый и легкий способ выявить конфликтного сотрудника

    Вы когда-нибудь встречали в резюме соискателя на рабочие места следующие характеристики: «склонен к воровству», «конфликтен», «агрессивен», «отличается не адекватным поведением» и т.п.? Было бы, как минимум, странно, чтобы потенциальный работник написал о себе хотя бы часть правды? Наоборот, многие кандидаты как под копирку пишут набор практически одинаковых определений: «коммуникабельный», «ответственный», «исполнительный» и т.п., пытаясь создать портрет практически идеального сотрудника - «отличного парня» или «девушки – комсомолки».

    При кадровом отборе специалисты hr используют различные тестирования. Но бывает и так, что кандидат с легкостью обходит все «подводные камни», а как только заканчивается испытательный срок, то тут начинается целый «водевиль» и проблемы в коллективе – это лишь малая часть «айсберга». И никто не застрахован принять подобного человека на работу.

    Конечно, конфликтные ситуации неизбежны. Но одно дело, когда они случаются время от времени, другое – если они происходят постоянно и их намеренно провоцирует один и тот же человек. А ведь именно такой человек может очень негативно повлиять на слаженную работу коллектива компании, доставив немало неприятностей впоследствии.

    Как же избежать подобных ловушек и вовремя выявить конфликтное, или неадекватное поведение будущего сотрудника? Как не ошибиться?

    Попросите пришедшего к вам на собеседование кандидата написать небольшой текст от руки – это наиболее быстрый и легкий способ выявить как конфликтность, наличие неблагоприятных склонностей личности, так и причины их происхождения. Анализ почерка, на сегодняшний день является одним из самых информативных методов психодиагностики личности, в т.ч. и при подборе персонала. Его преимуществами уже давно пользуются многие компании в странах Евросоюза, а также США, Канады и Израиля.

    Конфликтность сотрудника может проявляться как в явной, открытой форме, когда человек попросту не умеет ее сдерживать и ярко выплескивает на окружающих, так и в скрытой форме, накапливающейся внутри и приводящей уже к саморазрушению. Чтобы понять, о чем именно идет речь, а также мотивы проявления, давайте обратимся к почеркам и разберем более подробно каждую ситуацию.

    1. Открытая форма агрессии и конфликтного поведения, антисоциальность

    Внутренние импульсы и желание обладать исключительной властью толкают человека к завоеванию агрессивно доминирующей позиции во всех сферах, с которыми ему приходится каким-либо образом соприкасаться. Игнорирует социальные нормы и стандарты поведения, стремится противодействовать им, вследствие чего ему не свойственно считаться с чувствами окружающих. Одиночка по жизни, недоверчивый и подозрительный. Ждет постоянного подвоха извне и по этой причине считает, что лучший способ защиты – это нападение первым.

    Он не будет молчать и выплеснет на «противника» - а именно так он воспринимает окружающих – весь свой гнев, язвительность и негатив. Более того, такой человек склонен с легкостью переворачивать только что произошедшее на ваших же глазах событие в свою сторону и с полной уверенностью настаивать на том, что только его вариант и есть - истина, давя «противника» прямо на глазах окружающих, которые поверят именно его аргументам и примут его сторону.

    В почерке наиболее ярко прослеживается теснота между строками, между словами, игнорирование вообще какой-либо организации, гармоничного расположения текста и абзацев. Человек заполоняет собой все имеющееся пространство, его «много», это его «территория», которую он четко обозначает, отвоевывает и будет защищать от «посягательств» до последнего.

    Помимо сильного перегруза текстом, в почерке присутствует импульсивное движение, властное, доминантное, напористое. Выбросы направлены вправо вперед, с сильным нажимом. Объект изучения активный, нетерпеливый и не станет молчать, если дело коснется его интересов.

    Почерк показывает и высокий интеллектуальный уровень респондента, что проявляется в высокой скорости и нестандартности формы букв, имеющей существенные отличия от среднестатистических прописей, заметен индивидуальный стиль, нитеобразные связки, упрощения траектории письма. Но в его случае они выражены настолько сильно, что мы имеем дело уже с упрощенностью до проявления ущербности и игнорировании формы букв вообще – как конфликтности, агрессии и тотальном игнорировании окружающих и их интересов.

    Это подтверждает и практически отсутствующая читабельность почерка, которая свидетельствует об игнорировании социального аспекта в целом и нежелание данного человека следовать общепринятым нормам и правилам.

    Подведем первые итоги.

      Экспансия – захват пространства листа,

      Импульсивное движение письма: слишком быстрое, уверенное, доминантное, прогрессирующие линии, направленные вперед,

      Отличие от стандартов прописей,

      Упрощения букв, сокращение траектории письма до ущербности в форме.

    2. Открытая форма конфликтного поведения с проявлением физической силы

    Перед нами еще один яркий адепт агрессивного поведения и конфликтности. При проявлении такой формы поведения, мы можем говорить не только о явной активной агрессивной позиции данного человека по отношению к окружающим людям, но и проявлении ее крайней степени – физической силы.

    Человек нетерпеливый, «взрывоопасный». Достаточно нескольких слов, чтобы он закипел и начал защищать свое эмоционально уязвимое «эго». Грубость, наглость, вульгарность поведения, чувство собственного величия занимают главенствующую роль, являясь, по сути, компенсаторным защитным механизмом личности. Интеграция в обществе происходит единственным знакомым для него путем – вымещением агрессии на окружающих, провоцированием конфликтов, в некоторых случаях, выражающихся в рукоприкладстве. Причина – желание доминировать и самоутверждаться за счет подавления других. Он просто не знает и не умеет завоевывать авторитет и выражать себя по-другому. Такой сценарий отношений закладывается еще в раннем детстве и несет отпечаток поведения родителей.

    Первое, что выделяется - не просто крупный, а аномально крупный размер шрифта, как проявление компенсаторной самооценки, доходящей даже до мании величия - тип самосознания и поведения личности, выражающийся в крайней степени переоценки собственной важности, власти, гениальности и т.п. - вплоть до всемогущества.

    Второй наиболее заметный признак – загруженное расположение текста на листе. Письмо идет единым сплошным массивом, лист слишком записан, перегружен текстом. И для такого человека главенствующим становится его собственное мнение – пусть даже и неверное, и субъективное. Он не умеет слушать и слышать окружающих людей, их проблемы и нужды попросту не важны. В этом почерке не только нет «воздуха», свободного пространства между строками и словами, но и нижние отростки букв вторгаются в верхнюю следующей строки, проходя насквозь еще и среднюю зону уже следующей строки. Это наглядно видно в словах «запущенных» - нижние части букв «з» и «у» прорываются в ниже расположенную строку, вторгаясь в слово «данной». В слове «указ» - «з» и «у» пронзают слово нижней строки «господство». То же происходит и в других словах, например, «безраздельно», «защиты» и т.п.

    Следующее – это очень сильный нажим, напор в почерке. Яркий, насыщенный цвет в штрихе как проекция сильной внутренней энергии и мотивации воплощения, но направленной не в то русло. В сочетании с импульсивным, необузданным движением почерка, оголтелой графомоторной скоростью без какого-либо контроля, выбросами во вне говорит об упрямстве, властности и доминантности, подавлении других людей своей «присутственностью».

    И самое главное – это обилие резких, тупых окончаний штрихов, особенно в задевающих следующую строку нижних окончаниях букв. Здесь линия штриха не только не утончается к концу, а наоборот, резко рвется и так же подтверждает наличие таких качеств, как неприятие, агрессия у автора данного почерка.

    Характерные признаки почерка:

      Экспансия – захват пространства листа,

      Загруженное расположение текста – слишком мало белого, незаписанного пространства на листе,

      Тесные расстояния между словами и строками,

      Игнорирование или частичное игнорирование абзацев,

      Задевание нижними отростками букв соседних строк или вторжение в их зону,

      Крупный или очень крупный размер букв,

      Импульсивное движение письма: слишком быстрое, уверенное, доминантное; прогрессирующие линии, направленные вперед,

      Сильный или очень сильный нажим,

      Обилие резких, обрубленных штрихов, особенно в буквах, имеющих уходящие вниз отростки – «р», «ф» и т.п.

    3. Скрытая форма конфликтности, внутреннее напряжение, аутоагрессия

    Часто кажется, что агрессивное и конфликтное поведение имеет лишь ярко выраженный, даже публичный характер, но это не совсем так. Оно может иметь и скрытые формы проявления, не совсем заметные окружающим при начальном восприятии человека.

    Речь идет о виде агрессивного поведения, при котором враждебные действия направлены респондентом на самого себя. Он находится в постоянном напряжении, состоянии хронической тревожности и стрессе. Человек жесткий, подходящий ко всему с критичной позиции, упрямый, не умеющий расслабляться. «Его много», рядом с таким «вздохнуть» сложно. За счет сенсорного, конкретного восприятия действительности и низкого уровня развития и интеллекта, видит мир лишь с узкой практической точки зрения. Эмоциональные потребности окружающих воспринимает как капризы, в ответ на которые может быть груб и довольно резок. Словесными выпадами реагирует на любую критику, направленную в его сторону, либо сторону его поступков, действий и т.п. Копит внутри себя нерастраченную энергию, зажимает и в резкой, негативной, категоричной форме выплескивает на окружающих, что, по сути, является защитой от «нападения».

    Есть почерки, в которых количество угловатых форм находится в пределе нормы и в сочетании с естественной беглостью, гибкостью, продуктивной скоростью, они будут давать нам ассертивность – умение ладить с окружающими при наличии собственной позиции. Имеются почерки, где углов практически нет, которые могут говорить, как и о чрезмерной податливости данного человека, так и об «утекании между пальцев» и даже халатности. Здесь же другая сторона медали – углов и прямых чересчур много, что в сочетании с медленной психомоторной скоростью почерка, говорит о сильном уровне критичности, жесткости, упрямстве, категоричном отношении ко всему и ко всем – когда человеку не достает естественности, легкости, гибкости.

    Сохраняется перегруженность текстом, очень мало белого, чистого пространства, много углов и палок при сильном контроле и при сильном нажиме, статичном, застывшем движении почерка. Неразвитая форма букв – достаточно примитивная и банальная, - будто писал школьник младших классов, который только обучается процессу письма. Субъективизм восприятия окружающего мира, окружающей действительности и трактовки только под своим углом зрения. Агрессия имеет скрытную форму, человек пытается ее не показывать, спрятать, но время от времени она находит выход. И любая реакция на стрессовую ситуацию – это агрессивное поведение, как метод защиты.

    Характерные признаки почерка:

      Сильная перегруженность текстом,

      Тесные расстояния между словами и строками,

      Обилие резких углов и прямых в форме букв,

      Медленная графомоторная скорость, статичное движение почерка,

      Сильный нажим,

      Сильная законтролированность почерка,

      Неразвитость букв,

      Тупые, обрывающиеся окончания штриха.

    4. Скрытая форма конфликтности, психологические расстройства

    В данном случае мы имеем дело со скрытой, подавляемой время от времени, агрессией. Этот человек испытывает стресс и глубочайший дискомфорт, находясь в привычном для других людей обществе. Свою агрессию он копит, зажимает внутри себя, пытается контролировать. Но время от времени она все равно прорывается и выплескивается потоками язвительности и пренебрежения на окружающих людей. Все это происходит по причине внутреннего психологического дискомфорта и неблагополучия. Когда внутри человеку плохо, когда нет гармонии и слаженности, то, естественно, это находит выход во вне и в других областях, лишь осложняя жизнь как его самого, так и окружающих его людей в целом.

    Первое, что бросается в глаза в почерке – это, безусловно, наличие огромного количества острых, резких, угловатых букв. Почерк напоминает колючего ежа, либо забор, состоящий из острых прутьев и кольев. При медленной скорости, обилии углов видны достаточно тесные расстояния между словами. Попытки писать слитно оборачиваются неумелым приписыванием букв одна к другой, создавая лишнюю загруженность и наполненность текстом. Видны так же и графомоторные трудности при самом письме. Такой человек игнорирует других людей, ему не хватает гибкости, в выражениях бывает язвителен и циничен, достаточно агрессивен, не задумывается о том, что может обидеть другого. Все это происходит по причине наличия трудностей в адаптации, неумении приспосабливаться в обществе, отсутствии гибкой позиции. Так же об этом говорит и практически полное отсутствие читабельности – как игнорирование социального аспекта в целом, незнании и непонимании о том, как правильно и гармонично строить отношения с другими людьми.

    Помимо этих проблем у автора почерка бедственное психологическое состояние, наличие психоневрологических патологий. Если посмотреть на слова текста, то видно, что они как бы разваливаются, состоят из отдельных частей. К примеру, буква «б» в слове «люблю» - 2 отрешенных друг от друга элемента: кружок и верхняя линия, лишь по смыслу напоминающие части букв. То же происходит и в словах: «благодарность», «обращают», «технологий», «дополнительные» и т.п.

    Очень заметны сильные графомоторные затруднения при письме. Некоторые буквы, будто невзначай появляются - человек написав часть слова, вдруг вспомнил, что забыл еще одну его часть и приписал позже. Такое можно увидеть в слове «компанию» в букве «ю», слове «качественное», «обращают». При увеличении этого почерка есть сбои на микроуровне – дрожание штриха, сбои в регуляции нажима, будто человека кто-то постоянно толкал во время письма. Имеются и тупоконечные завершающие штрихи.

    Характерные признаки почерка:

      Сильная переполненность листа текстом,

      Тесные расстояния между словами и/или строками,

      Обилие углов или прямых в форме букв,

      Медленная, надломленная графомоторная скорость, статика,

      Сильная законтролированность признаков,

      Сильный нажим с перепадами и колебаниями,

      Тупые, обрывающиеся, конечные линии штриха,

      Дрожания штриха на микроуровне (заметные при сильном увеличении почерка),

      Распадающиеся на части буквы,

      Слова, состоящие из отдельных частей.

      Другие признаки психологического неблагополучия.

    Как видим, несмотря на разные причины и проявления конфликтности, многие признаки схожи и имеют тенденцию повторяться из почерка в почерк. Но именно эти характерные особенности дадут вам ключ к определению конфликтности и агрессии возможных будущих сотрудников. И покажут секретные обходные пути, которые максимально отгородят вас от ошибок принять на работу таких людей, которые внесли бы разлад в ваш сложившийся дружный коллектив.


    Статьи этого раздела

    • Четыре обязательных качества эффективного HR-менеджера

      «Горящая» вакансия»: кто виноват и что делать Представьте себе человека, который проспал на работу. Он в ужасе мечется по квартире, собирая вещи и кое-как застилая кровать. Напяливает на себя дурацкий свитер с оленями, который оказался…

    • Кадровый резерв: формируем внутренний рынок труда

      Как известно, одним из главных мотиваторов для работника является стабильность. Да и большинство компаний предпочли бы долговременное сотрудничество с персоналом. Но вот ведь парадокс: средний срок работы человека на одном месте сейчас – 1,5-2 года. Чтобы убедиться, достаточно просмотреть пару десятков резюме на HeadHunter.
      Если не рассматривать достаточно частые случаи разорения предприятий-работодателей, задержки зарплаты, основная причина смены работы, особенно у тех, кому около 30, - отсутствие перспективы. За те самые 1,5-2 года человек понимает, что и дальше будет (в лучшем случае) сидеть на том же месте и столько же зарабатывать. И уходит на рынок труда за лучшей долей.
      Как найти консенсус труда и капитала, нам подскажет опыт международных корпораций.

    • Отказ в приеме на работу

      Компания может понести административную, а ее должностные лица - даже уголовную ответственность за непредоставление соискателю на открытую вакансию письменного объяснения причин отказа в приеме на работу. Грамотно составленный отказ в приеме на работу поможет избежать…

    • Юрист на секондмент: трата денег или эффективная экономия для компании?

      Текущая экономическая ситуация вынуждает бизнес рациональным образом подходить к определению затрат на юридическую поддержку. Те компании, которые постоянно пользуются услугами консультантов, особенно крупный бизнес, активно ищут, как сэкономить на внешней юридической поддержке. …

    • Три компонента ценности, или Зачем генеральный директор собеседует кандидатов

      От интервью с руководством компании зависит судьба трудоустройства кандидата. Но порой оно может длиться пару минут – этого достаточно генеральному директору или владельцу бизнеса, чтобы составить своё впечатление. Вместе с Еленой Тимошкиной, руководителем группы подбора персонала кадрового агентства Юнити, разберёмся, на чём же фокусируют внимание первые лица компании в процессе личного собеседования.

    • Оптимизируем работу рекрутера

      Работа рекрутера состоит из множества разнообразных дел: обсуждение вакансий с заказчиком, размещение объявлений и отбор резюме, телефонные и личные интервью с соискателями, представление кандидатов заказчикам… Если ты ещё и HR – «всё в одном флаконе», времени катастрофически не хватает. Рабочий день HR редко ограничивается 8-ю часами, и как правила продолжается дома по вечерам: звоним соискателям. В каждой из функций рекрутера есть свои классические «пожиратели времени», но там же кроются и резервы. Вот несколько советов, как рекрутеру повысить свою эффективность.

    • Зоны экстремального подбора персонала

      Получая в работу вакансию, HR-специалист в качестве показателей эффективности подбора рассматривает: срочность, уровень заработной платы и требуемую компетенцию. Согласно опросу экспертов кадрового агентства Юнити, на первом месте по степени важности у работодателей сегодня стоит квалификация специалистов. На ней акцентируют внимание 90% компаний, 70% – стремятся оптимизировать расходы на зарплату, в 10% случаев приоритет отдаётся срочности подбора.

    • Приживётся ли у нас краудрекрутинг?

      Одним махом убить двух зайцев – именно такой результат обещает новая технология подбора персонала. Перспектива одновременно решить бизнес-задачу и найти качественного специалиста привлекает работодателей. Однако понимания технологии пока слишком мало. Попробуем разобраться, за счёт каких инструментов реализуется…

    • Легенды «executive search»

      Легенды – это небольшие сказки, истории, ваши сочинения, которые помогают сделать кандидату предложение о работе, и в результате помогают кандидату обрести что-то более стоящее. Легенды созданы для секретарей и людей-«фильтров». Обычно людьми-«фильтрами» мы называем тех,…

    • Стандарты и ключевые отличия Executive Search & Headhunting

      Headhunting и executive search – два новомодных термина, которые помогают множеству кадровых агентств с удовольствием, в хорошем смысле этого слова, бросать пыль в глаза потенциальным клиентам. Я немного резок в выражениях, чуть ниже объясню, почему.

    • Принципы эффективного набора кадров с открытого рынка труда

      Давайте поговорим о том, как можно эффективно набирать кадры с открытого рынка труда. Для примера рассмотрим прием на работу менеджеров по продажам. Те же принципы будут действовать для любой специальности, где важен профессионализм, а профессионалы - в большом дефиците. …

    • Руководителя не переделать: ставит много задач, создает авралы, провоцирует стрессы. Подберите сотрудников, которые смогут с ним работать
    • Экспресс-оценка кандидата или сотрудника: как и зачем

      Экспресс-оценка – это единственная возможность в сложной кадровой ситуации за короткое время, используя минимум методов и оборудования, оценить сотрудников или кандидатов. Такая оценка, как правило, включает в себя несколько наиболее актуальных из всего спектра диагностических…

    • Подбираем сотрудников для стартапа. Брать профессионалов или энтузиастов? Где искать? Как оценивать?

      Изучив результаты опроса клиентов, генеральный директор заметил, что был бы востребован новый продукт для автовладельцев и автомоек. Этот продукт – порошок, собирающий с кузова машины грязь и покрывающий слоем, отталкивающим пыль и влагу. Коммерческий директор предложил…

    • Ищите человека с горящими глазами! Какой HR специалист будет максимально эффективен и сможет поднять стартап проект

      Старт нового проекта – это всегда что-то увлекательное, динамичное и не до конца понятное. Любой сотрудник, участвующий в процессе должен быть не просто первоклассным специалистом, а профессионалом с «горящими глазами». И HR – менеджер не исключение. Ведь именно он формирует команду и настраивает ее на успех!

    • Как заполнять сложные вакансии: рекрутер в роли консультанта заказчика

      1 Что это такое? Как известно, рекрутмент бывает массовым (например, розничные продавцы или кассиры), стандартным (бухгалтера) или штучным (топ-менеджмент, редкие специалисты). Первые и последние - самые сложные. Массовые - поскольку их требуется всегда и много.…

    • Подбор узкопрофильных специалистов. SAP

      ИТ-технологии стремительно развиваются. Крупные компании отходят от отечественных разработок типа 1С и переключаются на западные, дорогие системы, как SAP.
      Как любая ERP-система, SAP интегрирует ключевые процессы компании (финансы, кадры, логистику, производство). Специалисты SAP, как правило, выходят из опытных программистов или специалистов в определённой функциональной области, которые решили овладеть передовыми ИТ-технологиями в своей специальности.

    • Менеджер по подбору не оценивает личность кандидата. Научите подчиненного проводить проективное интервью

      Менеджер по подбору персонала уже в третий раз приступает к поиску руководителя отдела по работе с клиентами. С двумя руководителями, отобранными ранее, пришлось расстаться, так как они недостаточно хорошо общались с людьми, неправильно реагировали на некоторые претензии. HR-директор решил выяснить, в чем причины.

    • Проверяем кандидата на вакансию

      При поиске кандидата на открытую вакансию работодатель вынужден проверять не только профессиональные качества, но и другие аспекты его жизни и деятельности. Это необходимо для минимизации рисков, связанных с кадровой безопасностью компании.

    • Кадровая безопасность: подбор персонала

      Работодателю нужно заботиться о кадровой безопасности. Если в поиске кандидата на вакансию участвует кадровое агентство, в договоре с ним нужно предусмотреть важные условия, которые обеспечат компании защиту информации и персональных данных сотрудников.

    • Рекрутмент и корпоративные культуры российского бизнеса

      От HR часто приходится слышать, что тот или иной кандидат не состоялся, поскольку «не соответствует нашей корпоративной культуре». Но далеко не все могут внятно объяснить, в чём эта корпоративная культура заключается, и чем тот или иной кандидат ей соответствует или не соответствует.
      Попробуем разобраться.

    • Подбор персонала 2.0, или для чего нужны социальные сети

      Основные источники подбора персонала для компании на деле можно пересчитать по пальцам. Сегодня работодатели используют специализированные платные и бесплатные интернет-ресурсы, размещают объявления в средствах печати, иногда взаимодействуют с вузами, если политика компании предполагает набор молодых специалистов, или обращаются за помощью к кадровым агентствам. Но с каждым днем, с каждой новой открывающейся вакансией этих методов катастрофически не хватает - не в последнюю очередь потому, что руководители не готовы оплачивать отнюдь не самые дешевые услуги как кадровых агентств, так и интернет-порталов.

    • Если соискатель требует письменный отказ

      В нашу организацию хотела устроиться одна дама. Я не поленилась поинтересоваться ее успехами на предыдущих местах работы, обзвонила ее бывших коллег и получила самые нелицеприятные отзывы, прямо-таки пугающие. Разумеется, принимать на работу эту особу мы не будем. Но теперь она требует предоставить ей аргументированный письменный отказ. Как его грамотно составить?

    • Практика проведения оценочных собеседований

      Проведение оценочных собеседований (бесед) с работающими сотрудниками в настоящее время еще только начинает входить в HR – жизнь многих наших отечественных предприятий. В связи с этим каждая компания методом проб и ошибок пытается выработать свой уникальный подход к данному направлению оценки персонала.

    • Читаем резюме по методу Шерлока Холмса

      Если вы не имеете от Заказчика прямой наводки на кандидата («Заполучите мне Петрова ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!!!»), то, при любом раскладе, ваше знакомство начнётся с резюме. Для большинства моих знакомых HR – ров, особенно тех, кто постоянно занимается набором персонала (не важно, с позиции фирмы – работодателя, или кадрового агентства), поток резюме напоминает «навозну кучу». Именно ту, которую, согласно дедушке Крылову, петух, разрывая, нашёл жемчужное зерно.

    • Оценить по достоинству (о подборе и оценке аудиторов)

      В процессе поиска аудитора руководители и эйчары (HR-менеджер - «human research manager» - менеджер по персоналу - прим. ред.) сталкиваются с нехваткой кандидатов на рынке, а также с проблемой оценки профессиональных и личностных качеств соискателей. Решение в пользу определенного специалиста во многом предопределит качество проведенной им проверки ведения бухучета, достоверность данных, отраженных в аудиторском заключении. Исходя из собственного опыта подбора специалистов в области аудита, предлагаю несколько рекомендаций по поиску аудитора и критериев отбора кандидатов.

    • Как проводить собеседование с соискателем на ТОП-позицию

      Вы - сотрудник HR-отдела. Вашей компании требуется ключевой работник - топ-менеджер. Вы уже подобрали несколько подходящих резюме или напрямую вышли на интересующего вас кандидата с предложением о работе. Первый этап отбора пройден. Следующая ваша задача - подготовка и проведение собеседования с учетом того, что соискатель является опытным руководителем, а у вас подчиненная должность. Какие нюансы надо учесть, чтобы выбрать наиболее достойного кандидата?

    • Подбираем персонал при минимальных финансовых затратах

      В период кризиса многие организации в нашей стране сократили финансирование поиска персонала до минимального уровня. Сейчас, несмотря на оживление рынка труда и возрастающую потребность в кадрах, руководители все же не спешат выделять дополнительные средства на подбор новых сотрудников. В такой ситуации рекрутер сталкивается с непростой задачей: как найти подходящих кандидатов и при этом избежать лишних трат

    • Частота смены мест работы – едва ли не первое, на что обращает внимание HR-менеджер, изучая резюме очередного кандидата. Обнаружив в послужном списке более 5-6 записей, он нередко перестаёт вникать в текст, полагая, что имеет дело с «летуном», который нигде подолгу не задерживается, что говорит о его личных и деловых качествах. Особенно внимательно относятся к этому признаку профессиональной успешности при оценке кандидатов на занятие VIP

    • Ищите… бухгалтера. О поиске и подборе бухгалтера

      Многие руководители и владельцы частного бизнеса принимают на работу бухгалтера, но через некоторое время понимают, что специалист их не устраивает. Налоговая выявляет нарушения, отчетности сдаются с опозданием, в финансовых документах обнаруживаются ошибки либо знаний специалиста недостаточно для ведения бухгалтерского учета в компании. Подобные ситуации часто возникают потому, что при поиске специалиста не было уделено достаточно времени на оценку профессиональной компетентности кандидата. А ведь это чревато серьезными финансовыми потерями для компании и проблемами с налоговой службой

    • Проблема «блудного сына»

      Вы – руководитель предприятия или директор по персоналу. Приходит к вам сотрудник с сообщением, что нашёл другое, более привлекательное, место работы. Дальнейший сюжет опустим, главное – финал. Месяца через 2-3 «блудный сын» (или дочь) возвращается, слёзно прося взять его назад. Ваши действия?

    • Как подобрать специалиста МСФО

      О введении обязательного применения международного стандарта финансовой отчетности в России говорят уже многие годы. В соответствии с требованиями закона «О консолидированной финансовой отчетности», МСФО может стать обязательным для российских публичных компаний с 2012 года.
      В связи с принятием новых правил публичным компаниям придется либо направлять своих сотрудников на обучение, либо планировать набор необходимого персонала. О том, как подбирать таких специалистов, какие требования к ним предъявлять, рассказывает руководитель направления «Бухгалтерия и финансы» Кадрового агентства уникальных специалистов Ольга Гофман

    • Работники с особенностями характера: с кем работать?

      Наверно, не совсем правильно начинать статью с трюизма, но все-таки необходимо еще раз напомнить, что все люди "сильно разные". В руках умелых руководителей это является ресурсом, а в неумелых - проблемой (вспомните замечательный фильм "Полицейская академия" - он почти об этом). Но и "умелые руки" должны знать, как отличить потенциальный ресурс от возможной проблемы.

    • Что ожидать от соискателя, который пишет каллиграфическим почерком

      Довольно часто приходится сталкиваться с убеждением некоторых руководителей и HR-ов, что обладатель красивого каллиграфического почерка - хороший сотрудник. А что думает об этом специалист-графолог?

    • Научитесь правильно говорить "НЕТ!", или о том, как правильно оформить отказ в приеме на работу

      В практике специалистов по подбору персонала существует стандартная схема найма работников. Размещается объявление (на интернет-сайтах, в газетах, по телевидению) - откликнувшегося кандидата приглашают на собеседование - по итогам собеседования принимается решение, заключать с будущим сотрудником трудовой договор или нет. Если принято положительное решение, с документами все понятно. А если компания не собирается брать человека на работу? Как об этом сообщить - устно или письменно? Как составить письмо-отказ, чтобы не оставить ни малейшей возможности обжаловать его в суде? Читайте далее.

    • Подбор персонала - своими силами или через кадровое агентство?

      Ольга Горюнова, руководитель департамента по работе с персоналом, "Российское автомобильное товарищество": - Не стоит отдавать кадровому агентству вакансии, которые дешевле закрыть самостоятельно. В основном своими силами персонал подбирают компании, имеющие развитые системы мотивации, подбора,…

    • В поисках ценного сотрудника: Как составить профиль должности

      "Профиль должности" прочно вошел в терминологию, используемую HR-специалистами по управлению персоналом. Однако у многих из них свой взгляд на вопрос оценки персонала.

    • Резюме с примесью лжи. Как ее обнаружить?

      К вам пришел устраиваться на работу очередной соискатель. Образование у него отличное, опыт работы - приличный и качества личные - выше всяких похвал. Принимаем на работу, а он не справляется с обязанностями, ссорится с коллегами, да еще и на руку нечист. Значит, врал в резюме и на собеседовании? Как же не обмануться из-за речей обаятельных лжецов-соискателей?

    • Ловушки и капканы взаимоотношений между сотрудником и компанией

      Все согласны с тем, что работа нужна, что она дает деньги, заполняет время, насыщает жизнь победами и поражениями? Да! Работа дает возможность почувствовать себя востребованным, успешным, возможность реализовать свои амбиции, проявить свои способности и умения.

    • Мотивационный подход к оценке карьеры

      Успешность карьеры определяется внутренней удовлетворенностью человека своим трудом, ощущением значимости собственных профессиональных достижений, степенью реализации личного интеллектуального, творческого потенциала и профессиональным признанием.

    • Как сделать, чтобы агентство по подбору персонала работало для вас лучше, чем для других клиентов?

      Существует ли такое кадровое агентство, которое всем своим клиентам оказывает услуги одного и того же уровня качества? Можно задать руководителю кадрового агентства вопрос о том, есть ли у него клиенты, для которых делается все самое лучшее, и клиенты, получающие услуги качеством похуже.

      Что такое "охота за головами"? Как осуществляется прямой поиск? Методы защиты персонала от "охотников"? Что такое кодекс делового поведения хэдхантера?

    • Как подбираются звезды

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    • а) Вступление

    1. Как проводить собеседование с кандидатом при устройстве на работу

    а) Вступление

    Если вы хоть раз сталкивались с проблемой поиска персонала, то вам должно быть известно, что дело это весьма хлопотное. Существует два основных методов поиска: искать самостоятельно либо доверить эту работу профессионалам. Попробуйте сделать это своими силами, ведь только вам известно, кого вы хотите видеть в своей компании.

    Если вы решили искать новых сотрудников самостоятельно, не торопитесь брать нового человека в коллектив, возможно, ваши подчиненные не откажутся освоить дополнительную специальность. Это будет выгодно и вам, и сотруднику: для вас - экономия денег, а для подчиненного - дополнительная работа, которая влечет за собой рост зарплаты.

    Это не касается каких-либо сложных специальностей, которым можно обучиться только в ВУЗах. Кстати, высшие учебные заведения за последние несколько лет пересмотрели свои программы обучения, и теперь выпускают тех специалистов, которые могут пригодиться любой коммерческой структуре: менеджеров, экономистов, специалистов по маркетингу и так далее.

    При подборе персонала отлично помогают психологические практики. Вы можете нанять психолога, при помощи которого быстро разберетесь в личности кандидата. А можете самостоятельно использовать различные психологические тесты, результаты которых многое расскажут о соискателе: как минимум достоин ли он вакансии; как максимум - какие свойства его характера могут пригодиться в работе.

    Конечно же, беседуйте с кандидатом лично. Он может для начала пройти "отбор" у вашего заместителя, который ему даст (или не даст) допуск на общение непосредственно с руководителем. Во время беседы изучайте не одну лишь профессиональную подготовку соискателя, но и смотрите на общее впечатление от человека. И поведение, и его внешний вид могут многое сказать еще до начала общения.

    Отметьте, каков у человека тон в разговоре, насколько развита его речь (только не перепутайте с не многословием), каков его словарный запас, как он держится и излагает свои мысли.

    Чтобы на ваше объявление откликнулись только нужные вам люди, подумайте над его формулировкой. Важно максимально конкретно отразить в нем все требования. Желательно в нем же ответить на те вопросы, которые чаще всего задает человек, устраивающийся на работу. Если суметь в сжатой форме отразить максимум информации, вы сможете сэкономить время и привлечь только действительно интересующихся вакансией людей.

    б) 3 типа вопросов на собеседовании

    Вопрос как проводить собеседование, и в частности какие вопросы задавать на собеседование, зачастую первые вопросы, возникающие у начинающего рекрутера. С развитием экономики и ростом материального благосостояния мотивировать персонал только зарплатой становиться проблематичным: акцент в стимулировании персонала достигать поставленные перед ним цели смещается на стабильность компании , профессиональное развитие , карьерный рост , сложность выполняемых задач , дружный коллектив и множество других критериев.

    Итак, как проводить собеседование? Прежде чем встречаться с кандидатом, нужно очертить "круг вопросов ", то есть определиться с тем, какие вопросы задавать на собеседование, для выявления наличия у соискателя искомых компетенций. Специалисты выделяют три разновидности вопросов к кандидатам при проведении собеседования:

    Ш Биографические ,

    Ш Критериальные

    Ш Ситуативные .

    Биографические вопросы собеседования используется для того, чтобы воссоздать факты, не отраженные в резюме, или прояснить те из них, которые вызывают сомнения. Например, "Чем Вы занимались в течение периода, не включенного в резюме ?". Ценность этих вопросов в расширении и уточнении имеющейся информации. С помощью них, например, можно узнать, на что человек ориентирован - на поиск новых возможностей или на качественную долгосрочную работу.

    Критериальные вопросы собеседования используют, в основном, когда разработан определенный профиль требований к сотрудникам - назовём его "шаблоном ”. С их помощью проверяют, насколько кандидат соответствует тому или иному критерию (шаблону ). Здесь часто дают задания типа "Перечислите три своих самых сильных качества и три самых слабых " или "Назовите три самых сильных и три самых слабых качества руководителя ", "Оцените свои способности в области продаж по 10-балльной шкале ". Затем ответы кандидатов сравниваются с "шаблоном” данной позиции. Важно, чтобы, задавая эти вопросы, интервьюер представлял себе хотя бы в общих чертах этот "шаблон ” - какие ответы на Критериальные вопросы будут "соответствовать шаблону ”.

    Ситуационные вопросы собеседования строят на "примерах из жизни ". "Приведите пример ситуации, когда Вы поступили в соответствии с собственными этическими принципами, хотя Ваша позиция разделялась не всеми?" Или: "С чего вы начнете работу в этой должности ?" В зависимости от предложенного претендентом решения делают вывод, владеет ли он необходимыми поведенческими шаблонами, умеет ли ставить цели, способен ли "разруливать" проблемы и проблемки.

    Какие вопросы задавать на собеседование? Ответ лежит в осознание того, что вопросы - часть любого межличностного взаимодействия. И к этому моменту, понимание важности грамотного использования этого инструмента является для нас очевидным.

    Прежде, чем переходить к подготовке вопросов для собеседования, Остановитесь на нескольких важных моментах их формулирования.

    Ответ собеседника всегда обусловлен именно тем, как и какой вопрос вы ему задали.

    Чем шире "поле” задаваемого вопроса, тем больше времени необходимо на ответ.

    "Широкими ” вопросами на собеседование, вы провоцируете собеседника на пространный ответ. Предложение "Расскажите о себе” для словоохотливого кандидата означает просто праздник жизни, и не удивляйтесь, если через какое-то время - минут через 40 - перед вами остро встанет необходимость закончить "песнь о личности”. Чтобы этого не произошло, используйте те виды вопросов, которые соответствуют определенным целям интервью .

    Если вы хотите получить как можно больше различной информации из ответа кандидата, вы используете "открытые” вопросы . "Что бы вы могли рассказать о предыдущем месте работы? ”

    "Закрытые” вопросы хороши при уточнении информации и на этапе заключения конкретных договоренностей, когда стороны уже, что называется, "раскрыли карты ". Для чего, в своё время, были использованы "открытые” вопросы.

    Однако некоторые открытые вопросы вызывают защитную реакцию собеседника. Задумайтесь и скажите, какая сцена у Вас чаще всего ассоциируется со словом "Почему? …" Правильно… Изобилие таких клише в беседе с человеком начинает напоминать допрос. Чем чаще в вопросах присутствуют вводные слова и предложения, тем больше "амортизаторов " в разговоре, и это делает атмосферу интервью дружелюбной и комфортной.

    Вопросы не должны "говорить” кандидату , что он - уже сотрудник Компании . Сравните две фразы:

    Можете ли вы приступить к работе со следующего понедельника ?

    собеседование конфликтная ситуация мотивация

    В случае если Вы подойдете нам, можете ли вы приступить к работе со следующего понедельника ?

    В первом случае вероятная ситуация, когда подсознательно кандидат "увидит ” Ваше положительное решение о его кандидатуре. Использование этого подхода поможет избежать ситуаций, когда мы отказываем подходящему сотруднику на фоне более способного или мотивированного кандидата для сохранения возможности обратиться к нему вновь позже.

    Амортизаторы :

    · В чём причина…

    · Как Вы считаете…

    · По Вашему мнению…

    · Предположим, Вы нам подходите…

    · В случае если Вас заинтересует наше предложение…

    Вопросы для собеседования не должны содержать "подсказок ". Вопрос: "Делали ли Вы ежемесячные отчеты на прежней работе? ” сразу подскажет кандидату, в чем тайная мечта его возможного руководителя. Каким должен быть идеальный ответ? … А вопрос "Вы делали этот отчет еженедельно или ежемесячно? ” подразумевает, что этот отчет однозначно делался кандидатом, вне зависимости от его периодичности. Так, раз уж вы в этом убеждены, зачем же Вашему визави вас разочаровывать? Ответ на вопрос о том, что и как кандидат делал, вы получите, задав вопрос: "Что являлось вашими должностными обязанностями на предыдущем месте работы? ” Когда он расскажет Вам основную информацию, можно при помощи уточняющих вопросов узнать детали, например, о той же периодичности выполнения определенных действий (функций).

    Нет жестких рекомендаций относительно того, в какой момент вам следует получать информацию о том или ином тематическом блоке. Ваша задача - получить ответы НА ВСЕ интересующие вас вопросы .

    Время использования каждой вашей "заготовки" будет меняться в зависимости от конкретной вакансии и личностей ваших собеседников. Собеседование, как и любой другой вид общения, является искусством, а не ремеслом, и требует творческого подхода в каждой ситуации. На этапе подготовки к интервью мы с вами заготовили "кирпичики”, из которых вам предстоит построить новое здание во время собеседования.

    Наилучшего результата можно добиться, построив собеседование с кандидатом таким образом, чтобы оно включало в себя элементы всех трёх типов вопросов .

    в) использование тестов при подборе персонала

    Наряду с интервью тестирование является одним из распространенных методов оценивания кандидатов на вакантные должности.

    Тест (от англ . test - опыт, испытание ) - стандартизированный, ограниченный во времени метод исследования, предназначенный для выяснения определенных количественных и качественных характеристик личности с помощью вопросов, задач, ситуаций и т.д.

    Главной целью тестирования является получение информации об индивидуальных характеристиках человека, которые могут повлиять на результаты трудовой деятельности и поведение в коллективе.

    Тесты на профессиональную пригодность используются с целью оценивания психофизиологических качеств кандидата и умений выполнять определенные виды работ. К тестам на профессиональную пригодность принадлежат имитационные и тесты на проверку профессиональных знаний кандидата. При прохождении имитационных тестов кандидаты выполняют конкретную задачу, которая будет входить в их профессиональные обязанности. По результатам можно сделать вывод об умении кандидата выполнять определенные виды работ. Такие тесты отличаются высокой надежностью, поскольку направлены на выяснение связанных с профессиональной деятельностью претендента навыков. Среди имитационных тестов необходимо выделить компьютерное программирование для программиста, редактирование статьи для редактора, перевод текста для переводчика, набор текста для секретаря и т.д.

    К этой группе принадлежат также тесты на проверку уровня профессиональных знаний. На каждый вопрос предлагают несколько вариантов, из которых кандидат должен выбрать правильный ответ. По итогам тестирования можно получить показатель (в процентах или в баллах), характеризующий уровень профессиональных знаний кандидата.

    Тесты общих способностей дают возможность оценить уровень развития и некоторые особенности мышления, памяти, внимания, способности к обучению. Среди тестов общих способностей выделяют интеллектуальные тесты, предназначенные для исследования уровня интеллекта кандидата. По результатам тестирования можно рассчитать количественный показатель уровня развития интеллекта - коэффициент познавательного интеллекта IQ . В западных странах IQ широко используют для оценивания уровня интеллектуального развития кандидатов на руководящие должности.

    Могут использоваться как тесты общего интеллекта, так и специальные, направленные на составляющие интеллекта: вербальный интеллект, аналитические способности, пространственный интеллект, тип мышления. Например, высокий уровень вербального интеллекта важен для журналистов, преподавателей, политиков и т.д.

    Многофакторное оценивание интеллекта включает исследование следующих характеристик:

    · на владение словарным запасом, умение дописать предложение, подобрать (подыскать) антонимы и синонимы;

    · навыков речи (операция словами), которые выявляют с помощью тестов на рифмы, придумывание слов, начинающихся с определенной буквы, с определенной приставкой или суффиксом;

    · памяти с использованием тестов на проверку способности к запоминанию;

    · скорости и точности выполнения простых расчетных задач;

    · пространственного мышления с помощью задач, предусматривающих несуществующую манипуляцию объектами на плоскости или в пространстве;

    · выявления причинных связей с использованием тестов на установление правил или принципов.

    Несмотря на сложность, тесты на исследование уровня интеллекта просты в обработке результатов, которая сводится к подсчету баллов. Такое тестирование не обязательно должен проводить специально подготовленный специалист.

    Наряду с исследованием уровня развития познавательного интеллекта IQ в практике управления персоналом в последнее время внимание по большей части акцентируется на исследовании эмоционального интеллекта EQ .

    IQ отражает способности левого полушария мозга, отвечающего за логику и рациональное мышление, EQ - правого полушария, определяющего интуитивное мышление и эмоциональность.

    Из качеств, характеризующих эмоциональный интеллект, необходимо выделить: высокий уровень понимания себя, способность слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, умение контролировать свои эмоции и эмоции других людей, умение принимать правильное решение, способность формировать и мотивировать команду на достижение цели и т.д.

    Отдельные качества, характеризующие эмоциональный интеллект, можно измерять с помощью личностных тестов . Личностные тесты дают возможность исследовать такие качества, как коммуникабельность, стремление к риску, лидерство, неуемность, конфликтность и т.д. Эти тесты ориентированы на выявление характеристик личности с помощью анализа и группирования ответов человека на вопросы или утверждения. Ответы субъективны, поскольку основываются на самооценке человека. На ответы может влиять эмоциональное состояние, опыт работы с тестами.

    На практике также используют проективные тесты . Например, претендента просят нарисовать что-либо или прокомментировать картинку или фотографию. Анализируя результаты, психолог делает вывод о мотивационных установках, индивидуально-личностной характеристике и наклонности человека. Такие тесты основываются на том, что потребности и процессы, скрытые в подсознании человека, проектируются на внешний мир, выражаются в особенностях поведения и действиях. Чтобы получить внешнюю проекцию подсознательного, человеку предлагают спонтанно, непринужденно отреагировать на определенные ситуации.

    Тесты являются лишь одним из инструментов профессионального подбора персонала, специалисты по управлению персоналом должны уметь их использовать . В этой связи важно правильно избрать адекватные целям диагностики тесты и компетентно их использовать .

    г) оценка мотивации при подборе сотрудников

    Одной из наиболее распространенных причин ухода нового сотрудника до окончания испытательного срока является неточная или ошибочная диагностика "мотиваторов" конкретного человека при приеме на работу. Между тем каждый понимает: хороший кандидат - это мотивированный кандидат, причем, чем выше уровень мотивации новичка, тем скорее он приобретает необходимые на рабочем месте навыки.

    Для прогноза "приживаемости" нового сотрудника менеджеру по персоналу следует рассматривать весь комплекс мотиваторов, не останавливаясь только на материальных стимулах. Кроме того, нужно помнить, что один и тот же фактор (деньги или доступ к интернету) удовлетворяет различные потребности разных людей. Поэтому важно уметь правильно определять особенности мотивации будущего работника. Кроме того, точная оценка мотиваторов - основа для планирования развития и карьерного продвижения человека.

    Выявление доминирующих мотиваторов соискателя на ту или иную должность позволит сэкономить усилия и время при общении со многими кандидатами - и в результате принять на работу активного человека, ориентированного на достижение целей, не идущих вразрез с целями компании.

    Конечным результатом работы по оценке мотиваторов кандидата при приеме на работу должны быть ясные ответы на следующие вопросы:

    1. Каковы доминирующие мотивы (и, соответственно, - мотиваторы) этого человека?

    2. Имеется ли у него мотивация развития?

    3. Какие мотивы можно использовать для дальнейшего развития кандидата?

    Чтобы понять систему оценки и управления мотивацией в рамках управления персоналом, необходимо разграничить понятия:

    · потребность;

    · мотив;

    · мотиватор;

    · внутренняя мотивация;

    · система мотивации персонала.

    Потребность - испытываемая человеком нужда в том, что необходимо для его существования и развития.

    Мотив - субъективное отражение потребности, побуждающее человека к деятельности.

    Внутренняя мотивация - индивидуальный набор мотивов, побуждающих человека к деятельности.

    Мотиватор - фактор удовлетворенности трудом, влияющий на его эффективность. Изменение мотиватора повышает (либо снижает) удовлетворенность человека работой.

    Система мотивации персонала - система управленческих воздействий на мотивы работников, направленных на достижение максимальной эффективности деятельности конкретной организации.

    Одна из главных задач менеджера по персоналу при диагностике мотивации кандидата - выявление доминирующих в этот период его жизни мотивов (и, соответственно, мотиваторов).

    2. Сущность конфликта и правила поведения в конфликтных ситуациях

    Человек постоянно вступает в отношения с другими людьми. От того, как будет налажено общение с людьми, зависит социальная комфортность и результативность нашей деятельности.

    Переговоры - это деловое взаимное общение с целью достижения совместного решения. На протяжении всей нашей жизни мы ведем переговоры, обмениваемся обязательствами и обещаниями. Всякий раз, когда двум людям нужно прийти к согласию, они должны вести переговоры.

    Нельзя представить себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. В некоторых ситуациях обнаруживается антагонизм позиций, отражающий наличие взаимоисключающих ценностей, задач и целей, что иногда оборачивается взаимной враждебностью - возникает конфликт.

    Понятие конфликта имеет множество определений и толкований, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Деловое общение - это прежде всего взаимодействие партнеров, обмен информацией, согласование позиций и точек зрения, и здесь мы также сталкиваемся с конфликтами и конфликтными ситуациями.

    Разрешение конфликтных ситуаций имеет очень большое значение. Считается, что конфликт всегда нежелателен, поскольку наносит ущерб людям, негативно сказывается на результатах совместной работы, ухудшает, а иногда и разрушает деловые взаимоотношения. Классическая точка зрения на конфликт состоит в том, что ему вообще нет места. Но теперь признано, что определенная степень конфликтности в социальных отношениях просто неизбежна. У конфликта может быть созидательный или разрушающий результат.

    В разрешении конфликта главную роль играет этика менеджмента.

    И в рамках современного менеджмента сегодня уже существует специальная наука - конфликтология. Она помогает в управлении поведением людей в особых ситуациях, в урегулировании отношений, указывает пути выхода из той или иной ситуации.

    Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное. Поэтому всегда нужно стремиться искать пути смягчения конфликтных ситуаций или их ликвидации.

    а) Конфликт. Его типы. Сущность

    Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, точек зрений, взглядов партнеров по общению. В психологии выделяются следующие типы конфликта .

    Внутриличностный конфликт возникает из-за состояния неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанного с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений и потребностей.

    Межличностный конфликт является самым распространенным типом конфликта; он возникает между людьми из-за несовместимости их взглядов, интересов, целей, потребностей.

    Межгрупповой конфликт происходит вследствие столкновения интересов различных групп.

    Конфликт между группой и личностью проявляется как противоречие между ожиданиями отдельной личности и сложившимися в группе нормами поведения и общения.

    Возникновение конфликта возможно по разным причинам и обстоятельствам, например, он может являться результатом недостаточного понимания в процессе общения, неверных предположений по отношению к действиям собеседника, различий в планах и оценках. Причинами конфликта могут быть: индивидуально-личностные особенности партнера по общению; неумение (нежелание) контролировать свое эмоциональное состояние; бестактность и отсутствие желания трудиться, а также потеря интереса к работе.

    Главную роль в возникновении конфликтов играют конфликтогены - слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта. Однако сам по себе "конфликтоген-одиночка" не способен привести к конфликту. Для этого должна возникнуть цепочка конфликтогенов - их эскалация, т.е. когда на конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто выбирая самый сильный из всех возможных.

    Как же происходит обмен "любезностями"? Получив в свой адрес конфликтоген, "пострадавший" отвечает "обидой на обиду", чтобы компенсировать свой психологический проигрыш. При этом его ответ не должен быть слабее, поэтому для полной уверенности он делается с "запасом" (трудно же удержаться от соблазна проучить обидчика?!). В результате сила конфликтогенов возрастает.

    Выделяются следующие основные типы конфликтогенов :

    1) стремление к превосходству;

    2) проявление агрессии;

    3) проявление эгоизма.

    Для того чтобы в процессе общения и взаимодействия с другими людьми избежать конфликтогенов, следует:

    1) помнить, что любое неосторожное высказывание может спровоцировать конфликт (за счет эскалации конфликтогенов);

    2) проявлять эмпатию к собеседнику. Для этого нужно войти в его положение и представить, как отзовутся в его душе ваши слова, действия и поступки.

    Для того чтобы понять сущность конфликта и эффективно разрешить его, необходимо обратиться к одной из формул конфликта :

    конфликтная ситуация + инцидент - конфликт,

    где конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, создающие истинную причину конфликта;

    инцидент - это стечение обстоятельств (искры), которые являются поводом для конфликта;

    конфликт - это открытое противостояние, являющееся следствием взаимоисключающих интересов и позиций.

    Разрешить конфликт - значит:

    1) устранить конфликтную ситуацию;

    2) исчерпать инцидент.

    Однако, как показывает практика, в жизни встречается много случаев, когда по объективным причинам невозможно устранить конфликтную ситуацию. Следовательно, с целью избегания конфликта следует проявлять осторожность и не создавать инцидента.

    б) Правила поведения в конфликтах

    В конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет к аффекту, когда сознание просто отключается и человек не отвечает за свои слова и действия. Великий персидский писатель и мыслитель Саади (между 1203 и 1210-1292) по этому поводу писал:

    Разгневан - потерпи, немного охладев,

    Рассудку уступи, смени на милость гнев .

    Разбить любой рубин недолго и несложно,

    Но вновь соединить осколки невозможно .

    Специалисты в области конфликтологии разработали кодекс поведения в конфликте. Ознакомимся с некоторыми правилами* (*Самыгин СИ ., Столяренко Л .Д. Психология управления . - Ростов-на-Дону 1997 . - С .4 68-472 .):

    1. Дайте партнеру " выпустить пар " . Если партнер раздражен и агрессивен (переполнен отрицательными эмоциями), договориться с ним трудно, а зачастую невозможно, поэтому постарайтесь помочь ему снизить внутреннее напряжение. Во время его "взрыва" рекомендуется вести себя спокойно, уверенно, но не высокомерно.

    2. Сбивайте агрессию неожиданными приемами . Например, задайте неожиданный вопрос совсем о другом, но значимом для партнера деле или доверительно попросите у конфликтующего собеседника совета.

    3. Не давайте партнеру отрицательных оценок, а говорите о своих чувствах . Не говорите: "Вы меня обманываете", лучше звучит: "Я чувствую себя обманутым".

    4. Попросите сформулировать желаемый конечный результат и проблему как цепь препятствий . Проблема - это то, что надо решать, а отношение к человеку - это фон, условия, в которых приходится принимать решение. В случае неприязненного отношения к клиенту или партнеру, вы можете не захотеть решать проблему. Этого делать нельзя! Не позволяйте эмоциям управлять вами. Вместе с собеседником определите проблему и сосредоточьтесь на ней. Иными словами: отделите проблему от личности.

    5. Предложите клиенту высказать свои соображения по разрешению возникшей проблемы и свои варианты решения . Не надо искать виновных и объяснять создавшееся положение. Ищите выход из него. Не останавливайтесь на первом приемлемом варианте, их должно быть найдено много, чтобы выбрать лучший (альтернатива). При этом всегда помните, что искать следует взаимоприемлемые варианты решения, т.е. вы и клиент (партнер по общению) должны быть взаимно удовлетворены конечным результатом.

    6. В любом случае дайте партнеру " сохранить свое лицо " . Не позволяйте себе распускаться и отвечать агрессией на агрессию и задевать достоинства партнера; он этого не простит, даже если уступит нажиму. Не затрагивайте его личность, а давайте оценку только действиям и поступкам, например, можно сказать: "Вы уже дважды не выполнили свое обещание", но нельзя говорить: "Вы - необязательный человек".

    7. Отражайте, как эхо, смысл высказываний и претензий . Употребление фраз типа "Правильно ли я Вас понял?", "Вы хотели сказать." устраняет недоразумения и демонстрирует внимание к собеседнику, что уменьшает его агрессию.

    8. Не бойтесь извиниться, если чувствуете свою вину . К извинениям способны уверенные и зрелые люди, поэтому это обезоруживает клиента и вызывает у него уважение и доверие.

    9. Ничего не надо доказывать . В конфликте никто никогда и никому ничего не сможет доказать, так как отрицательные эмоции блокируют способность понимать и соглашаться с "врагом". Человек в этот момент не думает, его рациональная часть отключается, а поэтому незачем пытаться что-либо доказывать. Это пустая трата времени и бесполезное занятие.

    10. Замолчите первым . Если так получилось, что вы не заметили, как "втянулись" в конфликт (по наблюдениям 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников), попытайтесь сделать единственное - замолчите. Не от собеседника - "противника" требуйте: "Замолчи", "Прекрати", а от себя. Однако ваше молчание не должно быть обидным для партнера и не должно быть окрашено злорадством и вызовом.

    11. Не характеризуйте состояние оппонента . Избегайте словесной констатации отрицательного эмоционального состояния партнера: "Что ты злишься, нервничаешь?", "Чего ты бесишься?" - такие "успокоители" только укрепляют и усиливают конфликт.

    12. Независимо от результата разрешения противоречия старайтесь не разрушать отношения . Выразите свое уважение и расположение клиенту, партнеру и выскажите согласие по поводу возникших трудностей. Если вы сохраните отношения и дадите клиенту "сохранить свое лицо", вы не потеряете его как будущего клиента или партнера.

    В книге Нелли Власовой ". И проснешься боссом " сформулированы 11 табу в конфликтной ситуации .

    Нельзя :

    1. Критически оценивать партнера.

    2. Приписывать ему низменные или плохие намерения.

    3. Демонстрировать знаки своего превосходства.

    4. Обвинять и приписывать ответственность только партнеру.

    5. Игнорировать интересы партнера по общению.

    6. Видеть все только со своей позиции.

    7. Уменьшать заслуги партнера и его вклад в общее дело.

    8. Преувеличивать свои заслуги.

    9. Раздражаться, кричать и нападать.

    10. Задевать "болевые точки" и уязвимые места партнера.

    11. Обрушивать на партнера множество претензий.

    В конфликтной ситуации всегда нужно помнить о "золотом правиле" нравственности, о соблюдении вежливости и тактичности.

    в) Стратегия поведения в конфликтных ситуациях

    По способу разрешения конфликты подразделяются на продуктивные (конструктивные) и непродуктивные (деструктивные).

    Деструктивные конфликты - это конфликты, при которых разрушаются межличностные связи, резко снижается эффективность работы, а решение проблемы становится невозможным.

    Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения : соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.

    1. Соперничество - это открытая "борьба" за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.

    2. Сотрудничество - это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: "Я хочу справедливого исхода для нас обоих", "Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим" и т.п.

    Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.

    3. Компромисс - это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и ту же должность).

    Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.

    4. Избегание - это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.

    5. Приспособление представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания - сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.

    Стратегия приспособления может применяться, если:

    Ш вас не особо волнует случившееся, а предмет разногласия для вас не важен;

    Ш вы осознаете, что правда на вашей стороне;

    Ш вы чувствуете, что ваши шансы на победу минимальны;

    Ш вы считаете, что лучше сохранить добрые отношения с партнером, чем отстаивать собственную позицию.

    Понятно, что ни одна стратегия поведения в продуктивном конфликте не может считаться лучшей, поэтому важно научиться эффективно, использовать каждую из них, учитывая обстоятельства и ситуацию.

    В отношениях между людьми неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни.

    Широко распространены житейские соображения, что конфликты - это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане.

    Нередко осуждение самого факта существования конфликтов и наивная вера в то, что можно прожить жизнь, ни разу ни с кем не конфликтуя, связаны с недостаточными разграничениями между самим конфликтом и способом его разрешения. А ведь существуют эффективные способы разрешения конфликтов, вызванных различиями во взглядах, установках, несовпадениях целей и поступков. Они укрепляют взаимоотношения и тем необычайно ценны. Совместное успешное разрешение противоречий может сблизить людей больше, чем многие

    годы проведенные во взаимном обмене любезностями. Однако, наряду с этим есть и такие способы разрешения конфликтов, которые отравляют жизнь и разрушают даже устойчивые многолетние связи.

    Анализ теоретической литературы по проблеме конфликта показывает, что конфликт с неизбежностью сопровождает все сферы межличностного взаимодействия. Конфликт, оказывая дезорганизующее влияние на совместную деятельность людей, может быть в то же время обращен в продуктивное русло, обостряя возникшее противоречие и способствуя выработке более осознанного и целесообразного решения проблемы. Кроме того, разрешение индивидом конфликтной ситуации обогащает его жизненный опыт в сфере межличностного взаимодействия.

    Анализ литературы показал необходимость и практическую значимость изучения специфики возникновения и протекания конфликта, поиск путей его разрешения в деловом общении.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Подготовка к проведению собеседования. Формулирование вопросов кандидатам. Условия проведения собеседования. Осмысление сказанного кандидатом на должность. Принятие решения по результатам собеседования. Советы тем, кто решил получить хорошую работу.

      реферат , добавлен 08.12.2010

      Понятие собеседования как метода отбора персонала, его цели и задачи. Правила и методики проведения собеседования, его виды и типы. Характеристика стадий проведения собеседования как средства двусторонней коммуникации. Принятие окончательного решения.

      курсовая работа , добавлен 09.06.2014

      Признаки эффективности собеседования как инструмента отбора кадров. Цели и методики проведения собеседований, их классификация. Принципы подготовки к собеседованию, стратегия и тактика проведения. Фактора и приемы успешного проведения собеседования.

      курсовая работа , добавлен 31.01.2011

      Типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины конфликтов, их последствия и методы разрешения. Правила поведения в сложных ситуациях. Типы конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый.

      курсовая работа , добавлен 17.05.2011

      Менеджер по продажам как организатор выполнения торгового заказа, личностные качества менеджера. Самые распространенные варианты вопросов собеседования. Рекламные объявления о вакансиях из газет. Системы мотивации и конфликтные ситуации на предприятие.

      контрольная работа , добавлен 17.08.2010

      Общее определение конфликта, его типы и модели в коллективе. Типы поведения людей в конфликтной ситуации, действия руководителя при разрешении споров. Определение путей решения и выхода из конфликтных ситуаций в процессе реорганизации учреждения.

      дипломная работа , добавлен 24.11.2012

      Основные принципы отбора персонала. Собеседование как основной метод оценки кандидатов. Разработка технологии проведения личных собеседований с кандидатами на вакантные должности в Старицком отделении №1559/073 Сбербанка России, системы отбора персонала.

      курсовая работа , добавлен 19.02.2013

      Задачи первичного отбора при приеме на работу, понятие и цели индивидуального собеседования. Наиболее распространенные виды и типы кадровых собеседований, основные стадии отбора кандидатов и методы оценки их интеллекта, профессионализма, эрудиции.

      курсовая работа , добавлен 31.01.2011

      Теоретические аспекты конфликта и его профилактики. Виды конфликтов в организации. Анализ конфликтной ситуации и способы предотвращения ее развития. Управление и профилактика организационных конфликтов. Роль руководителя в конфликтных ситуациях.

      курсовая работа , добавлен 20.11.2010

      Информация о кандидате. Анализ резюме соискателя. Выявление недостатков резюме, формулирование уточняющих вопросов. Правила составления программы собеседования. Личностные качества, увлечения, хобби кандидата. Разработка вопросов для собеседования.

    Лучше уже при собеседовании определить склонность соискателя к разжиганию конфликтов, чем потом гасить их в коллективе . Существует простой тест, подходящий для проверки кандидата: необходимо вызвать собеседника на спор. Точнее, задать вопрос, по которому есть официальная, общепринятая позиция и противоположная. В финансовой сфере - вопрос по бюджетированию, в бухгалтерии - по налогам.

    Предложите собеседнику высказать свое мнение и начните выдвигать аргументы против его позиции. Попытки кандидата спорить, повышая интонацию или агрессивно, означают, что тест не пройден. Сдержанный человек разъяснит и защитит свою позицию спокойно.

    Также есть ещё один полезный тест. Попросите кандидата на листе бумаги начертить вертикальную линию длиной около 10 сантиметров. Скажите, что наверху расположены наиболее умные люди, а внизу — наиболее глупые. Попросите соискателя определить своё место на этой линии. Большинство указывает место чуть выше середины. Внизу - мудрые люди и те, кто находится в стрессе. На самом верху - не очень умные люди.

    Эти простые тесты могут помочь найти разумного и лояльного сотрудника.

    Отвечая на интервью на этот вопрос, помните: работы без конфликтов не бывает, а эйчар проверяет вас на честность. Интервью - это психологическая дуэль. И каждый заданный вопрос имеет свою цель, каким бы абсурдным он не казался соискателю.

    «Любой вопрос, заданный в ходе структурированного интервью, возникает не просто так», - говорит Любовь Матвеева , начальник отдела внедрения HR-технологий управления по работе с персоналом компании «Корбина».

    Какую же цель преследует вопрос о конфликтах на работе?

    Работа.ру обратилась за разъяснениями.

    «Задавая подобные вопросы, работодатель преследует две задачи: проверить стрессоустойчивость кандидата и оценить его потенциальную честность, понять, не была ли причина ухода с предыдущей работы связана с конфликтными ситуациями», - считает консультант Работы.ру Екатерина Лукьянова .

    «Таким вопросом, как правило, интервью не начинают, так как он достаточно специфичный. Его цель - определить модель поведения кандидата в конфликтных ситуациях, - комментирует Татьяна Соловьева , директор департамента по работе с персоналом «Лаборатории Касперского». - По ответам соискателя работодатель определяет, как, скорее всего, будет вести себя данный человек в конфликте. На самом деле, этот вопрос не совсем корректный (как и все остальные вопросы по моделям поведения в прошлом), поскольку люди меняются, учатся на своих ошибках и т.п., и прошлое поведение не всегда будет повторяться в будущем.

    Кроме того, на такие вопросы кандидаты часто дают социально желательные ответы. Вряд ли в ответе на этот вопрос человек искренне опишет ситуацию, в которой он выступил инициатором конфликта. Тем не менее, его задают часто и к этому вопросу нужно быть готовым - припомнить за несколько минут конфликтную ситуацию, которая успешно разрешилась благодаря вам, и еще правильно про нее рассказать - задачка не из легких».

    По мнению Любови Матвеевой , такой вопрос задается людям, претендующим на позицию, которая требует постоянного общения с людьми. Это может быть позиция менеджера по персоналу, менеджера по продажам, оператора call-центра. Вопрос помогает выявить такие личностные качества как способность владеть собой в стрессовых ситуациях, конструктивное решение конфликтных ситуаций, толерантность, умение решать спорные вопросы.

    Что ответить?

    «Отвечая на подобные вопросы, сохраняйте спокойствие, не возмущайтесь и не паникуйте», - советует Екатерина Лукьянова .

    Варианты ответов:

    Я по характеру достаточно мягкий человек и доводить дело до прямого конфликта мне не свойственно, поэтому возникавшие разногласия мы всегда решали в конструктивной беседе.

    Как руководитель, я всегда уделял большое внимание подбору команды, и обычно у моих сотрудников серьезных конфликтов не возникало.

    Однако Татьяна Соловьева не согласна с вариантами ответов Екатерины : «Нежелательно отвечать «У меня конфликтов не было», так как предполагается, что нет организаций без конфликтов, и такой ответ часто воспринимается, как нежелание отвечать. Если же вы действительно не были вовлечены непосредственно в конфликтные ситуации, то можно описать ситуацию, которая происходила рядом с вами, на ваших глазах. При ответе на вопрос опишите подробно, кто был вовлечен в конфликт, что было его предметом, как развивались события, как вы вели себя в данной ситуации, как она в итоге разрешилась, как вы оцениваете действия сторон и т.п.».

    Если же конфликтные ситуации у вас на работе были, то не стоит, по мнению Татьяны , рассказывать про те из них, о которых вы жалеете. «Постарайтесь уже перед интервью припомнить конфликт, в котором вам удалось найти компромисс, проявив гибкость и учтя не только свои интересы, но интересы другой стороны, и который разрешился конструктивно с вашей помощью».